пʼятницю, січня 14, 2011

Взляд флагманского механика 17 -й дивизии в Гремихе на гибель апл К-8 в 1970 году спустя десятилетия.

 Атомная подводная лодка К-8.Подготовка к походу зимой 1970 года , ее гибель  и  кто как себя вел в  то тяжелое время.

Где то в начале феврвля, выполнив курс боевой подготовки мы и отправили лодку, как оказалось в последний поход, Подготовка у нас, штабных, не вызывала особых забот. Экипаж подготовлен хорошо, компания реакторов на половине, не первый раз она ходила в Средиземное море. План похода обычный- разведка, слежение за 6 американским флотом, учебные упражнения, притирка экипажа и обкатка нового командира. Командир- Владислав Бессонов, был способен идти в поход самостоятельно, но существовала такая категория начальников в штабах соединений , которые ни кому не были нужны
, Это так называемые замы командира соединения по подготовке командиров. Это как правило бывшие командиры подводных лодок, слегка устаревшие и как правило доживающие до пенсии . Ни один из них наверное  не  стал командиром соединения, им становились как правило начальники штабов. Так вот у нас на дивизии был такой пом. по подготовке командиров Володя Каширский и его отправили старшим на поход. Старшим на походе лафа а не жизнь- делать абсолютно нечего, все прикрыто- занимайся чем хочешь и даже в кают компанию можно не спешить, за ним и командиром закреплены штатные места. Читай, рисуй, играй в шахматы, если умеешь, или в кашу,- все идет своим чередом- смена вахты, учения какие ни будь от нечего делать, сеансы связи- ему только докладывают. Об этих посредниках хорошо рассказал в своей книге  В. Мазуренко, бывший турбогенераторщик с АПЛ К-27. Правда там ходил капитан 1- го ранга на то время(ныне полный адмирал) Михайловский А. П., которому чуть яйца не спалили, устроив пожар на ровном месте, прямо под дверью его каюты, а он и ухом не повел- не вмешивался ни во что, не руководил ничем. Последний швартов на К-8 отдал я, надо же такому случиться? Но перед этим у меня произошла стычка с  Каширским. До последнего времени не было известно ( это всегда перед выходом в море) сколько приписного личного состава будет на выходе и поэтому  не известно сколько грузить дополнительного водолазного снаряжения. По этой причине водолазы, я распорядился, подвезли снаряжение только к отходу лодки.  Как и должно быть этим хлопотным хозяйством заведовал конечно же командир БЧ-5. Поэтому я сказал В. Пашину- забирай хозяйство. Каширский был на мостике- его там раздевали - он в канадке не проходил в люк, так он был дороден -он же офицер флота!  С медным лицом с позавчера, на котором выделялись выпуклостью глаза синеватого цвета Каш. скомандовал: « снаряжение не грузить- все и так завалено».   И правда лодка уходящая на боевую службу всегда  была перегружена. Запасов требовалось много на 60 суток, да еще на 100-120 человек. Чаще продукты валялись просто в отсеках. Штатный состав был чуть больше 100, но к ним прибавлялся большой балласт - Это люди порой совершенно не нужные, Одним требовалось отметка , что был на БС для карьеры, других посылали для контроля за экипажем, третьи для учебы, ОСНАЗ, подбрасывал бездельников и политотдел. Так на К-8 присутствовало лишних 20 человек. Это, кроме запаса продуктов была и большая нагрузка на туалет, не говоря о дополнительном водолазном снаряжении. Существовал закон- не прошедших водолазную подготовку в море не брать, но когда проходил эту самую подготовку хотя бы тот же Каш, а многие и понятия об этом не имели вообще- напр. ОСНАЗ. Это хорошие сыщики по эфиру, но совершенно не подводники. Но все сходило, зад командования всегда был прикрыт нашим братом инженером, на нас вешали дохлых кошек. Так вот я возразил Каш ,что запишу в вахтенный журнал такое приказание замкомдива- на что тот сказал: «А  я тебя на борт не пущу». Я доложил шефу Дуб об этом и успокоился. Вероятно правильно мне объявили выговор за гибель К-8, единственный наказанный в этой катастрофе- это я. Формулировка- не обеспечил водолазным снаряжением приписной личный состав. Да конечно, надо было дело довести до конца и заставить принять еще тонну лохматого груза, но я совсем не уверен и даже уверен совсем, что это не спасло бы ни одной подводницкой души в той обстановке.
           Но вот отдал я последний швартовый конец и как оказалось последний на этой ПЛ. Погода стояла солнечная, первая половина дня, настроение хорошее. Взял да и сбросил швартов. Меня это смущает и до сих пор. Ведь это была обязанность матросиков на причале. Зачем я? Просто стоял на причале около кнехта, а труд не велик. Но лодка ушла и плавала спокойно и успешно. Выполнив план похода она должна была следовать снова через Гибралтар и Атлантику, домой, в Гремиху. Но в этот период Главком сотворил новое учение * Океан*.  Учение всего ВМФ на всех морях и океанах. Но всякие учения у нас подчинялись правилу- как можно больше вывести кораблей в море, иногда даже не совсем подготовленных и даже не исправных. Насыщали учения не смыслом, не практикой плавания, а количеством кораблей в море- пугали врага. Так решили задействовать и К-8. Продлили ей срок пребывания в море на 10 дней, снабдив ее регенерацией и продуктами с какого то судна Черноморского флота там же в Средиземном. Подводники написали письма домой, чтоб передали на почту в месте приписки судна, ведь надводники через малое время будут дома. Кстати эти письма семьи получали  после того, как прошли уже траурные мероприятия. Прошли Гибралтар и потопали в район учения, на север. Наверное только подводник и знает, что такое получить приказ остаться в море на десять дней, когда каждый уже планировал свои дела, представлял встречу дома, после длительного двухмесячного похода. Но приказ есть приказ. Уже далеко от Гибралтара произошло несчастье, она затонула в результате большого пожара в нескольких отсеках одновременно. Многие пишут, что место гибели К-8 Бисскайский залив, вроде как гиблое место для кораблей, вроде как он виноват в происшествии, или отвести глаза врагам от фактического места гибели. Ведь мы уже знали, что  была поднята американцами наша К-29 на ТОФе и даже с сумасшедшей пятикилометровой , до селе невиданной глубины.  Кстати там остались мои два однокашника- Коля Орехов и земляк – Саня Егоров. Хотя Брежнев не признал очевидного факта. Это место гибели « К-8»- северная  Атлантика, это на маршруте перехода наших лодок, это в 200 милях от Биская. Но вот утвердилось это понятие и многим оно нравится звучным названием.       И это кочует из  книги в книгу.
             Я не буду говорить о том, что произошло на лодке- сильнейший пожар электрического происхождения с массовым взрывом регенерации. Это подобно внутренности работающей домны. Мне пришлось долго говорить с командиром БЧ-5 Валей Пашиным после его возвращения из этого ада, моим однокашником и курянином- земляком. Не все было так как пишет В.Поливанов и другие. Я слушал доверительного, анализирующего ситуацию человека, прошедшего это и пострадавшего при том снова от командира. Вопрос командирства стоило бы обсудить и я буду это делать в удобных местах. Сразу скажу, что не все так красиво происходило на К-8 как пишет бывший НачПО. Конечно было там все, что случается в тяжелых условиях с человеком. Была и трусость и не выполнение приказов и перегибы командира и особенно трусость больших начальников. Я имею ввиду зам по подготовке командиров 17 дивизии Каширского. Он первым сошел на пароход, под видом донести в Москву об аварии. Он сошел, но без СПС, без которого донести ничего не мог. Так почему же он тогда сошел, когда еще лодке ничего, казалось бы , не угрожает? Почему он не руководил борьбой за живучесть, как более опытный, старый и старший? И еще интересен факт- как он ухитрился выскочить через люк в канадке, если его      обычно            раздевали,чтоб «погрузить»
       Мне дальше не хочется комментировать книгу Поливанова «СОС из  глубины». Книга написана здорово, я даже сомневаюсь, что это мог написать политработник. Она тянет на диссертацию- так в ней много материала и так профессионально он изложен. Причем по разным отраслям- и медицины и химии и теории подводной лодки и инженерным вопросам и вопросам психологии. Думаю что, либо у него был хороший редактор- инженер, либо многое написано не им. Я уважаю .этого человека за то, что он несмотря на политические должности, в отличие от других , был человеком, понимал обстановку кризиса советской жизни и не осуждал нас за те  разговоры, что мы вели в открытую при нем. А мы много раз были с ним на рыбалке и позволяли многое в его присутствии. Он никого не заложил и  некоторым даже помогал, когда их закладывали другие замполиты. С Валентином Пашиным мы много часов просидели, проговорили и много выпили спирта и та картина что он нарисовал мне понятна и не понятна.          

 Так например  не понятно мне:


== почему Сева Бессонов оставил на лодке в критической ситуации так много людей, которые погибли вместе с ним? Его поведение действительно геройское- командир покидает корабль последним. Да и куда ему деться? Ведь останься он жив- его бы судили и что лучше- кто знает. Он получил посмертно героя, его отметили на памятной доске в Курске, на Красной площади- он тоже мой земляк и плюс сосед по квартире, с кем по праздникам мы выпивали не раз. Хороший парень, любимец наших женщин в Гремихе. Цельный и спокойный мужик. Но зачем ему надо было унести в океан лишних людей?
Не понятно:
   ==А вот не хуже его, командира, доктор Арсений Соловей. Разве он не геройский поступок совершил- спас больного сверхсрочника, отдав ему свой ИДА-59, а сам погиб? Но ему героя не утвердили, не командир, флотский спец на ПЛ всего лишь. Их именами названы улицы в Гремихе, да и все. Но теперь в Гремихе полный завал( смотрел по интернету), дома разрушены, жителей горстка ( что они там делают?),богом забытая дыра. Там и улиц не сохранилось, там и памятник К-8 сколоченный руками матросов наверное рухнул. Государство средств не выделяло на него- мы проектировали, мы же  и строили из подручных материалов. А Арсений парнишка был славный. Не верю в то что он не хотел спастись, не может такого быть в биологии. Значит что то не сложилось, что то не предусмотрел. А командование посчитало что слишком много для лодочного спеца звания героя, даже посмертно. А это не вынужденное, как у командира, решение. Так кто же герой?
Не понятно:
И то, что когда командир БЧ-5 доложил о неминуемой гибели лодки по причине потери продольной остойчивости, командир просто снял его с должности и приказал покинуть корабль. Почему он не послушал специалиста? Почему объявил его трусом? Видимо Сева руководствовался высшими соображениями- держать экипаж в уверенности, что лодка в надводном положении затонуть не может, и сам видно верил в это. Я лично вижу в этом лишние жертвы и не мало- человек эдак 20. Больше всего жалел комдива три БЧ-5- у него было трое детей, да сам он был обстоятельный какой то, целый, степенный мужик. Фамилию его к сожалению забыл.  Да и многие верили в непотопляемость ПЛ в надводном положении. Даже заслуженный адмирал Петелин доложил в ЦК « подводная лодка в надводном положении утонуть не может». Это правда, но если она исправна по корпусу. Он доложил находясь в Москве, а на лодке бушевал электричесий пожар со взрывом регенерации= это сильнее электросварки и прожигал системы забортной воды, выжигал сальники и прокладки. Конечно за эту фразу, обманувшую начальство, его уволили.

           ==непонятно или противно
думать об этом поведении начальства при возвращении спасшихся. Кто поверит сразу что близкий человек погиб? Недели три не было списка погибших, но все знали об аварии . Как относились жены к этому известию?  По Гремихе стоял стон. Наконец списки уточнили и оповестили семьи. А тут снова волна- приходят письма от покойников. Кто ж поверит брехливому изначально командованию, что близкий погиб. Уже все известно. Но где же люди? люди в это время находились в нашем санатории «Щукозеро», их там допрашивали КГБшники. Причем не просто так, а расселили группами по известным КГБ признакам и друг с другом общение не позволялось. И продолжалось это недели. А жены тряслись.

==Политотдел в это время работал в своем обычном режиме, т.е. чужими руками. Так Дубовскому было приказано оповещать семьи своих механиков- у вас же больше всех погибших людей. Логика железная- тот кто больше всех работает, у кого больше всего обязянностей, людей и техники, тот должен от имени политодела заниматься и этим.  А эта работа была самая скверная.  


 Грустная статистика такова:


           Штат-                                                105 человек.
           Вышло-                                             125      ( балласта –20 ), правда из них не погиб никто, о них заботились.
           Погибло-                                           52,
           Спаслись-                                         73
           Погибли при аварии-                      30
           Погибли после аварии –     22.


Так и эта катастрофа была пережита. Семьи разбросали по родному союзу, перевезли их с сопровождающими да и стали забывать. Жизнь налаживалась уже без них. Валя Пашин перевелся в Сосновый бор, в учебный центр подготовки подводников, но мы с ним успели все вещи эти обсудить. К сожалению…
           Вот так закончилась моя третья катастрофа.
           Участвовал я во всей этой катавасии в разных ипостасях. Ходил по квартирам и оповещал, конечно с группой товарищей. Картинки с этой выставки были мягко говоря неприятны. Какой то анализ из этого события мы ЭМС дивизии сделали. Там разные предположения и проверки на других кораблях проводили. Осмотрели стремные места кабелей, пролезли сомнительные места, дали какие то рекомендации по вопросу ухода за кабелями. Но каких то мер в этом вопросе командованием, в том числе и инженерным, предпринято не было. Лодки как плавали так и остались плавать. Ни проектанты, ни строители ни каких телодвижений по этому поводу не сделали. Хотя не раз мы писали о ненадежности наших кабелей. Американцы выводы сделали- они прокладывали кабели в красномедных трубах-чехлах и у их этой проблемы вроде не было.
           Жизнь благословенной Гремихи шла дальше.
Капитан 2- го ранга Виктор Широкобоков. На фотографии В.Каширский в центре.2010 год(слева). В.Бессонов-командир апл К-8 .(справа)

Немає коментарів: