ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, вересня 05, 2009

ИЗ ПИСЬМА ТОПОРОВСКОГО ЯНА МИХАЙЛОВИЧА,СТ.2-й СТ.


                                                            После прихода лодки в базу,вас отправили в санчасть,а удерживать ее на плаву и сменять ребят,которые тогда пришли с моря- отправили нас.Несли вахту по 4-5 человек на весь корабль.И в первые же дни надо было лодку отогнать к другому причалу,ибо  очень близко были дома,казармы,а может и лишние глаза.И тогда пришел Новицкий Г.Г.- он в рубке,я –один на центральный отсек,ребята в девятом,первом и еще где то по человеку.Переводили на электробатареях.
Нам никто не говорил как себя вести на лодке во время радиактивного заражения.Проходили через санпропусник-переодевались в рабочую форму(но нижнее белье,майки,трусы-все это оставалось при нас и при входе и при выходе)-и еще никакого душа-или обработки мы не проходили- разносили «грязь» по всей Гремихе,казарме  столовой.Ведь как я помню,баня была не каждый день. Единственное что нам выдавали это «карандаши»,с которых снимали показания при выходе.Да лепестки на нос и рот.Но работать в них было неудобно,да и выдавали их не регулярно. Никакого инструктажа  не проводилось.Знали что опасно,но настолько –никто не знал. И медосмотры (анализы крови) в медсанчасти не брали.Только в сентябре-октябре,когда я почувствовал себя плохо,сам пошел в санчасть.И некая дама,сделал анализы,ужаснулась,моим белым и красным кровяным шарикам.Мне дали освобождения на три дня!!! Это потом я узнал,что это более опасно чем думал.
Нес я вахту в центральном отсеке.Однажды в отсек зашли  командир Новицкий Г.Г и с ним видимо начальник береговой радиационной службы.Новицкий спросил меня о чем то,я ответил и повернулся к своим манометрам – а сзади услышал голос начальника  радиационной службы,который говорит Новицкому «Пошли отсюда быстрее здесь очень опасно!».
Я повернулся к Новицкому и посмотрел на него.Он ,мой командир,покраснел как рак.А через секунду-они быстро вышли через боевую рубку и ушли.А я и ребята остались.
Ты,знаешь,Слава,что лодка наша готовилась в длительный поход и была загружена провиантом под завязку.И когда случилась ядерная авария весь этот провиант после прихода ее в базу выгрузили на пирс.Ивсе это лежало без надлежащего присмотра.Мы ели все это,запивали вином,которого было вдоволь на корабле.А рядом-ребята с дебаркадера все это тоже воровали и с великим удовольствием ели.И так мы все это «уничтожали» долго, пока не выставили охрану.Почти до самой демобилизации.Везде на лодке было вино,спрятанное ребятами.Не говоря уже о спирте для протирки механизмов.
Если говорить о командирах,офицерах,то запомнился мне  Мартыненко(если не ошибаюсь) Очень хороший человек.Он выбирал кого послать в реакторный отсек.Меня или Ваню Пономаренко.Ваня только сдал смену,я принял.Он остановился на Ване-это его был подчиненный,он хорошо его знал.Ваня взял ИП-46,Мартыненко его проверил и привязал страховочный пояс.Ваня пошел в отсек через верхний люк.И через некоторое время задохнулся в ИП.Офицер делал ему искусственное дыхание,умолял «Ванечка ,дыши»- но не помогло.Он умер в скорой. Вот такие мои восспоминания.Очень не хочется об этом писать,ибо понимаешь,что никто нами не занимался.Просто предали…..
Ян Михайлович Топоровский- 1946 г.р,проходил службу на Северном Флоте и апл К-27 с 1965 по 1968 гг.
Принимал активное участие в ликвидации последствий ядерной аварии на лодке. После демобилизации окончил ВГИК,работал журналистом.Автор многих книг и повестей.Сегодня проживает в Израиле.Является зам.главного редактора крупной русскоязычной газеты.

Немає коментарів:

Дописати коментар