понеділок, січня 14, 2013

Гарнизоны ВМФ СССР. КАМРАНЬ(база)




Залив Камрань с советским военным флотом. Плакат 1985 года.

Фотографии советской военной базы в г. Камрань, 1987.
Камра́нь (вьетн. Cam Ranh) — военная база во Вьетнаме, в городе Камрань провинции Кханьхоа.
База расположена на берегу Южно-Китайского моря, в бухте Камрань. Благодаря природным условиям порт Камрани считается одним из лучших глубоководных портов в мире.
Во время Вьетнамской войны Камрань находилась на территории Южного Вьетнама и была
крупной тыловой базой США. Американскими инженерами были построены аэродром и
современный порт. 
Источники-
У этого термина существуют и другие значения, см. Камрань.

На аэродроме базировались 12-ое тактическое истребительное крыло и 483-ое тактическое транспортное крыло ВВС США; вопреки некоторым утверждениям[1], стратегические бомбардировщики B-52 никогда здесь не базировались.[2] В 1972 году США передали все военные объекты в Камрани южновьетнамской армии. 3 апреля 1975 года город был взят
северовьетнамской армией
в ходе Весеннего наступления.
2 мая 1979 года, через два месяца после окончания китайско-вьетнамской войны, СССР и Вьетнам подписали соглашение об использовании порта Камрани как пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) советского Военно-морского флота сроком на 25 лет. В дальнейшем здесь
была создана крупнейшая советская военная база за рубежом общей площадью 100 км². Вся инфраструктура была модернизирована. На аэродроме постоянно базировался отдельный
смешанный авиационный полк.
12 декабря 1995 года при заходе на посадку в Камрани в сложных метеорологических условиях потерпели катастрофу три истребителя Су-27 из состава пилотажной группы ВВС России
«Русские витязи».
Согласно советско-вьетнамскому договору, аренда базы была безвозмездной. С 1991 года
вьетнамская сторона неофициально предлагала СССР, а затем и России оплачивать аренду. В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу. Последние российские военнослужащие покинули Камрань в мае 2002 года.
Часть базы с 2004 года функционирует как гражданский (ныне — международный) аэропорт аэропорт Камрань.

База Камрань

Официальное название - ПМТО (пункт материально-технического
обеспечения) кораблей и судов в Камрани. Площадь базы - 100 квадратных
километров, расположена на юго-восточном побережье Вьетнама. В настоящее
время командиром ПМТО является капитан 1 ранга Юрий Еремин.

фото PETERA.BIRD (опубликовано в
"Итогах")
Первыми в Камрань пришли американцы
в середине 60-х годов. База в
глубоководном заливе Кэм Ран Бей в
Южном Вьетнаме подходила Пентагону
для осуществления бомбардировок
территории, контролируемой
вьетконговцами. Базу посетил президент
США Линдон Джонсон, заявивший, что
звездно-полосатый флаг будет реять
над ней вечно. В период вьетнамской войны отсюда взлетали бомбардировщики Б-52. Кстати,
в Камрани же позднее американцы стали проводить первые опыты с дрессированными
дельфинами, вооруженными взрывчаткой и баллонами с парализующим газом для
уничтожения кораблей и водолазов противника. Позднее американцы рассекретили данные,
согласно которым с помощью обученных дельфинов было уничтожено до 60 плавцов-
вьетконговцев, пытавшихся взорвать корабли США, стоявшие на рейде. Любопытно, что в эту
же пору конгресс США, несмотря на запрещение охоты на морских млекопитающих,
разрешил американским ВМС ежегодно отлавливать 25 дельфинов и морских львов в
целях национальной обороны.
После эвакуации американцев из Южного Вьетнама и окончания вьетнамской войны в
Москве надеялись, что Ханой отдаст базу в аренду СССР. В период холодной войны и борьбы
СССР на два фронта - против "американских империалистов" и "китайских оппортунистов" -
Москве очень хотелось, чтобы советский флот находился у берегов Вьетнама и этим
изменил расстановку сил на Тихоокеанском театре, подорвав монополию США с их базами
на Филиппинах, в Японии и Южной Корее. Но Вьетнам не спешил благодарить Москву.
Вьетнам согласился передать Камрань СССР только благодаря китайцам, решившим в 1979
году преподать урок Ханою за то, что тот "без спроса" сверг пекинского ставленника Пол
Пота в Камбодже. 17 февраля части Народно-освободительной армии Китая перешли
границу с Вьетнамом и через месяц боев с ополченцами (Ханой в этой "странной
войне" не использовал свою регулярную армию) близко подошли к вьетнамской
толице. На экстренно созванном заседании политбюро ЦК КПСС было принято решение
направить в Пекин спецпредставителя с ультиматумом "китайским гегемонистам". Пока
китайская армия штурмовала окопы вьетнамских ополченцев, части Забайкальского военного
округа проводили на советско-китайской границе учебную "психическую атаку", а
корабли Тихоокеанского флота взяли курс на Желтое и Южно-Китайское море. В Пекине
намек поняли и быстро вывели из Вьетнама свои войска.
В результате 2 мая 1979 года правительства СССР и Социалистической республики
Вьетнам подписали Соглашение об использовании Камрани как ПМТО 15-й оперативной
эскадры Тихоокеанского флота - фактически договор о бесплатной аренде на 25 лет.
В зону ответственности эскадры входили южная часть Тихого океана и весь Индийский океан.
ПМТО нужен был СССР как противовес американской ВМБ Субик-Бей (Филиппины).
Аэродром в Камрани активно использовали советская противолодочная авиация и
самолеты-разведчики, здесь имелись мощный ретранслятор, хорошая ремонтная база.
Там базировалась и советская авиация, не говоря о станции электронного слежения за
окрестными морями.
Первый состав ПМТО в количестве 50 человек прибыл на полуостров Камрань в апреле 1980
года, авскоре с Вьетнамом был заключен контракт на строительство объектов в счет
безвозмездной помощи СРВ со стороны нашей страны. Всего за период с 1984 по 1992 год
было построено около 30 объектов. Строительством занималось организация "Загрантехстрой"
под руководством Евгения Степановича Бобренева. Во время строительства базы в Камрани на
плечи Бобренева вдобавок ко всему была возложена задача по подбору более 10
тысяч квалифицированных специалистов. Где их взять? Ведь необученное местное население
никак не подходило для этих работ, а родные министерства и промышленность
держались за хороших "спецов", как говорится, руками и ногами. Бобренев нашел выход.
Выступил перед руководством с достаточно смелой идеей. Он предложил на добровольной
основе направить во Вьетнам демобилизующихся со "срочной" солдат строительных
войск. От желающих не было отбоя.
В результате была модернизирована вся инфраструктура, включая причальный комплекс,
аэродром с несколькими взлетно-посадочными полосами, объекты материально-
технического обеспечения, возведена новая радиолокационная станция. В итоге Камрань
стала крупнейшей военной базой СССР за рубежом. Советские военные корабли,
совершавшие океанские походы (в том числе в Индийский океан и зону Персидского
залива), заправлялись на ней топливом, пополняли запасы, проходили ремонт. На базе
размещался Отдельный Смешанный Авиационный полк (ОСАП) в состав которого
входили - 4 самолета
Ту-95, 4- Ту-142, эскадрилья Ту-16 различных модификаций порядка 20 единиц, эскадрилья
Миг-25 (порядка 15 единиц), 2 транспортных самолета типа Ан-24 и 3 вертолета Ми-8
(данные на 1986г.). Кроме этого к полку была приписана база противолодочного
и ракетного вооружения и ТЭЧ (технико-эксплуатационная часть).
Одного обслуживающего персонала на базе насчитывалось более трех тысяч человек.
В конце 80-х началось сокращение нашего присутствия на базе.Как писала газета "Правда"
19.01.90: "В рамках мероприятий по уменьшению численности советских вооруженных
сил в восточной части территории страны, переводу их на сугубо оборонительную структуру
и в азиатско-тихоокеанском районе Советский Союз по согласованию с вьетнамской
стороной приступил к сокращению своего присутствия в порту Камранб. В конце
1989 года осуществлен вывод оттуда самолетов МИГ-23 И ТУ-16. К началу 1990 года на
аэродроме Камрань остается авиаотряд переменного состава (шесть-десять самолетов)".
В начале 90-х большая часть причального флота и портовых сооружений перешла в
постоянное пользование вьетнамской стороны.
В 1994 году эту базу посетил вице-премьер Юрий Яров. А в 1995 году именно
благодаря перехваченной центром в Камране информации были раскрыты
операции по транспортировке наркотиков, осуществляемые бывшими сотрудниками
российских спецслужб. 
В 1995 году был и еще повод вспомнить о Камрани - 12 декабря 1995 года при заходе на
посадку в аэропорту Камрани погибли три из пяти истребителей Су-27 из эскадрильи
"Русские витязи", возвращавшиеся в Россию с аэрошоу в Малайзии (в Москве решили
дозаправить эскадрилью в Камрани из соображений экономии). Разбор полетов потом
показал, что радиолокационный пункт в Камрани "витязей" не вел и необходимый при
приземлении маневр на свой страх и риск осуществлял командир группы, находившийся в
Ил-76.
В 1998 году году вьетнамская сторона сделала Москве конкретное предложение - либо та
за аренду Камрани раскошеливается на 300 миллионов долларов в год, либо после 2004
года Ханой отдает базу в "хорошие руки" - США и КНР, которые предлагают Вьетнаму
около полумиллиарда долларов ежегодно в качестве арендной платы за базу.
В ответ в 2000 году Военно-морской флот России официально объявил, что отныне будет
более активно использовать пункт материально-технического обеспечения (ПМТО). В Главном
штабе ВМФ сообщили, что "это связано с возобновлением активных действий кораблей в
Тихом и Индийском океанах. В ближайшее время на неотложные ремонтные работы на
ПМТО поступят 500 тысяч рублей".
В июне 2001 года стало известно, что Россия решила не возобновлять договор с Вьетнамом
об аренде основной военно-морской базы в Юго-Восточной Азии - Камрани. Нынешний
договор бесплатной аренды истекает в 2004-м году, и по словам представителя
министерства иностранных дел Вьетнама, страна намерена использовать базу в гражданских
целях. Официальный Ханой заявил, что не намерен продлевать договор об аренде Камрани.
24 июля 2001 года Министр обороны России Сергей Иванов заявил, что России "надо
уходить из Камрани".

