ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

неділя, червня 13, 2010

О Великом актере Юрии Никулине...

Юрия Никулина любили все. Как это ни удивительно, лучшими его друзьями были евреи. Он их не выбирал, они сами как-то появлялись. Никулин и еврейство. Этот вопрос никто никогда не поднимал. Владимир Цукерман готовит к изданию книгу «Музей трех актеров», посвященную Юрию Никулину и его партнерам по фильмам Леонида Гайдая Георгию Вицину и Евгению Моргунову. Отрывки из этой книги напечатаны в журнале «Алеф».

Юрий Никулин воевал семь долгих лет. Прошел финскую и Великую Отечественную войну. Тетка его Калерия, будучи медсестрой, лечила его фронтового друга Марата Вайнтрауба. После войны Юрий ухаживал за сестрой Марата. Водил в театры, кино, ЦДРИ, но у них не сложилось, и он женился на другой девушке — Татьяне Покровской. На свадьбу пригласили много народу. Товарищи съезжались из разных городов Советского Союза. Старый фронтовой друг Марат Вайнтрауб тоже приехал на торжество. Там он увидел сестру невесты, через несколько месяцев они поженились.
Так бывшие однополчане стали родственниками. 1995 год. В канун Дня смеха первого апреля телеканал «2x2» пустил утку о том, что Юрий Никулин уехал на постоянное место жительства в Израиль, для пополнения коллекции анекдотов о евреях. Утка возымела действие. Начался переполох среди друзей и поклонников таланта Юрия Владимировича. Домашний телефон звонил круглосуточно. Родные и близкие обвиняли бедолагу во всех смертных грехах и даже в измене Родине. Разрешил споры сам «обвиняемый», через шесть дней вернувшийся с Земли обетованной. «Горин, Карцев и я ездили в Израиль снимать очередную серию клуба "Белый попугай"», — сказал «паломник». Все облегченно вздохнули.
Друг Никулина поэт Леонид Куксо выпустил пластинку с шутливым названием «Первая ласточка» и, естественно, первый экземпляр послал ему. В скором времени в квартире Куксо раздается телефонный звонок. Тот берет трубку в предвкушении хвалебных отзывов и комплиментов, однако слышит возмущенный голос Никулина: «Леня, ты что мне подсунул? Ставлю пластинку. А там хор Пятницкого, а на оборотной стороне ансамбль песни и пляски имени Александрова. Наверное, на Апрелевском заводе перепутали этикетки». Поэт обомлел. Он купил тридцать пластинок и уже начал дарить их своим друзьям. Тут берет трубку жена и говорит: «Ну что ты, не знаешь Юру? Он просто пошутил».
Когда из известного в 1970-е годы дуэта «Радионяни» Лифшиц — Левенбук Лифшиц уехал в Америку, то на оставшегося в СССР Левенбука наложили табу. Друзья боялись с ним здороваться и задавать лишние вопросы, начальство его и вовсе не признавало. И вот на одном из вечеров Никулин, увидев Левенбука, во всеуслышание прокричал: «Алик, будешь звонить Лифшицу в Америку, передай от меня привет. Так прямо и скажи: "Привет от Никулина"». Окружающие не знали, как реагировать. То ли смеяться, то ли заткнуть уши.
В Иерусалиме экскурсанты из бывшего СССР обступили Никулина в надежде взять у него автограф. «Пойдемте, пойдемте! Нас ждут святые мощи», — не унимался гид. «Святые мощи лежат уже две тысячи лет и никуда не денутся, а Никулин завтра уедет», — заметил один из туристов.
В Иерусалиме стояла длиннющая очередь к православной святыне. Никулин отказался стоять — ноги слабы. И тут экскурсовод Лева, из бывших наших, что-то стал говорить впереди. Сначала на английском, потом на иврите. Их мгновенно пропустили.
-  Что ты им такого сказал? — поинтересовался у него Никулин.
-  Я им сказал, что сюда приехал самый главный человек в России. На что один англичанин заметил, что самый главный человек в России — это Ельцин, а я ответил: «Ельцин главный всего на четыре года, а этот
навсегда».
Рядом с домом Никулина на Малой Бронной располагается синагога. Когда актер проезжал мимо, в окно высовывался раввин и кричал:
-  Юрий Владимирович! Завезли свежую мацу!
-  Но у вас полно народу!
-  Ветеранам войны вне очереди! Первые полтора года редакция клуба «Белый попугай» была завалена письмами, адресованными Никулину: «Зачем ты, Юра, евреям продался?!» По этим письмам все участники клуба оказывались евреями. Учтя пожелания трудящихся, «евреи» стали рассказывать анекдоты про своих. Например, Александр Филипенко, Лариса Удовиченко и Любовь Полищук — про украинцев и т.д.
Первый в своей жизни костюм Никулин шил в Риге у портного Блинбаума. Его жена Татьяна Никулина сказала мастеру: «Вы знаете, задача у вас трудновыполнимая. Муж сутулый и долговязый, одно плечо выше другого — с лошади упал, ключица неправильно срослась». Портной слушал и кивал: «Ничего, ничего. У него просто фигура оригинальная». И сшил костюм мирового класса. Его владелец выглядел в нем стройным и подтянутым.
В Кремле секретарь Президиума Верховного Совета СССР Георгадзе вручал Никулину орден. После церемонии задал вопрос:
-  Мы в семье спорили, кто Этуш по национальности. Я говорю — азербайджанец, а жена говорит — грузин. Рассудите нас.
-  Честно сказать?
-  Ну конечно!
-  Еврей.
-  Да вы что?! — был потрясен Георгадзе, а потом заявил: — Великий артист!
Юрий Никулин всю жизнь придерживался своего мнения и никогда не шел на компромисс. К примеру, книга «Почти серьезно» была напечатана в журнале «Молодая гвардия», за что он был очень благодарен редакции. Но когда во время перестройки журнал занял иную позицию, то гневно обличал антисемитскую направленность его статей.
Когда начинающий клоун Никулин учился в студии клоунады, к нему подошел незнакомый парень и спросил совета, поступать или нет. На это Юрий ответил анекдотом: «К раввину пришел молодой человек и спрашивает, жениться ему или нет. А раввин отвечает: "Как хочешь, все равно потом будешь жалеть"». Парень посмеялся и поступил. Им оказался Михаил Шуйдин.
Во время войны Никулину поручили руководить армейской самодеятельностью. Вместе со своим другом Ефимом Лейбовичем показывали клоунаду. Ефим спрашивал Юру: «Почему наша страна самая богатая, самая сладкая и самая умная?» А тот отвечал: «Не знаю». — «Наша страна самая богатая потому, что у нас один бедный — Демьян. А самая сладкая потому, что один Горький — Максим». Тогда Юрий спрашивал: «А почему наша страна самая умная?» — «Не знаю», — отвечал тот. «А самая умная потому, что в ней один дурак. И это ты!» Все смеялись, но это была лишь армейская самодеятельность.
Р.Б. Учителя, друзья, соратники Никулина Первые учителя в студии клоунады при Московском цирке на Цветном бульваре — режиссеры Марк Местечкин и Александр Федорович.
Первый режиссер в кино — Александр Файнциммер (кинофильм «Девушка с гитарой»). Режиссер, сделавший ему имя Балбес, — Леонид Гайдай. Лучший друг — режиссер-документалист Илья Гутман.

Владимир ЦУКЕРМАН

P.S. Выражаю свою признательность Александру Волку(Израиль) за предоставленный материал.

Немає коментарів:

Дописати коментар