ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, вересня 25, 2010

Жизнь российской глубинки: как у них с дураками и дорогами

Ралли «Санкт-Петербург — Киев», в котором участвовали президенты обеих стран. Автопробег длился в течение 6 дней. Машины прошли 2,5 тысячи километров, посетив по пути Великий Новгород, Тверь, Калугу, Брянск и Чернигов.

Александр ЧАЛЕНКО (Сегодня, № 210, 24 сентября 2010)
В середине сентября по дорогам России и Украины проходило ралли «Санкт-Петербург — Киев», в котором участвовали президенты обеих стран. Корреспондент «Сегодня» тоже поучаствовал в нем и побывал в российских провинциальных городах: Великом Новгороде, Твери, Калуге, Брянске. Посетил знаменитую Оптину пустынь и увидел русскую деревню. Естественно, за 5 дней поездки трудно всю Россию «аршином общим» измерить, но кое-какие выводы сделать можно.

Итак… Во-первых, российские дороги стали лучше, а дураков все меньше и меньше. Во-вторых, рассказы о том, что в России хорошо и зажиточно живут только в столицах — Москве и Питере, а в российской провинции разруха, бедность и дикость — миф. Небольшие русские города (типа Новгорода и Калуги), в сравнении с небольшими украинскими (типа Чернигова и Черкасс), к нашему сожалению и стыду, и выглядят лучше, и лучше живут. А в-третьих, русская деревня (на северо-западе страны), увы, практически умерла. Крестьяне массово уходят в город, а на их место приходят дачники

Автопробег длился в течение 6 дней. Машины прошли 2,5 тысячи километров, посетив по пути Великий Новгород, Тверь, Калугу, Брянск и Чернигов.

ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД: КВАРТИРА ЗА $50 000
Центр провинциального русского города — это, как правило, четырех — и пятиэтажные здания, построенные или еще при царе, или при советской власти в 50-60-х годах. В случае с городом Рюрика и Александра Невского с населением в 200 тысяч человек это еще и хорошо сохранившаяся древнерусская старина — новгородский кремль (его называют Детинцем), стоящий на берегу реки Волхов, и многочисленные старинные церкви, как в кремле (Софийский собор), так и на противоположном берегу. Великий Новгород необычайно красив, ухожен и отреставрирован. Фасады зданий, пусть это будет даже хрущевка, в обязательном порядке покрыты штукатуркой и выкрашены либо в бежевый, либо в розовый цвета. Поражаешься тому, что в городе невозможно встретить вытоптанную, непокрытую зеленой травой землю. Везде аккуратнейшие газоны. Город очень чистый и безопасный, в том числе и по вечерам. Люди хорошо одеты. Очень много молодежи на улицах. Большие гостиницы в городе  — это в основном отремонтированные советские. Новые же в основном рассчитаны на 20-30 человек. Хотя Великий Новгород — это туристический центр, но бюджет города пополняется благодаря машиностроительной, металлургической и пищевой промышленности.

Гуляя по новгородскому кремлю, мы разговорились с Егором, тридцатидвухлетним служащим, отцом двоих детей. «Ну что, красиво? То-то. Вот благодаря этой красоте мы и живем. Из-за питерцев, которые скупают тут квартиры, однокомнатная у нас теперь стоит 50 тысяч долларов. Мода такая — ехать из Питера на субботу-воскресенье в Великий Новгород. Всего 200 км». Средняя зарплата в городе, по словам Егора, где-то 15 тысяч рублей (500 долларов). «Но вы знаете, это не означает, что все живут хорошо. Очень, очень мало получают педагоги. Вот у моих детей в садике в очередной раз сменились воспитатели. Просто никто из них не хочет нищенствовать. Поэтому такая текучка кадров».

Выходим с Егором на середину моста через Волхов. «Видите вдалеке луковки церквей? Это монастыри. Город окружен семью монастырями. Раньше новгородская республика владела всем севером Руси почти до Урала». Естественно, разговор переходит на времена Киевской Руси, вспоминаем новгородского князя Рюрика, который положил начало династии великих киевских князей. Современности, украинской, нельзя было не коснуться. «Мы тут следили и за вашей „оранжевой революцией“, и за последними президентскими выборами. Я рад, что Янукович победил и Ющенко больше не президент. Теперь между нами все будет нормально». Егор рассказывает о своем друге, который женился на волынянке. "Ну, и националисты эти ваши западные украинцы. Друг рассказывал, что он приехал к жене. Сели за стол, а все вокруг только по-украински говорят. Он ничего не понимает. Так отец жены, молодец, видя его смущение, на гостей прикрикнул: „Так, а ну говорите все по-русски, человек же ничего не понимает. И все нормально пошло“.

СМЕРТЬ ДЕРЕВНИ: НИ КУР, НИ КРЕСТЬЯН
„Где крестьяне? Да в город все уехали, работы в деревне нет, тут осталось не больше пяти человек. Если вы видите нормальный, ухоженный дом, а рядом вспаханный огород, то знайте, это дачники“. Эти слова нашего собеседника Виктора, владельца небольшого придорожного магазинчика, с которым мы разговорились где-то посередине между Новгородом и Тверью, как нельзя лучше поясняют ситуацию, сложившуюся в русской деревне на севере страны (это нечерноземье, в черноземных регионах России, где развивается аграрный бизнес, ситуация совсем другая — там села вполне живые). „Минимаркет“ Виктора — это избушка с вывеской „Продукты“. Смотрится прикольно. Ассортимент ничем не отличается от продуктового набора в украинском сельпо: колбасы, сыры, пиво, водка, печенье и так далее. „Кормлюсь благодаря близости трассы. Проезжающие мне делают выторг не больше 100 долларов в день“.

В отличие от Украины в русской деревне практически не встретить каменных домов. Но это не значит, что она смотрится убого, наоборот, очень даже живописно. Русский деревенский дом — это или серая бревенчатая изба с тремя окнами на фасаде, или та же изба, но обитая „лесенкой“ чем-то вроде деревянной вагонки. Потом такие строения выкрашивают в яркие цвета — желтый, красный, зеленый, голубой. Если краска свежая, значит, в доме живут. Встречаются покосившиеся или полуразрушенные избы. Если деревня недалеко от города, то она смотрится как дачный поселок. Мало живности. Мы ни разу не встретили ни гусей, ни кур, ни коз, одни коровы. Не попадались нам и пьяные.

КАЛУГА И ОПТИНА ПУСТЫНЬ: „ФОЛЬКСВАГЕН“ И ГОГОЛЬ
Благодаря западным инвестициям, которые несколько лет назад пришли в город, Калуга зажила. Средняя зарплата возросла тут до 18 тысяч рублей. Теперь здесь собирают машины „Фольксваген“ и „Вольво“. Заводы выросли в чистом поле рядом с городом. В скором времени будет открыт еще один завод по сборке „Пежо“, „Ситроенов“ и „Мицубиси“. В Калуге бросается в глаза большое количество добротных частных коттеджей, которые покрыли близлежащие холмы по направлению к местному водохранилищу.

Автор статьи в 80-х служил в этом городе в армии. Если рабочие окраины (например, микрорайон „Силикатный“) остались такими же неказистыми, то центр города из тусклого, простоватого и обшарпанного превратился в нарядное, с отремонтированными фасадами, вновь открытыми церквями, с дорогими магазинами и ресторанами место. Если 20 с гаком лет назад молодежь ходила одетой в боты „Прощай, молодость“, вязанные шапки-петушки, спортивные штаны и болоньевые куртки, то теперь ее не отличишь от своих европейских сверстников.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ. По пути из Калуги в Брянск (недалеко от городка Козельска, который хан Батый прозвал „злым городом“) мы заехали в знаменитый православный монастырь  — Оптину пустынь. Всероссийскую известность эта обитель получила в XIX веке благодаря оптинским старцам, за благословением и для исповеди к которым приезжали из всех уголков империи. Знамениты они не только религиозным подвижничеством, но и своим неоднозначным влиянием на русскую литературу. Так, Николай Гоголь сжег второй том „Мертвых душ“ по совету и благословению жившего в Оптиной пустыни старца (то есть особо авторитетного монаха) Макария.

Мы поинтересовались у монаха, который проводил для нас экскурсию, человека вполне интеллигентного, как он относится к этому и считает ли подобный совет писателю правильным. „Да, считаю. Николай Васильевич же попросил совета и его принял. Не сам же Макарий жег второй том. К тому же мы не знаем, что там было написано. Поймите, писательство ведь для Гоголя было искусом, уходом от Бога“. Повлияли монахи пустыни и на Федора Достоевского, который нашел в этих стенах утешение после смерти своего сына. Оптинский старец Амвросий, с которым общался Федор Михайлович, стал прототипом его знаменитого Зосимы из „Братьев Карамазовых“. В настоящий момент тут живут свыше ста монахов, но только один из них является старцем. Случаются тут и злодейства — в 1993 году сатанист убил троих монахов. Они похоронены в отдельной часовне.

Монастырь красиво смотрится за несколько километров. Особенно выделяется высокая колокольня. Но величиной Оптина пустынь не подавляет — территория в 2 раза меньше верхней Киево-Печерской лавры.

БРЯНСК: МОЛОДЕЖЬ — ЗА МЕДВЕДЕВА И ПУТИНА
Когда вы подъезжаете к Брянску, то можете увидеть мемориал водителям, воевавшим в Великую Отечественную. Существует многолетняя традиция: машина, поравнявшись с памятником, в знак памяти должна продолжительно посигналить. Из-за этого в окрестностях города стоит неимоверный шум. Славу этот край получил и благодаря своим партизанам, которых в местных непроходимых и дремучих лесах насчитывалось до 60 тысяч человек. На центральной площади Брянска им установлен памятник. Президент Дмитрий Медведев присвоил в этом году Брянску звание „Город воинской славы“.

Брянцы произвели на нас впечатление, пожалуй, самых динамичных, добрых и активных горожан, из тех, с которыми мы познакомились во время проведения ралли. Еще в пригороде, пока наши машины собирались в колонну, чтобы двинуть в город, к нам с ведром красных яблок подошел пожилой мужчина, представившийся Михалычем, и стал ими угощать автомобилистов. „Я водитель. Раньше в Москве работал. На троллейбусах ездил. До 20 тысяч рублей в месяц зарабатывал. Но вернулся, не хотел без семьи жить“.

Необычным для нас в городе было и то, что встречать ралли на улицу высыпал почти весь город. Такого не было больше нигде ни до Брянска, ни после. У каждого третьего в руках — фотоаппарат, остальные снимали машины на мобильники. На главной площади, где должен был дать концерт Олег Скрипка и его группа „ВВ“, собралось до 10 тысяч человек. Украинцы были встречены на ура. Песню „Танцы“ пела вся площадь.

Центр Брянска — это или новые современные дома, или старые, но фасадов которых коснулся евроремонт, крыши домов на центральной площади и в прилегающих к ней улицах покрыты металлочерепицей.

Что поражает в русских провинциальных городах, так это то, что в них практически невозможно найти людей, которые сочувствуют оппозиции — хоть красной, хоть либеральной. Молодежь поголовно восхищается как Медведевым, так и Путиным. Именно эти две личности олицетворяют для большинства современную российскую политику. Беседуя с русскими людьми и сообщая, что приехали из Украины, вы никогда не почувствуете пренебрежительного отношения, вас не назовут „хохлом“. Украинец всегда воспринимается русским как брат. Сразу начинаются рассказы или о родственниках, проживающих в Украине, или о своей поездке в украинские города.

ТВЕРЬ: ГОРОД МИХАИЛА КРУГА
Тверь показалась нам не такой красивой, как Новгород или экономически подвинутой, как Калуга. Хоть это и древний город, но своего кремля здесь не сохранилось. Из памятников культуры — красивый Путевой дворец, возведенный еще при Екатерине II, и старинные церкви. В городе много парков, но нет набережной на Волге. За счет отраслей машиностроения народ живет неплохо (зарплата 10-15 тыс. рублей). Тверь знаменита тем, что в местных студиях звукозаписи пишутся российские поп-исполнители. Чтут в городе убитого в начале 2000-х шансонье Михаила Круга, автора „Владимирского централа“. Ему поставлен бронзовый памятник.

УКРАИНЦЫ — РОССИЯНАМ: „ИЗВИНИТЕ НАС ЗА СОВОК. НАМ СТЫДНО“
Разницу между российской и украинской провинциями хорошо иллюстрирует прием, который устроили участникам ралли городские власти Чернигова. Каждый день машины, участвовавшие в автопробеге, под вечер въезжали в новый город, где уже стояла сцена, на которой шел концерт. За сценой обычно стояла большая палатка, где уставшие раллисты могли попить и поесть. Когда мы вышли из машин на центральной площади Чернигова и двинулись, по привычке, в палатку с едой, наше продвижение остановил какой-то мужчина. Со словами: „Нельзя! Сказали, что пускать только по окончании концерта“, он преградил путь всемирно известному боксеру Косте Цзю. Как представители „Газпрома“, организаторы ралли, ни убеждали этого человека, не впустили. Но это еще не все. Если в российских городах концерты вел любимец публики шоумен Оскар Кучера, то в Чернигове — какой-то седой дедуган, а на сцене пели и танцевали шароварники. „Боже, да это какой-то совок, семидесятые годы прошлого века, какая отсталость“, — ужасалась Ирина Рыжова из „Пающих трусов“. „Как стыдно перед россиянами за такой прием и такой концерт“, — говорил в сердцах актер Виталий Борисюк. После, в палатке, где даже не было электрического света, мы приносили свои извинения россиянам.
Власти.нет

Немає коментарів:

Дописати коментар