неділю, листопада 07, 2010

Из воспоминаний ветерана-подводника капитана 1- го ранга Вадима Кулинченко.

ТАРАНЫ НА ГЛУБИНЕ

К небольшому анализу подводных столкновений меня побудил показ по НТВ (9 марта 1999 г.) фильма, больше американского, чем "киселевского" "Тайна гибели "К-129". Непрофессионал взялся не за свое дело. Оправдывая действия одной стороны, он не захотел слушать специалистов, и тайна гибели как раз и не была раскрыта, а больше получилась реклама "технических достижений США", за что и было заплачено заинтересованной стороной. А тайна так и осталась за кадром. Фильм этот вызвал полное неприятие специалистами-подводниками, особенно участниками тех событий и им подобных.

"Комсомолка" (N43 от 11.03.99 г.) поместила скромный отзыв на этот показ Андрея Дятлова, который мудро, на мой взгляд, восхищаясь "спецэффектами" показанного, воздержался от оценки тех событий. И правильно сделал, потому что моральная подоплека этого события носит не очень чистый характер. Писать повторно о том, что я уже высказывал в статье "Гибель субмарины" еще в 1991 г., вошедшей в сборник "По следам подводных катастроф" (1992 г.) не хочется. Лучше я приведу несколько случаев неумышленных, но в двух случаях трагичных для наших подлодок: "К-129" - 8 марта 1968 г. и "К-219" -6 октября 1986 г.

Писатель - маринист Владимир Шигин увидел бы в этом магический смысл цифр, но я хочу сказать об абсолютно не магических, а преднамеренных действиях американских и натовских подводников и двуличной американской политике. Мне задавали вопросы: "А мы кого-нибудь "дюбали", утопили хотя бы одну "американку"?". К сожалению, нет. Почему "к сожалению"? Да потому, что если бы это случилось, то тогда американцы опомнились бы, а пока они продолжают "подводный разбой слежения", приближаясь к объектам слежения на недопустимо малые расстояния, держа управление своими лодками на компьютерах. Но никакой компьютер не может предугадать действия командира на отслеживаемой субмарине и даже на любом другом движущемся объекте. Кто может возразить на этот довод?

Начну с себя. Автор этого материала испытал "удовольствие" подводного столкновения в Баренцевом море на глубине 80 м еще в ноябре 1967 г. Об этом я начал писать в 1989 г. После моего рассказа "Столкновение под водой" в различных газетах и журналах об этой теме заговорили открыто, до этого она была закрыта не только у нас, но и на Западе. Материалы на тему слежения и столкновения под водой я отсылал и в США, но, естественно, никаких ответов не получил. За это время ничто не изменилось в подводной тактике слежения за вероятным противником. Все также американские и НАТОвские субмарины, всякие "Батон Руж" пасутся у входа наших ВМБ (военно-морские базы), особенно на Севере и Тихом океане, и намертво садятся на хвост нашим, ныне малочисленным подводным лодкам, выходящим из баз. Особенно их интересуют наши новые лодки типа "Барс", от которых американцы в восхищении.

Не буду повторять свой рассказ о столкновении атомной подводной лодки СФ "К-131" с английской дизельной подлодкой в ноябре 1967 г. Скажу только - я был тогда на ней помощником командира, столкновение произошло в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море при изменении "К-131" глубины погружения с 80 м на 60 и уменьшении скорости хода с 17 до 12 узлов. Это очень важный момент для понимания всего процесса "случайных" столкновений, так как под водой отсутствует один очень важный фактор наблюдения за целью - визуальный, или зрительный. Тогда, как говорят, мы отделались "легким испугом", без жертв, но повреждения были серьезные с обеих сторон. Англичане тогда, да и позже, об этом случае не спешат распространяться.

Несколько позже, 8 марта 1968 г., происходит трагический случай с подводной лодкой "К-129". Почерк столкновения аналогичный - "... Не исключено, столкновение произошло в результате поворота нашей подводной лодки на новый курс маршрута, своевременно не замеченного командиром "Суордфиш", когда наша лодка подставила борт. Американская ПЛА непреднамеренно ударила верхней частью своей рубки в днищевую часть центрального поста "К-129". Подводная лодка с затопленным центральным отсеком пошла на дно." Эта версия вскользь упоминается в фильме Е. Киселева, что вызвало возмущение и выступающих в нем действующих лиц, например, контр-адмирала в отставке Виктора Дыгало. Да и есть за что. Как мне сообщил компетентный в этих вопросах товарищ, фамилию его называть не буду по уважительным причинам, американцы "К-129" подняли полностью. Фильм, если вы заметили, сделан из компьютерных версток и подсунут Е. Киселеву (не бескорыстно) для показа русскому зрителю в нескольких целях. Он разбавил его несколькими "русскими сюжетами" и выпустил для запудривания мозгов нашего неискушенного зрителя. Кто он после этого, чем он лучше тех коррупционеров, которых пытается критиковать? Но не будем об этом, вернемся к столкновениям под водой.

Северный флот. 15 ноября 1969 г., атомная ракетная субмарина "К-19", больше известная по кличке "Хиросима" и знаменитая во всем мире, находилась в полигонах боевой подготовки в Баренцевом море. В 7 часов 10 минут акустики доложили об отсутствии шумов, лодка меняла глубину погружения с 40 на 60 м. В 7 часов 12 минут акустики подтвердили, что "горизонт чист", а в 7 часов 13 минут лодка получила 2 последовательных, почти слитных удара. Только умелые действия наших подводников позволили тогда избежать рокового развития событий. И только в начале июля 1975 г. газета "Нью-Йорк Таймс" со ссылкой на моряков ПЛА "Гэтоу" приоткрыла тайну этого столкновения.

Перед отправкой в Баренцево море "Гэтоу" прошла специальное переоборудование для ведения разведывательных операций в рамках совершенно секретной программы ЦРУ, Агентства национальной безопасности и ВМС США под кодовым названием "Холиустоун" ("Надраивать"). Она не свернута до сих пор.

Командир "Гэтоу" явно увлекся шпионской деятельностью. Вопреки распоряжению он умудрялся приближаться к берегам Кольского полуострова на расстояние всего одной мили (терводы 12 миль). Как поведали моряки американской субмарины, 14 ноября 1969 г. акустики "Гэтоу" засекли шумы советского атомохода. "Гэтоу" затаилась, а затем, оказавшись в акустической тени, пристроилась за кормой "К-19" и начала за нею слежение. Но американцы неточно определили скорость "Хиросимы" и постепенно стали приближаться к ней. Буркхардт (командир "Гэтоу"), чтобы не потерять объект слежения, дал команду "право руля". И вскоре лодку потряс мощный удар в районе реакторного отсека. Это произошел тот самый эпизод, который чуть не обернулся ядерным конфликтом...

Командование ВМС США было не заинтересовано в международном скандале. Как только "Гэтоу" вышла на связь и сообщила о случившемся, Буркхардт получил приказ составить фальсифицированный отчет о походе. Из него следовало, что "Гэтоу" еще 12 ноября покинула тот район. На берегу моряков под угрозой судебного преследования не раз предупреждали о неразглашении тайны. Правда все же всплыла, но ей не дали развиться и все опять похоронили в стенах ЦРУ.

Столкновение "К-19" с "Гэтоу" заставило задуматься многие морские умы, но ненадолго. О чем свидетельствует трагический случай с "К-219".

Осенью 1986 г., а конкретнее - 6 октября, в результате аварии у Бермудских островов затонул советский атомный подводный ракетоносец (16 баллистических ракет) "К-219", совершавший переход в Атлантике во время автономного плавания.

Утро 3 октября не предвещало ничего необычного. Устоявшиеся походные будни. Менялись вахты; приборы и вахтенные надежно обеспечивали движение лодки под водой по заданному курсу. И вот в этот слаженный ритм в 5 часов утра вмешался кто-то посторонний. Едва заметный толчок, как будто какое-то крупное животное ткнулось в стальной корпус и отпрянуло... Этот-то посторонний импульс и привел к роковым событиям. Лодка начала проваливаться. От удара о посторонний предмет разгерметизировалась одна из ракетных шахт. Туда попала забортная вода, и произошел взрыв. В отсек повалил ядовитый газ. В 11 часов 03 минуты 6 октября 1986 г. по местному времени "К-219" навечно канула в бездну Саргассова моря. Хотя атомоход с 16 ракетами с атомными боеголовками лежит под боком у Америки, США хранят по этому поводу молчание и не выказывают возмущения. Почему бы это?

Еще 5 октября, за сутки до гибели "К-219", американская "Вашингтон пост" в редакционной статье проговорилась, что "... Американские специалисты-подводники подтвердили, что еще до того, как Горбачев известил Рейгана о случившемся, США уже знали о происшедшем на советской подводной лодке проекта "Янки-1" (обозначение по классификации НАТО).

Хотя и не сообщалось, кто первым передал сообщение об аварии, но вероятность того, что оно поступило от американской субмарины, осуществлявшей слежение за советской подлодкой, наивысшая. На запрос прокуратуры, ведущей дело "К-219", из ГРУ Генштаба предельно четко поступил ответ: "... Американская подводная лодка "Аугуста" вела слежение за нашей в тысяче миль к востоку от мыса Гатерас. 27 октября 1986 г. она возвратилась на базу Гротон, штат Коннектикут. У нее были повреждены носовой обтекатель антенны гидроакустической станции и обшивка балластной цистерны в донной части корпуса. Штаб ВМС США признал факт столкновения лодки с неустановленным подводным объектом, однако данных о месте и дате не имеется..." Еще бы - это главная улика, а, как я говорил раньше, американцы стали доками в этих мероприятиях.

В апреле исполнилось 10 лет трагедии ПЛА "Комсомолец". Опять говорят об этой лодке. Да, в этом наша вина и ничья другая. Мы склоняем головы перед памятью подводников, погибших на этой лодке в апреле 1989 г. в студеных водах Баренцева моря.

Но есть и другие случаи гибели кораблей и людей, о которых я коротко рассказал выше, о чем мы стыдливо умалчиваем и боимся напрямую указать их виновников.

Слежение за кораблями вероятного противника в период "холодной войны" было обычной практикой всех флотов мира. Но сейчас, в период разрядки, казалось бы, нужно было отказаться от опасной практики. Действительность, к сожалению, показывает обратное.

Океан принадлежит всем и никому. Этика отношения в море между участниками совместных плаваний - под этот термин подпадает и слежение - должна быть единственной: не мешать друг другу. И другой житейский закон: подслушиваешь - изволь соблюдать особенно четко меры безопасности и не надейся только на автоматику...


Немає коментарів: