пʼятниця, серпня 28, 2009

ИЗ ПИСЬМА ЩЕРБИНЫ ПЕТРА АНДРЕЕВИЧА





Мичман Щербина Петр Андреевич,1943 г.р.С 1962 по 1980 годы проходил службу на Северном Флоте,в том числе на апл К-27.За годы своей службы совершил ряд автономных походов в различные точки мирового океана.В 1968 году на апл К-27 прошел через ядерную аварию.Сегодня проживает в Запорожье.Ведет активную общественную деятельность по пропоганде традиций флота.


....Я и сейчас уверен-аварии на подводной лодке могло и не быть,.не было бы смертельных исходов от переоблучения.Не умирали бы сейчас члены экипажа.Жили бы и здравствовали моряки-подводники и по сей день. В конце апреля(за месяц до выхода в море.авт.) 1968г в реакторном отсеке произошла значительная течь радиактивного теплоносителя первого контура левого ядерного реактора. Сплав необходимо было срочно убрать.а убрать его можно было только выдолбив эту вязкую смесь.При том очень радиактивную,фон которой превышал намного допустимую дозу для личного состава.
Личный состав спецтрюмных нахватался доз радиации и был отстранен от этой работы.а спецтрюмные старшины Литвиненко Феликс и Ращупкин Валентин из-за этого не вышли в море в мае с.г и наверно этим спасли себе жизнь Долбить и выносить застывший теплоноситель подключились добровольцы экипажа.К сожалению,средств защиты тела и дыхания в то время не было.Одни распираторы.Да и что можно было одеть для работы в трюме между массой трубопроводов и механизмов? Рабочий инструмент-небольшая кувалда и зубило,взятых у соседей-военных строителей. Работали в режиме не более 5-ти минут(в стесненных условиях,при жаре около 70%).Но все равно успевали набрать на себя большую дозу радиации.(Ее никто не фиксировал и не записывал)..Просто на это время усилили паек морякам,которые там работали..хотя он и так был сверх того усилиный! Ну, а через месяц снова море..и то,что должно произойти .произошло.24 мая произошла ядерная авария.С годами факт аварии открылся,подтвердился и факт переоблучения подводников.Но как дал понять в 1990 году начальник спецотделения ВМОЛГа полковник медслужбы Виноградов Михаил болезни,возникшие у членов экипажа,не являются следствием переоблучения(вот и выдавались впоследствии справки с госпиталя с искаженными данными.авт.).Возможно,это и так.Судить мне об этом трудно.
Зная ситуацию подводной лодки К-27 до аварии,во время аварии в море,и то что происходило по приходу на базу,а также имея дополнительную. информацию уже сейчас,лишний раз убеждаюсь,что вина в трагедии на подводной лодке ложится на командира АПЛ К-27 капитана 1-го ранга П.Ф.Леонова, и на командывание Флота.Это на их совести 124 чел(147 чел.авт.) переоблученных человека,а затем и смерть наших товарищей,о которых я говорил..."(письмо адресовано ..в июле 1997 года и Петр Щербина многое еще не знал думаю.авт.) Мы неоднократно встречались с Петром Андреевичем.,засиживались в разговорах,спорах до утра,но мнения наши расходились.я не мог согласиться с тем,что говорил Щербина..типа того,что вот Леонов,как командир обязан был написать рапорт и категорически отказаться выходить в море !!! Интересно..если бы Леонов действительно тогда перед выходом в море написал рапорт и отказался вести апл в море?..Чтобы стало с ним?.Лодка точно бы не вышла в море?..Думаю что..еще бы не успели высохнуть чернила на рапорте Леонова,как он был бы отстранен от командывания(за невыполнения Приказа),в лучшем случаи отправлен в отставку,в худшем...отдан под суд,а мы бы ушли в море! Но это тольло один из примеров спора со старшим мичманом. Много подводников думают так как Щербина Петр ,особенно из числа бывших срочников.Но это и не удивительно .и тем не менее отдаю дань уважения этому человеку,который остался верен традициям Флота, остался верен идеалам , которые тогда до расспада СССР защищал.

Немає коментарів: