ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середу, жовтня 27, 2010

ПОДВОДНАЯ ЛОДКА "К-61" . История.

Командир корабля капитан 1 ранга Матвиевский Олег Александрович.
Старший помощник капитан 2 ранга Алексеев Виктор Петрович.
Командир БЧ-1 капитан-лейтенант Будников Сергей Михайлович.
Командир ЭНГ старший лейтенант Карпов Юрий Сергеевич.
Подводная лодка "К-61" - один из первых четырех кораблей, которые составили основу при формировании 18-й дивизии в августе 1961 г. На "К-61" был дружный сплоченный экипаже высокой профессиональной подготовкой. Грамотный, требовательный, волевой, с независимым самолюбивым характером Олег Александрович был одним из лучших командиров 18-й дивизии. Не помню, кто у него был первым старпомом, а вот второго запомнил хорошо. Это был Анатолий Михайлович Косов - будущий командир 16-й дивизии, к которому Олег Александрович придет в подчинение вместе с подводной лодкой "К-61" в августе 1968 г. Впоследствие А.М. Косов - Командующий Балтийским флотом, затем Заместитель Главкома по ВМУЗ - Начальник ВМУЗ.
В описываемый период старпомом был Виктор Петрович Алексеев, который с увлечением исполнял свои обязанности, он готовился стать командиром, знал, на что идет, и действительно он вскоре стал командиром подводной лодки "К-113". Мало того, и на этом В.П. Алексеев не остановится. Он пойдет командиром на атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения РПКСН "К-214"; Действительную военно-морскую службу Виктор Петрович закончит в тишине на Большом Козловском переулке заместителем главного редактора журнала "Морской сборник", кандидатом военных наук. У Матвиевского старпомы приходили и уходили с повышением, сам же Олег Александрович командовал своей "К-61" более 10 лет. Но судьба его не обидела - Олег Александрович получил высокое воинское звание контр-адмирал в походе в Индийском океане.
1964-1968 гг. Подводные лодки нашей дивизии, одна сменив другую, спешат на боевую службу. Некоторые из них по два раза в год и готовились в третий раз, "К-61" не была исключением, а наоборот она первая совершила автономку в нашей дивизии в 1962 г.В мае 1967 г. "К-61" возвратилась из дальнего похода и ей через четыре дня предстояло выполнить плановую ракетную стрельбу с необорудованной позиции. Мне, как флагманскому штурману дивизии, необходимо было быть уверенным в исправности приборов навигационного комплекса (НК). Понимал, что и Будников, и Карпов устали от почти трехмесячного напряженного плавания у берегов вероятного противника, находясь в прочном корпусе подводной лодки в условиях постоянной боевой готовности. Но что делать? Навигационный комплекс надо проверить.
Установилась прекрасная солнечная погода. Поляр¬ный день. В поселке Ягельный - в основном мужская половина. Вторая половина с детьми выехали в среднюю полосу. Часть первой половины до 3-4-х утра играет кто в футбол, кто в волейбол, кто в городки, были и заядлые преферансисты. У всех как бы свободная холостяцкая жизнь - резвятся, особенно офицеры береговой ракетно-технической базы (РТБ).
Не до развлечений морякам-подводникам из экипажа Матвиевского. Они провели партийное собрание: "Успешное выполнение ракетной стрельбы - долг коммунистов парторганизации." Для вдохновения и поддержки вместе с личным составом БЧ-1 нахожусь на подводной лодке с целью проведениия регламентных проверок навигационного ком¬плекса...
Гирокомпасную систему "Маяк" проверяет Ю. Карпов, гироазимутгоризонт "Сатурн" - матрос срочной службы С. Солонцев, который в недалеком прошлом был ответственным сдатчиком этой системы от ЦНИИ "Дельфин" (Москва) и имел отсрочку от призыва в армию. После третьей отсрочки Московский горвоенкомат все-таки "достал" Станислава и призвал на действительную военную службу. По соответствующей нашей просьбе Солонцева направили служить в Учебный центр нашего объединения подводных лодок.
Мы с Будниковым выверяли АНС "Лира", проверки которой занимают очень много времени, т.к. необходимо определить инструментальную поправку высоты креста, так называемую величину Аср, для 1-го и 2-го каналов, а это значит измерить высоту светила как пап 11 раз, произвести расчеты с помощью Морского астрономического ежегодника (МАЕ) и таблиц ТВА-57, ведь в то время не было даже микрокалькулятора, не говоря о таких монстрах как МВУ-100 и других его модификациях. Очень важная проверка АНС - выверка её в диаметральной плоскости с помощью теодолита. Нашей работе благоприятствовала хорошая солнечная погода.
При проведении регламентных проверок Будников проявлял творческую инициативу. Приятно было работать с Сергеем Михайловичем. Он человек исключительной добросовестности и порядочности, плюс ко всему у него всегда присутствовало чувство хорошего флотского юмора.
За нашей работой наблюдал находившийся на личной стажировке начальник кафедры ТСК с Высших офицерских классов Е.П.Соломатин. Ему так понравилась творческая работа штурманов, что он изъявил желание идти с нами на ракетную стрельбу.
В назначенное время старший помощник командира В.П. Алексеев дал команду: "Корабль к бою и походу приготовить!" Примерно за один час до выхода на корабль прибыл командир дивизии контр-адмирал И.Ф. Усков. Старпом его встретил как положено по Корабельному уставу. Вопрос: "Где командир?" Ответ: "У оперативного дежурного знакомится с обстановкой." Комдив недовольно покачал головой и приказал: "Флагманскому штурману прибыть в центральный!". Мне он жестом показал следовать за ним. Мы сели в адмиральский ГАЗ-69 и поехали к дому, где жил О. МатвиевскиЙ. Иван Федорович вначале нажал на звонок квартиры, затем стал стучать рукой в дверь, после пустил в ход ботинок.Стучал прилично. Наконец послышались шаги и дверь открыл Олег Александрович. Он был в длинном халате, от этого показался высоким-высоким, с бледным видом трезвого уставшего человека. МатвиевскиЙ коротко произнес: "Извините, пожалуйста, проспал, даже не слышал будильника. Зою Александровну с сыном вчера отправил в Ленинград." Командира можно было понять: он устал от длительного плавания в условиях постоянного напряжения за скрытность плавания в непосредственной близости от сил и средств ПЛО вероятного противника, устал от длительной ответственности за безопасность плавания, за своевременные сеансы связи и действия по оперативным сигналам и т. д. и т. п. ... Комдив на объяснения Матвиевского отреагировал спокойно и коротко решительно сказал: "Быстро едем к оперативному дежурному знакомиться с обстановкой!" В дороге к оперативному и на корабль в машине была тишина. С прибытием на подводную лодку старпом доложил о готовности корабля к бою и походу, о наличии всего личного состава на борту, кто и в каких отсеках находится из прикомандированных.
Командир спустился в центральный пост, была подана команда "Смирно!" и во всех отсеках подводной лодки стало известно о его прибытии. Авторитет командира подводной лодки высокий. Ему, только ему доверяют абсотлютно во всем.
..."К-61" прибыла в район выполнения РС. Первый этап был зачтен за боевую службу. По условиям погоды выбран Боевой курс. С этого момента не допускались никакие переключения бортсети. Гирокомпасы, гирогоризонт и АНС очень чувствительны к качеству электропитания. Полярный день, Солнце все время находится над горизонтом. Условия погоды для РС отличные. Место и поправки системы курсоуказания определялись с помощью АНС "Лира". Но на высокую точность обсерваций полагаться нельзя, так как не было абсолютного лага, и 1-я линия положения отягощена ошибками счисления. Вся надежда на то, что время старта выбрано на 14.00, когда Солнце пройдет через меридиан наблюдателя, время между 1-й и 2-й линиями положения будет минимальное.
За три часа до старта вышел на связь Руководитель стрельбы Г.Л. Неволин. Он на контролирующем корабле (эскадренный миноносец), на котором установлена аппаратура КПФ-2 для определения места по Радионавигационной системе высокой точности РСВТ-1с. Георгий Лукич просит доложить ему наши координаты на 12.00. Руководитель имеет право не допустить подводную лодку к стрельбе, если точность места не отвечает заданным требованиям. После 12.00 Руководитель молчит. Значит, ошибка в месте подводной лодки допустимая. Следующий доклад в 13.00. С. Будников работает на карте очень аккуратно, учитывает возможное в этом районе для данного времени и погоды течение. А вдруг нет его этого течения?
По условиям проведения ракетных стрельб на наших подводных лодках за 1 час до стрельбы командир БЧ-5 готовит подводную лодку к аварийному сбросу ракеты. Когда слышишь с ГКП эту команду, то как-то становится не по себе, но вскоре это неприятное ощущение проходит. Для командира БЧ-5 Виктора Ломакина эта команда означает быть готовым к нестандартной ситуации создания большого статического крена на правый борт, сброса ракеты и борьбы за живучесть подводной лодки.
За полчаса до старта произвели последние замеры высоты и азимута Солнца. Успеть бы произвести расчеты и проанализировать графики разностей курсов! Сис-"К-61" был присужден приз за 1-е место среди подводных лодок с баллистическими ракетами.
Не помню, как поощрили Олега Александровича Матвиевского и его командиров боевых частей, а мне был вручен подарок от Командующего СФ адмирала С.М.Лобова электробритва "Харьков".
...Группа офицеров, которая стояла на причале, это представители Оперативного управления и Технического управления флота. Они спустились в прочный корпус, чтобы ознакомиться с фактическим состоянием механизмов и устройств подводной лодки с целью возможности продления им моторесурса и отправки "К-61" вновь на Боевую службу.
Так оно и случилось. Моторесурс средствам движения (три дизеля 37Д, главные гребные электродвигатели и электродвигатель экономхода) был продлен. Подводной лодке была поставлена задача готовиться (в который раз) к выходу, на Боевую службу, которая и состоялась в ноябре-декабре 1967 г. На обратном пути после прохода Фареро-Исландского рубежа вышли из строя все три дизеля 37Д (полетел задний фронт дизелей). "К-61" осталась без хода. На выручку пошел буксир АСС с командиром дивизии И.Ф.Усковым на борту. Когда буксир подошел к месту нахождения подводной лодкии "К-61", погода была ужасная, волнение моря 8-9 баллов. Буксирный трос командир подводной лодки О.А. Матвиевский принимать отказался - к этому времени моряки-мотористы во главе с командиром БЧ-5 В.Ломакиным ввели в строй один дизель 37Д. "К-61" своим ходом возвратилась в базу.

Немає коментарів:

Дописати коментар