В очередной раз украинское православие празднует годовщину крещения Киевской Руси в расколе: УПЦ МП — свободно, УПЦ КП — нет.
Украинская православная церковь Московского патриархата уже второй год подряд отмечает 1022-ю годовщину во главе с патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Вчера литургией на Соборной площади Киево-Печерской лавры предстоятель РПЦ открыл торжества вместе с митрополитом Киевским Владимиром и другими членами Синода РПЦ. На патриаршей службе присутствовало около трех тысяч человек. Богослужением в Киеве патриарх Кирилл завершает девятидневную пастырскую поездку по Украине. Напомним, что за это время Кирилл посетил Одесскую и Днепропетровскую епархии.
Украинская православная церковь Киевского патриархата во главе с патриархом Киевским и всея Руси-Украины Филаретом в свою очередь отпраздновала Крещение, традиционно пройдя Крестным ходом от Кафедрального Владимирского собора к памятнику Владимиру Великому. Как и в предыдущие годы, в начале колонны шли священники, которые держали хоругви и иконы. Крестный ход, который собрал около 5 тыс. священников и сторонников УПЦ КП, завершился молебном на Владимирской горке.
Однако если в предыдущие годы проблем с организацией Крестного хода не было, то в этом году они появились. Во-первых, столичный суд вынес запрет на проведение в Киеве 25—28 июля 2010 г . акций протеста и акций в поддержку визита Московского патриарха Кирилла. В ответ в УПЦ КП разъяснили, что судебный запрет не может распространяться на запланированный Крестный ход, так как он не является ни акцией протеста, ни акцией в поддержку. Во-вторых, как сообщили в пресс-службе УПЦ КП, из разных областей Украины в Киевскую патриархию поступили многочисленные сигналы о разнообразных способах препятствия отъезду паломников в столицу. Ночью из нескольких областей Украины (Волынской, Ровенской, Черновицкой, Тернопольской, Днепропетровской, Одесской, Харьковской и некоторых других) работники ГАИ не выпускали автобусы.
По словам патриарха Кирилла, вместо единства во Христе украинцам хотят навязать единство под властью иностранного иерарха: «Мы почитаем и уважаем братские православные народы, хотим жить с ними в единстве веры и молитвы, чтобы единая поместная Украинская православная церковь была церковью-сестрой, равной по достоинству с церквями Константинопольской и Московской, Грузинской, Румынской и другими. Но мы не можем воспринять, когда вместо единства во Христе нам хотят навязать единство под властью иноземного иерарха». В тот же день патриарх Кирилл в очередной раз обратился, по его словам, к членам самопровозглашенного Киевского патриархата с призывом покаяться и вернуться в каноническую церковь. Он также подтвердил самостоятельный статус Украинской православной церкви Московского патриархата с правами широкой автономии.
КОММЕНТАРИЙ
Людмила ФИЛИПОВИЧ, доктор философских наук, профессор, заведующая отделом проблем религиозных процессов в Украине Института философии им. Г.С. Сковороды НАН Украины:
— Я считаю, что все ожидания и прогнозы касательно приезда патриарха сбылись более чем на сто процентов. Цели и задачи достигнуты. Даже больше, чем планировалось. Например, состоялась встреча с Президентом Виктором Януковичем, встречи с другими политиками, которые не были запланированы. Вопрос только в том, совпадают ли эти цели с целями нашего государственного и духовного развития? Думаю, на этот вопрос читатели «Дня» смогут сами ответить.
Своим появлением с Кириллом на молебне у памятника Владимиру Великому высшие представители украинской власти, таким образом, продемонстрировали свою позицию. Они должны были присутствовать на этих мероприятиях как частные лица, а не как государственные деятели. Представителей МВД было очень много, потому попасть на Владимирскую горку было практически невозможно. Зачем столько охраны, кого от кого охранять? Абсолютно иная ситуация была с Крестным ходом во главе с Киевским патриархом Филаретом. Попасть туда можно было спокойно.
Я надеялась увидеть Крестный ход в прямом эфире украинских телеканалов или хотя бы в повторе. Однако ни один канал, в том числе и Первый национальный, не посчитал нужным осветить в своем эфире это событие. Зато визит Кирилла осветили полностью в прямых эфирах. Мне как научному работнику и эксперту было бы интересно сравнить службу Кирилла и Крестный ход Филарета. Хорошо, что я имела возможность пойти туда сама.
Я очень внимательно прислушивалась к тем словам, которые произносил патриарх Кирилл. До определенного момента я была согласна со всеми его высказываниями. Но абсолютно невозможно согласиться с теми выводами, которые следуют из его призывов. В них присутствует позиция и интерес только одной церкви, одного государства, одного народа — не моего. Это государство мне чужое, народ и церковь хоть и братские, но не мои. Те обещания, которые дал патриарх в духовной опеке всем украинцам, приезжать ежегодно могут быть актуальными только для сторонников одной церкви.
Он так и не услышал украинцев, которые не принадлежат к его пастве, а их, по приблизительным подсчетам, не менее пятнадцати миллионов, и это только православных, не считая других конфессий. Он обращался к религиозному меньшинству, а мы ждали, что обращения будут ко всему народу. Его призыв к единству был безадресным, потому что каждый мог воспринять его по-своему. Покайтесь, спасение вас ожидает только в одной церкви Московского патриархата. Если бы он действительно был озабочен решением проблем православия в Украине, его обращения имели бы конкретных адресатов. К сожалению, все то, что сказал Кирилл и его спикеры, связано с политическими играми и амбициями украинской политической элиты. Это абсолютно неверный подход. Приезд патриарха не объединил, а еще больше поляризовал украинцев по их политическим и религиозным убеждениям.
Задержка автобусов с паломниками из Западной Украины — это способ чиновников выслужиться перед властью. Такая же ситуация была и в Одессе. Я призываю украинцев не терять надежды — быть настойчивыми, сильными в своих стремлениях. Крестный ход без истерики и скандалов продемонстрировал стремление украинцев иметь свою собственную церковь и не зависеть от чьей-то духовной воли. Нам просто нужно немного подождать. Я всегда призываю помнить историю: любая автокефалия добывалась в борьбе довольно длительное время.
День
Немає коментарів:
Дописати коментар