ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середу, вересня 08, 2010

ПЕРВЫЙ ПОХОД ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ К СЕВЕРНОМУ ПОЛЮСУ

Попытки достичь Северного полюса имеют давнюю историю. Их делали и моряки, имевшие подготовку навигаторов, и энтузиасты-спортсмены, и учёные-исследователи. Первая попытка достичь полюса на подводной лодке была предпринята в 1931 году американским исследователем Хьюбертом Уилкинсом.
Окончилась она неудачей из-за поломок. Американцы первыми стали осваивать самые крайние северные широты с использованием атомных подводных лодок, в том числе и ракетоносных. Так, в ноябре 1960 года ракетоносец «Джордж Вашингтон» осуществил длительное плавание в водах Арктического бассейна. Именно интенсивное освоение Арктики Соединенными Штатами Америки явно не только с научными целями вынудило руководство Советско¬го Союза принять ответные меры.

Вопрос о подготовке похода советских военных моряков к Северному полюсу был решён ещё до принятия в опытную эксплуатацию (декабрь 1958 г.) первой отечественной АПЛ К-3, получившей впоследствии название «Ленинский комсомол». Следует отметить, что к такому же походу готовилась не только она, но выбор именно К-3 был обусловлен более высоким уровнем специальной подготовки её экипажа по сравнению с другими АПЛ.

Для участия в походе была сформирована научная группа из представителей ВМФ и промышленности во главе с капитаном 2 ранга А.В. Федотовым (впоследствии контр-адмирал). Старшим от промышленности был главный конструктор одного из оборонных предприятий В.И. Маслевский, а старшим штурманом - флагманский штурман флотилии АПЛ капитан 1 ранга Д.Э. Эрдман (впоследствии контр-адмирал). Руководил походом командующий флотилией атомных ПЛ контр-адмирал А.И. Петелин (впоследствии вице-адмирал), экипажем - капитан 2 ранга Л.М. Жильцов (впоследствии контр-адмирал).

Поход проходил с 11 по 21 июля 1962 года. На широте 75° АПЛ взяла курс на север с выработкой корректуры гироазимутов. При пересечении параллели 80°N навигационные комплексы были переведены на работу в системе квазигеографических координат при автоматической ручной прокладке курса в двух постах (в штурманской рубке и в первом отсеке); непрерывно велись графики разностей курсов между «средним компасом» и «средним гироазимутом», а также между ними и каждым отдельным курсоуказателем, включая и магнитный компас. Тоже непрерывно производилась запись измеренной глубины под килем самописцами поочерёдно работающих эхолотов и профиля нижней поверхности льда поочередно работающими эхоледомерами.

Для наблюдения за ледовой обстановкой помимо этого использовались непрерывно работающая телевизионная аппаратура и перископ. Последний, естественно, был опущен с установленной в зенит визирной призмой; наблюдатель находился в трюме. При появлении полыньи её размеры оценивались с помощью секундомера с учетом скорости АПЛ. Все замеченные полыньи, а они обнаруживались в перископ достаточно уверенно, поскольку был июль, полярный день, наносились на карту-сетку. Правда, наблюдателю в трюме было не очень уютно.

Первоначальным планом похода предполагалось дойти до параллели 84°N, оценить качество работы материальной части, попытаться всплыть в полынье если она не будет найдена, возвратиться южнее кромки льда и доложить главнокомандующему ВМФ результаты плавания.

После продолжительного поиска подходящая для всплытия полынья была найдена. В процессе её поиска и всплытия АПЛ интенсивно маневрировала, в результате все гирокомпасы вышли из меридиана более чем на 10°. Во время стоянки в полынье производилось пеленгование и измерение высот солнца для определения поправок всех курсоуказателей и места АПЛ. Для измерения высот использовались навигационные секстаны и секстан с искусственным горизонтом (с пузырьковой вертикалью) ИАС-1 (интегрирующий авиационный секстан). В это действо включились все штурманы и не только они. Даже командующий флотилией контр-адмирал А.И. Петелин тряхнул стариной и взял «высотку», попросив меня выполнить соответствующие расчёты.

Устроившийся в кают-компании Д.Э. Эрдман, куда штурманы и добровольцы докладывали результаты наблюдений и расчётов, вычислял линию положения. Принимая дополнительные данные от очередного наблюдателя, он наносил на карту-сетку линию положения с соответствующей пометкой. Радионавигационных систем дальнего действия у нас в то время не было, поэтому астрономический способ определения места считался единственным.

Северный полюс АПЛ миновала в 6 ч. 59 мин. 17 июля 1962 года, после чего прошла ещё 22,5 мили и, не обнаружив полыньи, развернулась в обратную сторону. Измеренная эхолотом глубина моря на полюсе оказалась равной 4115 м. В дальнейшем мы несколько раз всплывали в полыньях, однако облачность не всегда позволяла определять место и поправки курсоуказателей.

Вся корабельная техника в процессе подлёдного плавания работала достаточно надёжно. Это даже побудило старшего помощника командира АПЛ Г.С. Первушина, обошедшего в очередной раз все отсеки подлодки, выступить по общекорабельной трансляции и призвать личный состав не обольщаться успешным ходом плавания и не терять бдительности при несении вахты на боевых постах.

При последнем всплытии в полынье командир получил по радио приказание прибыть в базу Иоканьга к исходу дня 20 июля. Во время подхода к базе стало известно, что подводную лодку ждёт Н.С. Хрущев.

Когда ошвартовались, весь свободный от вахты личный состав собрали в спортивном зале. Вскоре туда прибыли члены правительства во главе с Н.С. Хрущёвым, командование Вооруженных Сил и флота. Нам зачитали указ Президиума Верховного Совета СССР, в соответствии с которым контр-адмирал А.И. Петелин, капитан 2 ранга Л.М. Жильцов и инженер-капитан 2 ранга Р.А. Тимофеев (командир электромеханической боевой части подводной лодки) удостоились звания Героя Советского Союза. Всех остальных участников похода наградили орденами и медалями, которые вручал Н.С. Хрущёв.

После торжественной церемонии три Героя Советского Союза были приглашены на эсминец на чаепитие, во время которого Л.М. Жильцов пожаловался Н.С. Хрущёву, что один матрос, участник похода, остался без награды. Оказалось, что этот матрос в подход не должен был идти, поскольку в предпоходовый период его временно прикомандировали к экипажу для выполнения ремонтных работ. Но он, находясь в трюме, так увлёкся, что не услышал команды «не идущим в поход сойти на берег». Впрочем, в трюме трансляции не было. «Зайца» обнаружили только после погружения АПЛ. В оставленных в базе списках ушедших в море он не значился, но в походе вёл себя прилежно и умело справлялся с обязанностями, тем не менее, в списки о награждении не попал.

Развеселившийся Никита Сергеевич повелел подлёдного «зайца» наградить. Матросу была вручена медаль.

Как штурман, могу поделиться следующими наблюдениями о работе технических средств навигации.

Устойчивую работу при плавании постоянными курсами, скоростью и глубиной погружения показали гирокомпасы, но до широты 88,5°N. При маневрировании подо льдом их погрешности обычно превышали 9—10°N, причем знак погрешности был, как правило, одинаков у всех. Подтвердилась оптимальность выбранной системы координат как в части универсальности ее применения в традиционных для того времени средствах, так и с точки зрения удобства работы штурмана.

Вполне устойчивую работу показал магнитный компас, что в известной степени явилось неожиданным. Впрочем, не подвела, можно сказать, и остальная штурманская техника. Разве что нет-нет да и давали сбои эхоледомеры, не отличаясь разнообразием в отказах, так что не требовалось много времени на поиск причин той или иной неисправности. Принципиальным недостатком эхоледомеров используемого нами типа являлся малый предел работы гидростата, измеряющего расстояние до поверхности воды. При глубине погружения больше расчетной эхоледомер толщину льда не определял; эхолотовая часть записывала только расстояние до нижней поверхности льда, но чистую воду отличить ото льда можно было по характеру этой записи.

Несмотря на отсутствие инерциальной системы и высокоширотных гирокомпасов, поход АПЛ К-3 на Северный полюс удался с первой попытки. Принятая же в те далёкие годы система квазигеографических координат успешно прошла испытание временем и продолжает использоваться и поныне без каких-либо изменений, в том числе и на АПЛ с инерциальными навигационными комплексами.


В.А. Монтелли. – см. «Военно-исторический журнал», 2005, № 7 (543), с. 30-31.

Немає коментарів:

Дописати коментар