Зачем Януковичу «акШакалы»?
В отношениях с представителями крымскотатарского народа Президент Виктор Янукович избрал старую, известную еще с советских времен тактику деления на татар «хороших» и «плохих». К чему приводил такой подход – хорошо известно из новейшей истории.
Даже в условиях советской власти с ее могучей тоталитарной машиной всякий раз выигрывали татары «плохие», добивавшиеся отстаивания прав народа и, как следствие, пользовавшиеся авторитетом у своих соотечественников, а вскормленные всемогущим КГБ коллаборационисты оставались не у дел.
Отношения новой украинской власти с Меджлисом крымскотатарского народа, который в свое время как раз и был создан такими «плохими» татарами, не заладились изначально. Первым яблоком раздора стал вопрос о министре внутренних дел Анатолии Могилеве, который еще до своего назначения фактически оправдал депортацию народов из Крыма. Однако требование Меджлиса уволить главу МВД Янукович, как известно, проигнорировал.
Следующая фаза обострения была связана с увольнением со своих должностей целого ряда крымскотатарских чиновников. При этом наибольший резонанс получила эпопея с главой Бахчисарайской районной госадминистрации Ильми Умеровым, который одновременно является членом Меджлиса. В ответ на его увольнение крымскотатарские депутаты и чиновники пообещали в знак протеста организовать массовую акцию сложения своих полномочий.
Но все это, как выяснилось, были цветочки. На этой неделе отношения между властью и крымскими татарами перешли в фазу острого кризиса и обмена ультиматумами. При этом в достаточно эмоциональную перепалку с Меджлисом оказался втянут лично Виктор Федорович, который до этого предпочитал оставаться, что называется, «над схваткой». Причиной стала готовившаяся с помпой встреча Януковича, находящегося на полуострове в полуторамесячном отпуске, с представителями крымских татар, на которую, как известно, помимо Меджлиса, пригласили несколько перочинных и маловлиятельных крымскотатарских организаций, находящихся в оппозиции к представительному органу народа. В результате руководство Меджлиса, для которого такой формат отношений с властью никогда не был приемлемым, попросту проигнорировало встречу, что, судя по вчерашнему растерянному выражению лица Януковича, стало для него полной неожиданностью.
Впрочем, любой, кто даже мало-мальски знаком с историей взаимоотношений власти и крымских татар, мог с легкостью предсказать случившееся. Чиновники из Администрации Президента при всех главах государства пытались реализовать именно такой сценарий «приручения» Меджлиса, ставя его в один ряд с «другими организациями». Однако и Леонид Кучма, и Виктор Ющенко в конце концов отказались от этой затеи, вступая в диалог исключительно с признанным во всем цивилизованном мире представительным органом крымских татар, избираемым на всенародном съезде – Курултае. Все попытки сформировать некую альтернативу Меджлису, предпринимавшиеся на крымском уровне, также заканчивались провалом. Так, во времена спикерства Леонида Грача при крымском парламенте был создан так называемый Совет аксакалов, который в народе прозвали «Советом акШакалов». Эта организация, состоявшая из нескольких прикормленных властями автономии крымскотатарских деятелей, благополучно канула в Лету, как и созданный позже в пику Меджлису «Крымскотатарский блок».
Сам Янукович, кстати, тоже в минуты просветления понимает, что именно Меджлис, а не какие-то «другие организации», представляет интересы крымскотатарского народа. По крайней мере, выступая на апрельском заседании ПАСЕ, украинский Президент пообещал решать проблемы крымскотатарского народа в тесном сотрудничестве именно с Меджлисом. Да и на своей майской встрече с лидером Меджлиса, народным депутатом Мустафой Джемилевым Янукович обещал по приезду в Крым собрать Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте, в который, как известно, в полном составе входит Меджлис.
Как стало известно «Обкому», изначально Янукович должен был встречаться в этот вторник в Симферополе исключительно с руководством Меджлиса, однако буквально в последний момент чья-то заботливая рука вписала в список участников встречи ряд одиозных имен. Достаточно взглянуть на перечень тех, кого пригласили на аудиенцию к Виктору Федоровичу, чтобы заметить: участники встречи были подобраны таким образом, словно их появление имело лишь одну цель – вызвать негативную реакцию у руководства представительного органа крымских татар. Вот как описывает этих персонажей Президиум Меджлиса в своем вчерашнем заявлении: «Один из них прославился своим открытым обращением к руководству Российской Федерации во время конфликта России с Грузией с призывом защитить крымских татар от «украинского геноцида», другой, пытается на базе отдельных раскольнических исламских группировок создать альтернативную Духовному управлению мусульман Крыма структуру, третий продолжает называть себя представителем самораспустившейся Партии мусульман Украины».
О том, что Администрация Президента задумала поиграть в «хороших» и «плохих» татар, Джемилев предупреждал еще в апреле. В комментарии газете «Первая крымская» он тогда заявил, что власть предпринимает какие-то шаги для того, чтобы «подбирать «хороших» татар». В связи с этим, по словам Джемилева, он посоветовал руководству АРК «встретиться с Грачом и выяснить у него, чем закончилась его инициатива создания «общества акШакалов» и к чему это привело». «Если вы хотите наступать на те же грабли — это ваше дело», - добавил глава Меджлиса.
Сегодня уже можно с большой долей вероятности предположить, что «татарский кризис» для Януковича был заготовлен кем-то, кому очень не хочется, чтобы между Президентом и крымскими татарами наладился конструктивный диалог. Что это за таинственная сила? Найти ответ на этот вопрос как раз и призывает Президента Меджлис в своем заявлении, выражая сожаление, что «некоторые политики пытаются втянуть Главу государства и Совет представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины в свои нечистоплотные игры». Одновременно представительный орган крымских татар призвал Януковича «выявить, от кого исходила провокационная инициатива о переформатировании встречи, а также назначить дату встречи с Советом представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины».
Сам Джемилев подозревает, что дурную услугу Януковичу, который «вряд ли имеет представление» о сложившейся ситуации, оказали крымские власти и, в частности, премьер-министр автономии, выходец из донецкой Макеевки Василий Джарты. «Я знаю, кто конкретно подсказал идею подобной встречи. Вижу ответственность Василия Джарты, который недавно прибыл в Крым, совершенно не зная здесь ситуации. Представитель президента здесь, Куницын, неоднократно всем объяснял, нельзя такие вещи делать, вы играете с огнем, нельзя, потому что есть представительный орган народа. Не поняли», - посетовал глава Меджлиса в комментарии «Радио Свобода».
С одной стороны, окружение крымского премьера, по некоторым данным, действительно хотело бы использовать «татарский фактор» в ходе предстоящих местных выборов. Как полагают сторонники такой тактики, сыграв на соответствующих настроениях большинства русскоязычных крымчан, для которых слово «Меджлис» давно является некой страшилкой, ПР может существенно прибавить себе количество голосов. С другой стороны, сам премьер автономии и его советники должны понимать, что конфронтация с закаленными в боях еще с советской властью крымскими татарами может существенно подпортить командировку Джарты на полуостров. Митинговые страсти, акции протеста и прочая общественно-политическая напряженность непременно рано или поздно приведут к тому, что в Киеве поставят вопрос о том, справляется ли прибывший из Макеевки премьер автономии с ситуацией во вверенной ему территории.
Как раз в этом, кстати, могут быть заинтересованы различные кланы в самой ПР, которые положили глаз на столь лакомый кусочек как Крым. В частности, такую мечту давно вынашивает группа Фирташа, которая, как известно, имеет большое влияние на Администрацию Президента и уже предпринимала в свое время попытки смены власти в автономии. Вспомним хотя бы случившуюся в феврале прошлого года перепалку между нынешним главой АП Сергеем Левочкиным и видным «регионалом» Борисом Колесниковым, который, обращаясь к своему визави, спросил: «Не ты ли в обход партии и фракции пытаешься главу крымского парламента поменять?» (тогда речь шла о спикере Анатолии Гриценко).
Поддержание нестабильности в Крыму может быть выгодно и северному соседу, спецслужбы которого, кстати, давно вынашивают идею сменить руководство Меджлиса. Напомним, ровно год назад из Украины был выдворен российский дипломат Владимира Лысенко, который, как заявили тогда источники в украинских спецслужбах, «искал пути создания позиций влияния в крымскотатарской среде с целью устранения руководства Меджлиса и их замены на лиц с пророссийскими взглядами, а также с целью создания альтернативной Меджлису политической структуры».
Не исключено, что нечто подобное замыслили теперь и в окружении Януковича. При этом в качестве альтернативы нынешнему лидеру Меджлиса Мустафе Джемилеву авторы этого плана могут рассматривать представителей крымскотатарского чиновничества и, в частности, уже упоминавшегося Ильми Умерова, которому Януоквич ни с того, ни с сего вернул вчера должность главы Бахчисарайской РГА. Однако, зная принципиальность Умерова, который, кстати, в свое время был в первых рядах борцов с «Советом акШакалов», в такой сценарий верится с большим трудом.
Одно можно прогнозировать точно: «татарский кризис» не принесет Крыму «социальной стабильности», о необходимости которой говорил Янукович в Симферополе. Особенно, если власть попробует предпринять репрессивные меры в отношении Меджлиса, возможность чего не исключает Джемилев. По его словам, в телефонном разговоре глава Администрации Президента Сергей Левочкин заявил, что если представители Меджлиса откажутся принимать участие во встрече с Президентом, то за этим последуют «адекватные действия». «Что такое адекватные действия? Я не знаю, что имелось в виду, может быть — как в советские времена. Мы как-то к этому привыкли. Даже советская власть не смогла нас запугать, а там репрессивный аппарат был куда мощнее», — заявил по этому поводу глава Меджлиса.
Со своей стороны, крымские татары могут тоже ответить своим обидчикам «адекватными действиями» на международной арене, где у Меджлиса налажен хороший диалог с Парламентской ассамблеей Совета Европы, структурами ООН, Европарламентом и другими влиятельными организациями. В результате украинская власть может получить жесткого оппонента в лице крымскотатарского национального движения, получившего закалку еще в борьбе с советским тоталитарным режимом, а имидж Украины на международной арене окажется сильно подпорченным.
http://obkom.net.ua/articles/2010-08/04.1532.shtml
http://obkom.net.ua/articles/2010-08/04.1532.shtml
Немає коментарів:
Дописати коментар