ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, жовтня 25, 2010

Грядет ли «народный бунт»?

Грядет ли «народный бунт»?
Сегодня, в 10:10
«Главком»
Не перестающая жаловаться на беспредел властей, на одном из последних митингов в Сумах Юлия Тимошенко заявила, что если власть не одумается, то ее «народная волна снесет, и этому не помогут заборы Банковой или Грушевского».

«Ситуация в Украине такая, что сегодня без любых мероприятий люди могут восстать, – уверила Тимошенко. – Если люди ничего не изменят хотя бы на этих местных выборах, и они будут сфальсифицированы, удержать людей от протеста против власти будет невозможно».
Впрочем, о мудрости народа, который не допустит прихода к власти Виктора Януковича, Юлия Владимировна и ее соратники красиво говорили и раньше. И, скрепя сердце, признавали, что Майдан повторить вряд ли удастся, тем более что акции протеста под началом самой Тимошенко больше походят на профанацию идеи. О том, насколько реальны массовые народные протесты, когда это может произойти и кто их может возглавить, «Главком» попросил порассуждать ведущих украинских политологов.
Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»: «Ватажки появятся буквально в течение 10–15 дней»
Смена власти может начаться только тогда, когда начнется конфликт противоборствующих групп внутри нее самой. Придя к власти, сегодняшняя правящая группа не придумала принципов внутриклановой справедливости, и поэтому антагонизм там нарастает. Поэтому если что-то и начнется, то изнутри сегодняшнего правящего класса, а не на улице.
Но чем больше сегодняшние политики будут провоцировать народное недовольство, тем меньший повод будет нужен для возмущения – очередной задавленный «новым украинцем» пешеход, техногенная катастрофа в Донецке, да что угодно. И взрыв может оказаться неадекватен поводу. Но при этом нынешняя оппозиция просто должна исчезнуть с политической арены, потому что привыкла работать в телевизионном режиме. Источник ее работы – немножко интернет, а в основном, телевидение. Как только оппозицию лишают этого источника, она сразу чахнет. У нее нет прямой связи ни с населением, ни с различными недовольными социальными группами.
Обратите внимание: если происходят какие-то акции недовольства в Западной Украине, сегодняшнему Президенту не нужно на них обращать внимание. Потому что там – его политические противники, они наказаны, они должны страдать. С другой стороны, происходит обнищание народа в Восточной Украине. Но там ничего не могут сделать – это электоральное гетто, у которого нет иного выбора, кроме Партии регионов. Им не на кого пенять, кроме самих себя. И на самом деле, власть не боится ни Запада, ни Востока Украины.
Но какие бы протесты не произошли, они произойдут в Киеве. А ватажки появятся буквально в течение 10–15 дней. Я помню начало 90-х и то, как легко общество втягивало в политику людей, которые не подозревали, что станут политиками. Подобный механизм будет работать и сейчас: общество быстро выделит из себя наиболее активную часть, которая быстрее сформулирует требования и четко определит адресат социальной критики. А теперь единственный адресат – это Янукович. Это значит, что появятся граффити, анекдоты, «фотожабы» на одного человека, потому что он по своей душевной простоте не понял, что нельзя концентрировать политическую ответственность на одной персоне.
Когда «сорвет крышку», спрогнозировать невозможно. Я в 2004-м проводил социсследования каждые 10 дней, и ничто не предвещало, что все так взорвется. А потом все разворачивалось на моих глазах, причем не скажешь, что Майдан был искусственно организован. Поэтому повторюсь: чем больше будет унижений (а их уже больше, чем за пять предыдущих лет), тем вероятней любой повод может превратиться в спусковой крючок серьезных потрясений. Но не думаю, что это будет раньше поздней весны, потому что социальная апатия очень сильна. Как профессиональный социолог, могу сказать, что в подавленном состоянии находятся жители всех регионов, хотя политические взгляды у них и разные.
Виталий Кулик, директор Центра исследований проблем гражданского общества: «Люди разочаровались в акциях протеста»
Революционной ситуации в Украине нет. Она может сложиться, но для этого надо, чтобы совпало много факторов. Верхи пока могут концентрировать власть, распределять финансовые потоки и делить собственность, а низы получают социальную подушку, которая сдерживает рост социальных негативных настроений. Более того, наиболее активная часть населения – средний класс, на который обрушился новый Налоговый кодекс, – не способна на данный момент на организацию всеукраинских забастовок, которые могли бы потрясти основы нынешней власти. Забастовка мелких предпринимателей не повлияет на экономические показатели страны. Но главное то, что у значительной части населения, которая могла бы поддержать такую забастовку, нет настроений для ведения активной уличной политики. Существует лишь революционность кухонного типа – выражение недовольства в своем кругу. Есть общее разочарование в политиках – отсюда отсутствие партии, которая могла бы вывести людей на улицу. Благодаря общим усилиям, произошла коррупция гражданского общества – любая активность стала партийной и материально мотивированной. Поэтому партийные протесты, которые будет организовывать Тимошенко, не будут иметь массового размаха.
В данный момент народных бунтов, о чем свидетельствует и социология, и фокус-группы, ожидать не приходится. Мы еще не достигли дна, происходит стабилизация экономической ситуации. Несмотря на то, что есть инфляция и повышение цен, существует определенный «жирок», который был наращен за предыдущее время, и главное – люди разочаровались в акциях протеста. Они будут просто саботировать выборы, нынешнюю власть и уходить «в тень». Если уже и там их достанут при помощи кассовых аппаратов, проверок и выжмут последние соки, тогда возможны массовые акции протеста и силовые варианты. Но для этого нужно время – не раньше начала 2011-го года.
Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии: «Власть не опасается возможных бунтов»
Я не вижу перспектив повторения Майдана, чтобы народ восстал из-за нечестных выборов, но если закончится хлеб в магазинах, то может и восстать. Власть же не опасается возможных бунтов, потому что не смотрит даже на среднесрочную перспективу.
Владимир Фесенко, директор Института управления им. Горшенина: «Успех реформ может сработать не в пользу Януковича»
Самый простой способ прогноза – это сказать, что если уровень жизни людей упадет ниже плинтуса, тогда народ восстанет. Но это, к сожалению или к счастью, не всегда работает. В качестве примера могу привести оценки и прогнозы многих коллег сразу после начала экономического кризиса. Все ожидали весной массовых социальных протестов и бунтов, но ничего подобного не произошло.
Второй пример – Майдан 2004-го. Ведь он тоже возник не сразу и еще весной его никто не ожидал. Но Майдан был подготовлен четырьмя годами попыток выведения на улицы и количество постепенно переросло в качество.
На самом деле, нет простых закономерностей, которые обуславливают революционную ситуацию. Прогнозировать что-либо практически невозможно. Одна из закономерностей, проявившихся во многих странах мира, заключается в том, что, как правило, политические протесты происходят не на пике спада, а наоборот – когда страна начинает выходить из пике и ситуация начинает улучшаться. Но при этом ожидания людей и запрос на перемены начинают превалировать. И Майдан тому пример: люди ожидали одного, а политическая ситуация развивалась в другом направлении.
Если власть будет закручивать гайки, пытаться «одонеччивать» Украину, рано или поздно это приведет к социальному и политическому взрыву. Тут еще одна интересная закономерность может возникнуть, на которую обращают внимание зарубежные наблюдатели. Янукович хочет проводить экономические реформы и, предположим, что ему это удастся, и они произведут определенный эффект. В результате вырастет уровень жизни, возникнет расширение среднего класса, и запросы этих людей будут уже не на сильный авторитарный режим, а на демократизацию. Вектор политических настроений изменится, что уже может сработать не в пользу Януковича. Пример подобной ситуации – Чили. Реформы начинал Пиночет в условиях жесткого авторитарного режима, но, в итоге, их проведение привело к тому, что к власти вернулись противники Пиночета. Так что ситуация может развиваться по-разному, но если что-то подобное тому, о чем говорит Тимошенко, произойдет, то не она будет в авангарде этой новой революции, а совсем другие люди.

Немає коментарів:

Дописати коментар