ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, вересня 25, 2010

Неизвестные страницы подводной войны.


 Летом 1975 года, в ходе плановых гидрографических работ Черноморского флота, в советских территориальных водах юго-западнее острова Змеиный (Фидоноси), в точке с координатами 45°10'с.ш. и  30°08'в.д.,  на глубине 36 метров и возвышением над грунтом 6 метров была обнаружена подводная лодка типа «Щ» X серии  аквалангистами клуба «Садко» из Николаева. До этого она числилась как каменная гряда и на нее погружались как профессионалы, так и любители-аквалангисты.
 Согласно версии считалось,  что данная подводная лодка – это  Щ-208. С нее  сняли орудие, пытаясь по номеру узнать принадлежность к подводной лодке, но коррозия сделала это невозможным. Согласно повреждениям, было установлено,  что подводная лодка подорвалась на якорной мине. В результате длительной поисковой работы в архивах удалось установить, что румынскими минными заградителями «Мурджеску» и «Дакия» 29 октября 1942 года выставлено минное заграждение «S-44», состоящее из якорных мин EMC (вес ВВ - 275 кг). Этот факт показал,  что обнаруженная подводная лодка не является Щ-208. Согласно официальной версии о гибели Щ-212   подводная лодка потоплена 19 декабря 1942 года авиацией к северу от м. Синоп при возвращении в базу после боевого похода, но данных, подтверждающих  это со стороны противника после войны обнаружено не было.  С 4 по 10 мая 1976 года подводную лодку обследовали на дне водолазы со спасательного буксира ЧФ «Орион». В результате этого обследования было установлено, что «…подводная лодка подорвалась на мине, взрыв которой произошел в районе второго шпангоута по палубе надстройки. Носовая часть взрывом полностью отделена по второму отсеку и отброшена к левому борту».  
 Корпус лодки обследовали в 2003 г. аквалангисты одесского клуба «Посейдон». По их описанию у подводной лодки, лежащей на ровном киле, оторвана носовая часть, на длину около 15 метров, которая лежит на небольшом удалении. Рубка повреждена, вероятнее всего взрывом, все люки открыты. На месте отрыва носовой части, образовалась дыра диаметром в ширину лодки, после очистки от обрывков кабелей и трубопроводов аквалангистам удалось проникнуть во внутрь ПЛ. Внутри обнаружен полный хаос и полуметровый слой ила, в некоторых местах были видны останки экипажа. В 2006 году  была организованна еще одна экспедиция на место обнаружения ПЛ. При обследовании останков лодки, на носовой части, был обнаружен сетепрорыватель «Сом», который мог находиться только на подводной лодке  Щ-212.   
    По данным водолазного обследования в мае 1976 года в войсковой части 60233 ЧФ был разработан «Предполагаемый метод подъема подводной лодки», сопровожденный предварительными расчетами. Согласно этому документу, в результате всех судоподъемных работ, запланированных на Щ-212, «…извлекаются останки экипажа, и подводная лодка подготавливается к буксировке на понтонах в Севастополь для постановки в плавающий ДОК и последующего изучения и разделки на металл».  
    Этот план не был выполнен, скорее всего, из-за опасения взрыва торпед в кормовых торпедных аппаратах. Водолазный бот Черноморского Флота ВМ-159 в августе 1976 года снял с ПЛ носовое 45-мм орудие, которые сейчас находится на демонстрационной площадке музея героической обороны и освобождения Севастополя на Сапун-горе. Также с корпуса подводной лодки был демонтирован кормовой пулемет ДШК, следы которого теряются в Феодосии, на которую постоянно базировался ВМ-159. Информация, что после того, как с ПЛ сняли орудие, пытаясь по его номеру  выяснить принадлежность к ПЛ «…из-за коррозии оказалось невозможным…», неверна: и сейчас выбитые на казенной части орудия друг под другом «№-21» и «1939» ясно читаются.
    Объединенная команда аквалангистов «Картеша» и севастопольского технического дайв-клуба «Black Sea Wreck Club» работала в составе научной экспедиции департамента подводных исследований Института археологии Академии наук Украины.
    Команда украинских и российских исследователей выполнила научно-поисковую программу по обследованию затонувших судов ХIX-XX веков у берегов Крыма, Одесского залива и острова Змеиный. В связи с обширностью районов погружений и их удаленностью друг от друга было принято решение параллельно проводить работу двумя отрядами. Один из них выполнял программу в Крыму, пользуясь обеспечением и наработками севастопольского технического дайв-клуба «Black Sea Wreck Club». Здесь команда глубоководников совершила сложные погружения к обнаруженным совсем недавно останкам немецкой подводной лодки времен Первой Мировой войны – UB-7. Удалось произвести дополнительные замеры и исследования, выполнить фото- и видеосъемку этого интереснейшего, уникального по конструкции и истории объекта.
     Другой отряд  работал в прибрежной акватории Одессы и сделал разведовательный выход к приграничному с Румынией острову Змеиный. В районе Одессы дайверами были изучены корабли, погибшие в годы Великой Отечественной войны – румынское военно-транспортное судно «Sulinа», торпедированное советской подводной лодкой А-3 (бывшая А-25) в 1942 году, советский военный транспорт «Брянск», погибший в результате двух атак с воздуха немецкой авиации в 1941 году. В сложных условиях крайне низкой видимости, обусловленной низкой прозрачностью воды, удалось провести ряд исследовательских работ и документальную фото- и видеосъемку. У острова Змеиный, напротив устья Дуная, дайверы - экспедиционеры провели погружения к корпусу советской подводной лодки Щ-212, подорвавшейся на морской мине и на которой погибло 42 черноморских подводника. В результате внешнего воздействия на подводной лодке детонировали запасные торпеды – оторванная носовая оконечность подводной лодки находится рядом с кораблем. 
    В ходе контрольного траления обследуемого района были обнаружены и подорваны на месте два боевых зарядных отделения торпед, выброшенных в море при взрыве, а так же донная неконтактная мина немецкого образца.  Несмотря на кратковременность нахождения в этом районе, команде удалось зафиксировать затонувшую подводную лодку приборами, провести визуальный осмотр, сфотографировать и снять ее на видео. 
 Ассоциация моряков-подводников им. А.И.Маринеско г.Одессы и Одесской области и член Правления Морского Собрания г.Севстополя ветеран-подводник ВМФ В.Бойко к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне вместе с одесскими драйверами установили на месте гибели подводной лодки Щ-212 плиту с имена погибших членов экипажа ПЛ.
  Подводная лодка X серии Щ-212 
 Заложена 18 ноября 1934 года под стапельным номером 1036 на заводе № 200 в Николаеве. 29 декабря 1936 года подводная лодка спущена на воду, 31 октября 1938 года вступила в строй и 15 декабря 1938 года под командованием Израилевича Иосифа Семеновича вошла в состав Черноморского флота. 
     22 июня 1941 года Щ-212 встретила под командованием капитан-лейтенанта (впоследствии капитана 3 ранга) Бурнашёва Ибрагима Касьяновича в составе 4-го дивизиона 1-й бригады ПЛ находясь в текущем ремонте в Севастополе. Наскоро закончив ремонт, в  начале июля подводная лодка вступила в строй. В августе – сентябре 1941 года подводная лодка привлекается к несению дозора у мыса Сарыч  и в районе юго-западнее мыса Тарханкут, но встреч с кораблями противника не имела. Первый же выход на коммуникации противника чуть не стал для Щ-212 последним. Вечером 17 октября она вышла в район Варны. В 17.05. 25 октября в 3,2 милях юго-западнее мыса Калиакра при покладке на грунт в носовой части подводной лодки прогремел взрыв. Подводной лодке повезло, так как детонация боевого заряда мины «UMA» румынского заграждения «S-13» было вызвано не касанием корпуса, а прикосновением мины к кронштейну минного охранителя «Краб», который в момент взрыва был выключен. На подводной лодке получили повреждения носовые горизонтальные рули, обшивка цистерн главного балласта правого борта и носовые торпедные аппараты, в прочном корпусе возникли деформации, нарушилась герметичность 15 аккумуляторных баков. Получив столь значительные повреждения, Щ-212 направилась в Севастополь, куда прибыла 27 октября в сопровождении эсминца «Бойкий». Подводная лодка встала на аварийный ремонт, который проводился сначала в Туапсе, затем в Поти. Только 26 мая 1942 года Щ-212 вновь вступила в строй.  
     С середины июня субмарина привлекается к снабжению Севастополя. За два транспортных рейса субмарина доставила в осажденную крепость 54 тонны боеприпасов, 6 тонн продовольствия, 27 тонн бензина. На Кавказ было эвакуировано 117 человек, в основном раненых. Если первый транспортный рейс Щ-212 прошел без особых приключений, то во втором подводной лодке пришлось убедиться в усилении вражеской блокады. Днем 23 июня Щ-212 пришлось артиллерией отбивать атаку вражеского торпедного катера, а вечером 26, когда субмарина возвращалась на Кавказ, она подверглась двухчасовому преследованию сторожевых катеров, а после всплытия была атакована большой группой бомбардировщиков.
    Вечером 30 июня Щ-212 вышла в третий транспортный рейс, но прорвать блокаду не удалось. Подводная лодка находилась у входа на фарватер главной базы почти трое суток (с ночи 2-го июля до вечера 4-го), но постоянный обстрел, бомбардировки и отсутствие навигационных ориентиров не позволили доставить в город 28 тонн боеприпасов, 2,5 тонны продовольствия и 30 тонн бензина. Впрочем, к этому моменту организованное сопротивление защитников Севастополя было сломлено. Вечером 4 июля, выбросив груз в море, Щ-212 начала возвращение в Туапсе.
    Следующие два похода Щ-212 прошли у мыса Куру-бурну  и в районе Босфора, но ни в первом ни во втором походах перехватов кораблей противника не состоялось, хотя возможности этого были. Подводная лодка держалась в достаточном удалении от берега, к тому же ее действия серьезно осложнялись плохим состоянием аккумуляторной батареи. В сентябрьском походе, когда субмарина действовала у Босфора, из-за ошибки штурмана она вообще находилась в 10 – 20 милях восточнее указанного района. Командир ПЛ И.К.Бурнашев держался на позиции пассивно и в результате командование предпочло сменить командира подводной лодки – капитан 3 ранга Бурнашев был назначен командовать плавбазой «Эльбрус», а 23 октября командиром Щ-212 назначен капитан-лейтенант Кукуй Григорий Аронович, ранее командовавший А-5, которая в этот момент находилась в аварийном ремонте в результате подрыва на мине 25 июля 1942 года.
    Кукуй Григорий Аронович: (25 ноября 1908 – декабрь 1942). Еврей, член ВКП(б) с 1928 года. В ВМФ с 1932 года. Капитан-лейтенант (29 июня 1942).Образование: ВМУ им. Фрунзе (1937), отделение помощников командиров ПЛ Высших специальных курсов командного состава при Учебном отряде подводного плавания им. Кирова (1940). Карьера: командир БЧ-3 ПЛ «Щ-202» (сентябрь 1937 – январь 1939), помощник командира «Щ-201» (январь – декабрь 1939), командир «А-1» (октябрь 1940 – июнь 1941). Начало Великой Отечественной войны встретил в должности командира ПЛ «А-5», старший лейтенант. Командовал «А-5» в 9 боевых походах. Произвел 1 торпедную атаку, в результате которой тяжело повреждено румынское судно «Ардял» в 5695 брт, (выбросилось на отмель, впоследствии введено в строй). С октября 1942 года назначен командиром «Щ-212». В первом же боевом выходе в новом качестве погиб вместе со своим кораблем. Награжден орденом Красного Знамени (1942). 
    2 декабря Щ-212 с новым командиром направилась в район мыс Олинька – Портицкое гирло Дуная, туда, где раннее пропали без вести Щ-208 и Щ-213.  Обеспечивать поход в море вышел командир 2-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга Г.Ю. Кузьмин. 11 декабря Щ-212 дала квитанцию о получении приказа отойти к Тендровской косе, так как в районе действия подводной лодки планировалась набеговая операция базовых тральщиков «Т-406» («Искатель»), «Т-407» («Мина»), «Т-408» («Якорь») и «Т-412» под обеспечением эсминца «Сообразительный».  Больше подводная лодка на связь не выходила и в базу не вернулась. Возвращения Щ-212 на базу продолжали ждать до 29 декабря 1942 года, когда истекла отведенная ей на этот поход автономность.
    Щ-212 совершила 9 боевых походов, за все время боевых действий не израсходовала ни одной торпеды.
    Ассоциация моряков-подводников им.А.И.Маринеско г.Одессы и Одесской области  и член Правления Морского Собрания г.Севастополя ветеран-подводник ВМФ В.Бойко совместно с одесскими подводными археологами весной этого года находились в поисках затонувшей в Черном море вблизи Одессы советской подводной лодки М-118 и других кораблей, которые погибли в годы Великой Отечественной войны.
     Экспедицию провели совместно с департаментом подводного наследия Института археологии Национальной академии Украины в рамках проекта «Конвой».
Подводные археологи в период с 1 по 10 мая исследовали район Черного моря возле Днестровского лимана, мысов Будаки и Бурнас. Район исследований согласован с Госпогранслужбой. Во время экспедиции водолазы погрузились к затопленным транспортам «Каварна», «Горделия», «Зальцбург», «Теодорих», неизвестному паровому транспорту, и шаланде «Анкара». Их местоположение известно. 
     Собирались также отыскать на дне советскую подводную лодку М-118, история которой, как и история Щ-212, является малоизвестной страницей Великой Отечественной войны, но не удалось из-за нехватки времени.        
   Подводная лодка XII серии М-118
         Заложена 29 октября 1940 года на заводе № 112 (Красное Сормово) в Горьком под стапельным номером 288. 12 февраля 1941 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре подводная лодка погружена на железнодорожный транспортер и направлена на завод № 198 в Николаев, для достройки и ввода в строй, где встретила начало Великой Отечественной войны. М-118 находилась под командованием старшего лейтенанта (затем капитан-лейтенанта) Савина Сергея Степановича в составе Отдельного дивизиона ПЛ ЧФ. 30 июня М-118 вторично спущена на воду. На 1 июля 1941 года техническая готовность корабля составляла 93%.  7 августа 1941 года подводная лодка перешла в Севастополь, а 1 октября в Очемчири. 28 октября «М-118» вступила в строй, и 8 ноября 1941 года вошла в состав Черноморского флота.  
    21 февраля 1942 года, окончив курс боевой подготовки, М-118 вышла в свой первый боевой поход с задачей разведки в районе Ялты. На борту субмарины в качестве обеспечивающего находился командир 8-го дивизиона ПЛ ЧФ капитан 3 ранга Л.П. Хияйнен. Утром 26 февраля у мыса Айтодор подводная лодка обнаружила шхуну и открыла по ней артиллерийский огонь, но после того как через три минуты субмарина подверглась обстрелу с береговой батареи, она была вынуждена погрузиться. В середине марта М-118 снова вела разведку у Ялты. На этот раз, обнаружив 12 марта одиночную шхуну, командир субмарины от атаки отказался из-за малой ценности цели. В середине апреля и начале мая М-118 дважды выходила на патрулирование района у острова Фидониси, но противника не встретила.
    С середины июня подводную лодку привлекают к снабжению осаженного Севастополя, куда М-118 сделала три рейса, доставив в город 18,5 (по другим данным 22,8) тонн боеприпасов, 6 тонн бензина и 4 тонны продовольствия, эвакуировав на Кавказ 18 человек и 800 кг груза. В первом транспортном рейсе утром 19 июня, когда подводная лодка возвращалась в Новороссийск, на нее спикировали 2 бомбардировщика «Ju-88». 
    Разрывы 32 сброшенных бомб вывели из строя гирокомпас, на подводной лодке погасло освещение. В третьем транспортном походе М-118 утром 28 июня спасла мичмана с эсминца «Безупречный», потопленного вечером 26 июня вражеской авиацией в 40 милях от мыса Аю-Даг. Вместе с эсминцем погибло две с половиной сотни членов экипажа корабля и до четырех сотен бойцов и командиров из состава 142-й морской бригады. Спасено было только три человека.   
    После навигационного ремонта, проведенного в Очамчири, М-118 4 августа вышла в район острова Фидониси, где в точке 45°38' с.ш. и  29°58' в.д. атаковала судно из состава конвоя. На подводной лодке слышали взрыв торпеды, которая взорвалась при ударе о дно. Сопровождавшие конвой румынские канонерские лодки «Думитреску» и «Гикулеску» в ответ сбросили в месте предполагаемого нахождения субмарины 18 глубинных бомб. Израсходовав боезапас, субмарина направилась в базу и утром 10 августа прибыла в Поти. В свой последний боевой поход М-118 вышла 22 сентября 1942 года. Подводной лодке предстояло действовать в районе мыса Бурнас. На связь она не выходила и в базу не вернулась. По данным противника днем 1 октября в бухте Жебрияны, юго-восточнее озера Шаганы подводной лодкой атакован конвой (болгарский пароход «Царь Фердинанд», немецкий транспорт «Зальцбург» под эскортом румынских канонерских лодок «Стихи» и «Гикулеску» и немецкого катера-тральщика «MR-7», прикрытие с воздуха осуществлял румынский гидросамолет «Cant-501-Z»), следовавший из Бугаза в Сулину. Торпеды поразили германский транспорт «Зальцбург» (1742 брт, по другим данным 1442 или 2257 брт), в трюмах которого перевозили 840 тонн марганцевой руды, груз пустых бочек, а так же порядка 2300 советских военнопленных и гражданских лиц. Согласно советским источникам на борту судна были войска, техника и имущество из оккупированной Одессы.  
     Транспорт затонул в точке 45°53,36' с.ш./30°19,36' в.д. (по другим данным 45°52,7' с.ш./30°18,5' в.д., 45°39,9' с.ш./30°19,5' в.д. или северо-восточнее бухты Жебрияны на траверзе маяка Будаки) на глубине 14 метров. Вместе с «Зальцбургом» погибло по разным оценкам от 1.200 до 2080 человек. Всего было спасено по разным данным 16-19 немцев, 26-47 румын и 132 советских военнопленных. Часть погибших похоронена местными жителями села Николаевка. В настоящее время на месте могилы заброшенный пустырь, памятника нет. Через 2,5 часа после атаки подводная лодка была обнаружена германским гидросамолетом, который сбросил на субмарину две авиабомбы.
    По его наведению подлодка была атакована румынскими канонерскими лодками «Стихи» и «Гикулеску», которые, сбросив 9 глубинных бомб (в 16.35-16.40), наблюдали затем масляное пятно и всплывшее обмундирование – характерные признаки гибели субмарины (по другим источникам явных признаков гибели субмарины не наблюдалось). Возможно, М-118 пережила эту атаку и погибла несколько позже и в другом месте, так как нет достоверных сведений, что субмарина найдена на дне, хотя район ее предполагаемой гибели обследован несколькими экспедициями.  
    По словам местных жителей недалеко от берега в районе мыса Бурнас (в 25 км от гибели «Зальцбурга») они видели на мелководье фрагмент подводной лодки (корма и винты). Если это так, то М-118 стала жертвой немецкого гидросамолета «BV-138» из состава 3/SAGr.125, который атаковал и потопил подводную лодку утром 2 октября 1942 года. Вместе с М-118 погиб 21 член экипажа.
    9 боевых походов, 2 торпедных атаки, потоплен 1 транспорт  - 01.10.1942 ТР «Зальцбург».
    24 июня 1996 года на здании пограничной заставы на мысе Бурнас были торжественно открыты 3 мемориальные доски. На центральной доске текст: «Экипажу подводной лодки М-118 погибшей 1.10.42 близ м.Бурнас», на находящихся ниже, правее и левее от первой указаны воинские звания, фамилия и инициалы всех черноморских подводников, погибших на борту М-118 в ее последнем боевом походе.
Владимир Бойко ветеран-подводник ВМФ капитан I ранга в отставке, к.в.н. член Правления Морского Собрания г. Севастополя



Немає коментарів:

Дописати коментар