Что знают об Украине иностранцы
Открытие Украины. Иностранцы, которые отваживаются приехать в Украину, чувствуют себя первооткрывателями в мире церквей, пабов и красивых женщин
Правительство запускает рекламную кампанию, чтобы улучшить имидж Украины. Фокус попытался понять, что с ним не так
Американские студенты Доминик, Мишель и Кристалл на каникулах путешествуют по Европе. В Риме, познакомившись с корреспондентом Фокуса, они силятся вспомнить, что им известно об Украине. «Откровенно говоря, ничего», – наконец, признаётся Кристалл. Её друзья кивают.
Кабмин недавно решил рассказать иностранцам о нашей стране и выделил на рекламную кампанию 9,202 млн. грн. На эти деньги планируется издать два фотоальбома, которые будут раздавать зарубежным дипломатам, снять трёхминутный ролик для Euronews и CNN и 15-минутный фильм для выставок, конференций и ярмарок. Часть средств направят на поддержку сайтов украинских дипучреждений за рубежом. Правда, как сообщили Фокусу в МИДе, чёткой программы пока нет – сейчас идёт поиск агентств, способных разработать стратегию PR-кампании. «Мы изучаем поступающие в министерство предложения. Возможно, будет проведено исследование, чтобы понять, какой хотят видеть Украину иностранцы», – рассказывает замдиректора Департамента информационной политики МИДа Сергей Саенко. Впрочем, с концепцией имиджевой кампании уже определились: Украину собираются рекламировать как страну с туристическим и инвестиционным потенциалом.
Церкви, пабы и уголь в таблетках
62% опрошенных граждан США и Евросоюза воспринимают Украину как нестабильное, кризисное государство. 38% считают её молодой демократической страной, 14% уверены, что она имеет перспективу, по мнению 9% – это восточноевропейская держава, ориентированная на Запад. Опрос был проведён четыре года назад, но с тех пор имидж нашего отечества вряд ли кардинально изменился. Он скорее ухудшился, считает арт-критик Анатолий Ульянов, более года путешествующий по Европе. Тех иностранцев, которые знают о существовании Украины, он условно разделяет на две группы: одни считают её совершенно диким местом, другие – страной, которая пережила демократическое пробуждение и стремится на Запад. «Европа, обеспокоенная положением дел в Украине, – это тоже, в общем-то, миф», – говорит Ульянов.
У иностранцев, побывавших в Украине, складывается различное мнение о стране, но в основном впечатления положительные. «Всё, что я когда-то знал об Украине, – она возле России, её столица – Киев, мужчины там должны идти в армию, когда им исполняется 18 лет, люди любят пить водку, а когда выпивают её слишком много, глотают уголь в таблетках», – рассказывает массажист Джошуа Отто из Западной Вирджинии. Он побывал в Киеве, навещая друзей, и остался в восторге от города: «Круто – вокруг церкви, пабы и красивые женщины».
Его соотечественник Демьян Колодий, нью-йоркский режиссёр, до первого визита в Украину знал о ней значительно больше, поскольку вырос в семье эмигрантов. «Мне понравилась украинская кухня, гостеприимность, девушки. Не понравились бюрократия, советская архитектура и подчёркивание собственного статуса демонстрацией богатства», – отмечает он.
Скудные познания американцев об Украине можно было бы списать на их незнание географии, однако, как заметил в беседе с Фокусом много путешествующий по миру канадский фотограф Дональд Вебер, Украина всегда представлялась ему «молчаливым незнакомцем, тихонько сидящим в углу» Как заметил в беседе с Фокусом много путешествующий по миру канадский фотограф Дональд Вебер, Украина всегда представлялась ему «молчаливым незнакомцем, тихонько сидящим в углу» . Иными словами, страна не делает ничего, чтобы на неё обратили внимания. Впервые Дональд приехал сюда в декабре 2004 года. «Для меня Украина оказалась интересна противоречием мировоззрений: с одной стороны – сильная связь с Западом, с другой – здесь много азиатского. В результате происходит столкновение двух миров, и за это я люблю Украину», – говорит г-н Вебер.
Ремонт имиджа
Выше крыши. Киевский продюсер Евгения Яцута делала имиджевую рекламу для Грузии. Реализовать проект столь же высокого уровня в Украине, на её взгляд, маловероятно
Алексей Толкмачёв, возглавляющий Европейскую ассоциацию украинцев, говорит, что представление об Украине за рубежом было искажено масштабной кампанией по поводу признания Голодомора. «Поскольку эти акции не уравновешивали ничем позитивным, у многих иностранцев сложилось ощущение, что в украинцы умирают от голода», – говорит г-н Толкмачёв.
Имидж страны действительно нуждается в ремонте, но многие украинские рекламисты сомневаются в том, что затеянная правительством кампания даст результат. многие украинские рекламисты сомневаются в том, что затеянная правительством кампания даст результат. Продюсер киевской продакшн-студии Atomfilm Евгения Яцута этой весной участвовала в съёмках рекламного ролика о Грузии. Организация была на высшем уровне: заказчик не вмешивался в творческий процесс, съёмочной группе предоставили вертолёт и доступ к любым объектам. «Мы захотели снять танцующих грузин на вершине горы, и нам доставили балет Сухишвили», – рассказывает Евгения. Она уверена в том, что аналогичный подход в Украине невозможен из-за бюрократии и совкового мышления власти. Кроме того, отмечает продюсер, Грузия не только рекламирует курорты, но и развивает туристическую инфраструктуру. «А в нашем случае, – уверена Евгения, – будет красивая реклама, а по факту – даже уличные указатели не продублируют на английском».
Рекламист Андрей Фёдоров, организатор проекта Design Tomorrow – «Украина как бренд», считает, стране есть что предложить миру, однако, в создании позитивного имиджа полагается скорее на общественные инициативы, чем на государство. «Уже есть проект «Брендинг городов – дело горожан», Discover Ukraine 2012, появляются местные инициативы в Одессе, Чернигове, Львове, других городах, – говорит Фёдоров. – Они становится силой, которая может что-то изменить».
Что же касается рекламирования страны на государственные средства, то Максим Сметана, снимавший фильм об Украине для канала ICTV, уверен: миллиона евро вполне достаточно для производства хорошего ролика, если не тратить эти деньги «по-нашему». Напомним, что последняя попытка реанимации украинского имиджа закончилась ударом по нему: проводимый МИДом тендер в 2005 г. выиграла харьковская компания «Конгломерат», которая получила из бюджета 14 млн. грн., после чего другие участники конкурса обвинили министерство в коррупции, заявив, что компания-победитель не соответствовала ряду условий тендера. Например, не имела своего сайта.
Будут вас кусать
Что советуют туристам, собравшимся в Украину
Британский МИД
В барах не принимайте угощений от случайных знакомых – в напитке может быть снотворное.
Остерегайтесь карманников. Учтите, что иностранцы всегда представляют повышенный интерес для уличных преступников. Прячьте подальше ценности и наличные деньги, особенно в местах скопления туристов.
Госдепартамент США
Милиция плохо обеспечена, недостаточно мотивирована, тренирована и экипирована и считается наиболее коррумпированной организацией в Украине. Работа милиции и служб помощи не соответствует западноевропейским и американским стандартам.
МИД Австралии
Вождение авто в Украине может быть опасным. Дороги в небольших городах низкого качества и плохо освещены. Попадаются агрессивные водители, игнорирующие дорожные правила. Пешеходы должны быть особенно внимательными, поскольку водители могут не останавливаться на перекрёстках и выезжать на тротуары.
Персональный блог (www.garshol.priv.no/blog)
В Украине людям вроде бы можно доверять. Хорошо, когда находится кто-нибудь, кто знает английский и может провести экскурсию. Но вообще, не рассчитывайте найти людей, говорящих на английском. Большинство людей будут предельно счастливы пообщаться с вами и помочь вам (если только помогать вам – не их прямая обязанность).
, Фокус
Немає коментарів:
Дописати коментар