Разведывательные возможности базы Камрань

По даннымFAS, в 1993 году Россия подписала контракт с Вьетнамом на продление
функционирования базы радиоперехвата в бухте Камрань. Считается, что главным
объектом для расположенной на базе аппаратуре радиоперехвата явлеются китайские
коммуникации в Южнокитайском море. По мнению американцев, расположение Камрани
идеально для мониторинга все происходящего вокруг китайского острова Хайнань,
стратегически важного для Китая (там располагается не только станция радиоперехвата,
но и другие военные объекты), кроме того, в аэропорту именно этого острова 1 апреля
2001 года приземлился американский самолет-шпион.
 Агентство Синьхуа   07.06.2001   Вьетнам о военно-морской базе в бухте Камрань        
Токио, 6 июня /Синьхуа/ 
-- Находящийся здесь с визитом премьер- министр Вьетнама Фан Ван Кхай в интервью 
японским журналистам  заявил, что после ухода военно-морского флота России из бухты  
Камрань в 2004 году Ханой не сдаст ее в аренду зарубежным странам  в качестве 
военно-морской базы. Глава правительства Вьетнама отметил, что после ухода  российских 
ВМС из этой бухты в 2004 году Ханой не позволит  зарубежным странам использовать ее 
как военную базу. Она будет  служит экономическому строительству Вьетнама и играть 
роль в деле  обновления и расширении внешних связей страны, в развитии  социалистической 
рыночной экономики. Местные СМИ отмечают, что Вьетнам впервые однозначно заявил,  что 
по истечении срока действия соглашения об использовании СССР  Камрани Ханой больше не 
отдаст бухту в аренду зарубежным странам в качестве военно-морской базы. Бухта Камрань 
площадью в 100 квадратных километров расположена на юго-восточном побережье Вьетнама. 
В соответствии с соглашением, подписанным СССР и Вьетнамом в 1979 году, ВМС СССР 
бесплатно  используют военную базу в этой бухте в 1981--2004 годах. После  распада СССР 
его правопреемник Россия продолжает пользоваться ею.
http://ru.wikipedia.org
 

Немає коментарів: