ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятницю, жовтня 15, 2010

Жить "станет лучше ,жить станет веселей"!

Мы узнали, как будет жить Украина в следующем году

В распоряжение «Известий в Украине» попала Программа социально-экономического развития страны на 2011 год, которую утвердил Кабинет министров. Если она будет выполнена, украинцев станет больше, болеть они будут меньше, учиться охотнее…

В распоряжение «Известий в Украине» попала Программа социально-экономического развития страны на 2011 год, которую утвердил Кабинет министров. Если она будет выполнена, украинцев станет больше, болеть они будут меньше, учиться охотнее, а выходить на пенсию — позже.

Больных — меньше, образованных — больше
В распоряжение «Известий в Украине» Программа попала сразу после утверждения на заседании Кабинета Министров. В ней сказано, что в следующем году власти будут усердно трудиться, чтобы медицинское обслуживание на Украине перестало напоминать послевоенное время. Решили, что условно здоровых граждан должно быть не менее 33%. К слову, в этом году количество условно здоровых людей, по планам правительства, должно возрасти до 28%. Раз планку повысили, видимо, реформирование медицины приносит свои плоды, хотя и невидимые пока для рядовых граждан.
Улучшать качество медобслуживания, как обычно, будут принятием целого ряда новых законов, а в Днепропетровской и Винницкой областях реализуют пилотные проекты реформирования отрасли. Программа также предусматривает, что вакцинация должна охватить 95% населения, что позволит сократить заболеваемость корью, дифтерией, гепатитом В, краснухой и паротитом. Также власти планируют увеличить объемы производства отечественного инсулина, хотя многие больные предпочитают зарубежные препараты. Традиционно в планах — улучшить медикаментозное и материально-техническое обеспечение отрасли. Хотя как это сделать, если нет денег, неизвестно. К примеру, в нынешнем году доля государственных расходов на медицину составила 3,64% ВВП, тогда как в странах Европы — 8%, а в США — 10% ВВП. К тому же проблему лечения в развитых странах решает страховая медицина. Но в украинской программе на 2011 год о ней — ни слова.
В сфере образования планы те же, что в этом году. В первую очередь — увеличить до 59% количество малышей, посещающих детские садики. Для этого будут строить новые помещения, попутно восстанавливая те, что нынче сданы в аренду. Этот показатель выполним — сейчас дошкольные заведения посещают 57% малышей. Но если такими темпами двигаться дальше, то президентский показатель — за пять лет увеличитьпосещение детских садов до 75% — достичь не удастся.
Что касается школы, то здесь планы еще амбициознее — 99,9% детей школьного возраста должны обязательно посещать школу. В старших классах все учащиеся перейдут на профильное обучение, а качество внешнего независимого оценивания улучшится. Как будут выполнять последний пункт, в программе не указали. Зато планируют в следующем году обязать выпускников педагогических вузов отработать в школе не менее трех лет и составить во втором квартале следующего года рейтинг школ. Вузы также ждут новации: их укрупнят, улучшат материальную базу и составят рейтинг качества обучения. Высшее образование должны получать 52% граждан, а 80% выпускников вузов — устраиваться на работу. В государстве со второго квартала для этой цели должен заработать мониторинг трудоустройства выпускников вузов. Так что вскоре вечеринки выпускников можно будет не посещать — Министерство образования и науки расскажет, где работают ваши сокурсники.
Пенсионеров просят поработать, а прибедняться не советуют
Пенсионная реформа в следующем году должна пойти по двум ключевым направлениям: обеспечение финансирования солидарной пенсионной системы и развитие накопительной системы общегосударственного страхования. Деньги на пенсии будут искать путем расширения базы начисления пенсионного сбора, пересмотра условий для досрочного выхода на пенсию и стимулирования сотрудников к продолжению работы даже после выхода на пенсию. Что касается обязательного государственного пенсионного страхования, то в следующем году госорганы должны только разработать законодательную базу для его функционирования. А вот о повышении пенсионного возраста речь в документе не идет.
В социальной сфере правительство планирует сократить количество бедных граждан. Для этого на 8,9% повысят минимальную зарплату и пенсию, а также — размер окладов работников социальной сферы. В следующем году планируется поддержать малообеспеченные семьи путем адресной помощи. А общее количество получателей социальных услуг по месту проживания должно увеличиться на 5%. Интересно только, как на новации отреагирует Международный валютный фонд. Ведь Украина получила кредит, обязавшись не наращивать количество льгот и социальных выплат. К тому же программа президента Украины планирует совсем другое: сокращение на треть количества граждан, нуждающихся в субсидиях и прочей социальной поддержке.
Видимо, следующий пункт программы рассчитан именно на скрупулезных международных кредиторов. Он гласит, что в следующем году будут разработаны методы непрямой оценки доходов граждан, необходимой для назначения социальной помощи. Остается надеяться, что эти методы не будут выглядеть как сейчас, когда подаренная бытовая техника лишает пенсионеров права на субсидию.
Есть в социальном разделе и планы по улучшению демографии. Кабинет Министров обязывает украинцев на 2% увеличить рождаемость. И еще на 2% увеличить количество семей с двумя и более детьми. Чем будет обеспечено такое выполнение плана, не сообщается.
Зато точно известно, что будущему поколению будет где заниматься спортом. В этом году Кабинет Министров планировал построить 1105 спортивных площадок по Украине, на следующий год — 1500 подобных сооружений.
Не оставило без внимания государство и рынок труда. Уровень безработицы должен снизиться до 7,6—8,1%, а занятости — вырасти до 58,3% и 57,7%. Для этого проанализируют, работают ли выпускники вузов по специальности, и скорректируют госзаказ согласно требованиям рынка труда. А чтобы приятные впечатления от всех вышеперечисленных программ гражданам не испортил квартирный вопрос, государство берется в 2011 году обеспечить жильем 12 807 украинских семей.
Инвестиции побьют рекорды
Проект программы экономического и социального развития Украины на 2011 год предусматривает, что прямые иностранные инвестиции в экономику в начале 2012 года составят около $51 млрд. Это значит, что в следующем году власть планирует привлечь не менее $10 млрд иностранных инвестиций, или в 12—15 раз больше, чем в нынешнем.
В такой прогресс экономики верится с трудом, но определенные предпосылки для оптимизма у авторов программы есть. Во-первых, инвесторы понемногу начинают возвращаться на рискованные рынки: золото и ценные бумаги американского казначейства — надежные активы, но недостаточно доходные. Во-вторых, громадное количество денег, напечатанных в США и ЕС для борьбы с кризисом, желательно пристроить где-нибудь за рубежом, в противном случае очень сложно бороться с ускорением инфляции.
В-третьих, глобальное подорожание продовольствия значительно повышает привлекательность главного инвестиционного актива Украины — знаменитых черноземов. Власть неоднократно заявляла о своем намерении сделать сельскохозяйственную землю товаром. И можно не сомневаться, что желающих ее купить будет достаточно. И запрет продавать землю иностранцам никого не остановит: его легко обойти, если оформить покупку через компанию-резидента.
Главный вопрос — как Украина будет бороться с главным препятствием на пути инвестирования, коррупцией и чрезмерными бюрократическими процедурами. Как показали многочисленные опросы инвесторов, коррумпированность наших чиновников, а также необыкновенно длинные и запутанные схемы согласований и выдачи разрешений пугают их даже больше, чем курсовые риски. Еще одним серьезным барьером для инвестиций является нестабильность законодательства, прежде всего налогового.
Но ответ на этот вопрос, все же, существует. Проект программы предусматривает принятие ряда законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Украины, важнейшими из которых являются закон о создании «единого окна» для подготовки и реализации инвестпроектов, а также закон о государственно-частном партнерстве.
Принцип «единого окна» оградит инвестора от необходимости давать взятки за разрешения и согласования и значительно ускорит все регистрационные процедуры. А механизмы государственно-частного партнерства позволят правительству совместно с инвесторами финансировать важные для страны проекты, прежде всего, инфраструктурные. Для инвесторов же финансовое участие государства в проекте является дополнительной гарантией его реализации.
Вероятно, надежды власти на привлечение $10 млрд иностранных инвестиций в значительной мере связаны с реализацией национальных проектов, для которых инвесторам будут предлагать эксклюзивные льготы. Однако этот путь не оправдал надежд ни на Украине, ни в других странах. Обеспечить устойчивое инвестирование может только создание нормального бизнес-климата как минимум не хуже, чем в странах — конкурентах Украины. Как рассказал «Известиям в Украине» Игорь Бураковский, директор Института экономических исследований и политических консультаций, «на Украине дискредитированы понятия «реформы», «политическая ответственность». Когда речь идет о национальных проектах, мы должны говорить о том, что качественно изменится на том или ином рынке, в той или иной сфере. Существует большой риск «забалтывания» очень важных вещей, инструментов, которые в нормальных условиях дают результат. Если результата не будет, понятие «национальный проект» будет дискредитировано в очередной раз. И было бы неплохо, если бы правительство отчитывалось о выполнении программы социально-экономического развития вместе с отчетом о выполнении бюджета».
Регулировать будут меньше
Но даже если инвестору создадут идеальные условия для входа в бизнес, уже через полгода бесконечные проверки, проблемы с получением лицензий, штрафы и прочие «прелести» зарегулированной экономики заставят его пожалеть об опрометчивом решении — вкладывать деньги в Украину.
Мероприятия, предусмотренные в главе программы «Дерегуляция и привлечение инвестиций», в значительной мере будут выполнены уже в 2010 году. Как заявил вице-премьер-министр Сергей Тигипко, «мы не изобретали велосипед. Мы просто взяли критерии оценки условий для ведения бизнеса, которые лежат в основе международных рейтингов. И по каждому критерию начали целенаправленно работать». И не напрасно — в международном рейтинге условий ведения бизнеса Украина пока занимает 181-ю позицию из 183 возможных.
Чтобы облегчить ведение бизнеса, уже в следующем году количество регистрационных процедур уменьшат на 10%. Еще на 10% сократится расход времени, необходимого для открытия бизнеса. Перечень документов разрешительного характера собираются урезать на треть.
Однако программа во многом отстала от реального темпа реформ. Так, она предполагает в 2011 году на 50% сократить перечень лицензируемых видов работ. Однако принятые уже сейчас решения обеспечат сокращение 1700 из 2227 лицензируемых работ. Всего же власти собираются оставить 200 видов работ, на которые надо получать лицензии. То есть реальное сокращение составит не половину, а превысит 90%.
То же касается некоторых других положений программы: авторы заложили более осторожные темпы реформирования, чем те, которые сейчас демонстрирует правительство. Возможно, в окончательном варианте проекта, который будет согласован с цифрами бюджета на следующий год, эти расхождения будут устранены.
Но даже первые шаги в дерегуляции показали, с каким сопротивлением бюрократической системы придется столкнуться. Практика невыполнения решений и тихого саботирования законов неоднократно позволяла чиновникам отстоять свое право на коррупционные доходы от нескольких поколений реформаторов. Возможно, поэтому первые лица Кабинета Министров в последнее время пристально изучают реформаторский опыт соседей. Например, в Грузии, столкнувшись с сопротивлением дерегуляции, власти ликвидировали санитарно-эпидемиологическую службу. Болеть грузины чаще не стали, а предприниматели освободились от значительной части поборов. Хороший эффект получился, когда провели слияние налоговой и таможенной служб. В результате инвестор, решивший вложить в Грузию свои средства, получает все разрешения на строительство в течение 50 дней. А на Украине эта процедура занимает почти полтора года.
$10 миллиардов, предусмотренных программой, — это инвестиционный ресурс, без которого экономика не сможет развиваться в трудных посткризисных условиях. Но инвесторы не сразу реагируют на изменение регуляторных условий — им в любом случае потребуется время, чтобы провести анализ изменений. И если предусмотренные программой деньги привлечь не удастся, страну ждет самая масштабная приватизация за всю историю. Ведь больше денег взять негде.
Идею завершения приватизации поддерживают и опрошенные эксперты. Как рассказал «Известиям в Украине» президент Центра экономического развития Александр Пасхавер, «взгляд нынешней власти на приватизационные процессы совпадает с программой, написанной в 2003 году. Тогда программа приватизации была подготовлена с участием моего центра, в ее основе лежали два принципа. Первый — необходимо снизить долю государственной собственности до минимально возможного уровня. Второй — необходимо закончить процесс приватизации, потому что это чрезвычайное состояние общества. Необходимо завершить приватизацию, отменить приватизационные законы. И дальнейшая деятельность государства в сфере производственного имущества должна идти в соответствии с обычными сделками, регламентируемыми Гражданским кодексом. Я считаю, что это займет около пяти лет».
Известия

Немає коментарів:

Дописати коментар