Прочитал недавно материал Августы Козловой о трагедии атомной подводной лодки К-429. Все правильно: что ей рассказали, то она и написала. Но если задуматься хоть немножко - профессионально - тем, кто сам руководил погружением, и понимает, ЧТО ЭТО ТАКОЕ, то... не сходятся концы с концами. Получается групповое безумие на грани самоубийства.
НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ!
Попробую, как бывший механик атомной подводной лодки (8 лет в должности командира БЧ-5 на лодках типа "Барс"), расставить точки над "i".
История эта для флота позорная и неприятная, а поэтому ее постарались поскорее замять. И так уж всегда бывает - никто не хочет быть крайним. Даже сейчас, спустя много лет. 23 июля 1983 года в бухте Саранной на Камчатке затонула ПЛА проекта 670. Все беды сваливают на командно-административную систему и плохую организацию. Что было - то было (хотя и мало что изменилось с тех пор).
Ну разве можно принимать балласт в среднюю группу цистерн главного балласта (СГ ЦГБ) с открытыми шахтами вентиляции?! Это тоже не так-то просто, как думается многим. Есть "поправка на дурака" для таких случаев - блокировка по забортным отверстиям - суть которой в том, что клапана вентиляции средней группы ЦГБ просто НЕ ОТКРОЮТСЯ до тех пор, пока не будут закрыты ВСЕ забортные отверстия выше ватерлинии, которые имеют сигнализацию (а шахты вентиляции - в первую очередь).
– Мол, так торопились, что стали погружаться с открытыми шахтами вентиляции...
– Это равнозначно водолазу, который так торопится погрузиться, что забывает надеть акваланг. Или - "парашютист так торопился, что выпрыгнул без парашюта".
– Бред какой-то.
– Мол, так торопились, что стали погружаться с открытыми шахтами вентиляции...
– Это равнозначно водолазу, который так торопится погрузиться, что забывает надеть акваланг. Или - "парашютист так торопился, что выпрыгнул без парашюта".
– Бред какой-то.
Что положено сделать перед погружением - трогать не будем. Организация отвратительная. Вспомним порядок самого погружения.
1. По местам стоять к погружению, проверке прочного корпуса на герметичнось! - команда по циркуляру громкоговорящей связи. По всем командным и боевым постам, по всем отсекам.
– В первом по местам стоят к погружению! (Есть, первый!) Во втором по местам стоят!.. (Есть, второй!) На КП-2/5 (на Пульте ГЭУ - главной энергетической установки) по местам стоят!.. (Есть, КП-2/5!) .... (Есть, седьмой!)
– И так ВСЕ отсеки и командные посты. Если кто-то уснул или просто почему-то не доложил его обязательно должны достать и "раздолбать".
2. Обязательный доклад механика командиру лодки перед погружением:
– Товарищ командир, ПЛ к погружению готова, прочный корпус ГЕРМЕТИЧЕН, принята расчетная дифферентовка, запас ВВД 100%, реактор на мощности такой-то, турбина вперед столько-то, отвалены (выдвинуты) носовые рули.
Командир:
– Есть, механик. Принять главный балласт - кроме средней.
– Есть!
Если даже раньше ничего не объявлялось (в чем лично я глубоко сомневаюсь), то все равно ОБЯЗАТЕЛЬНО подаются сигналы на открытие-закрытие клапанов вентиляции (ревуном) и кингстонов ЦГБ (звонком).
ВСЕ бодрствующие знают - начало погружения. Что, и этого не было?
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО по циркуляру ГГС:
– Принят главный балласт, кроме средней! Осмотреться в отсеках, провентилировать водоотливную, осушительную магистраль, трубопроводы (кингстоны) глубиномеров!
Из отсеков должны идти ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ доклады:
– Первый осмотрен, замечаний нет! Провентилирована водоотливная магистраль, кингстон глубиномера!
– Есть, первый! ... Есть, четвертый! ... Есть, седьмой!.
Если, Боже упаси, кто-то опять «промухает» - его "из-под земли" должны достать - хотя бы номинально присутствовал в отсеке и отвечал: – Замечаний нет.
Но почему-то все считают, что из-за плохой организации в центральном командир, механик и оператор пульта ОКС (общекорабельных систем) "Ключ" ослепли и не видят открытые первые и вторые запоры шахт вентиляции носового кольца (четыре зеленые лампочки), и что нет сигнализации их закрытия.
– Что, сгорели сразу все четыре лампочки или неисправны все сигнализаторы положения запоров?
– А четвертый отсек, он что - не видит и не слышит, что вентиляция ПРИ ПОГРУЖЕНИИ работает "в атмосферу"?
Начать заполнять среднюю с открытыми шахтами равносильно выбросу всей десантной роты без парашютов.
– Это что - коллективное помешательство? Безумие?
– Нет. Все (или почти все) на боевых постах были нормальными людьми.
1. По местам стоять к погружению, проверке прочного корпуса на герметичнось! - команда по циркуляру громкоговорящей связи. По всем командным и боевым постам, по всем отсекам.
– В первом по местам стоят к погружению! (Есть, первый!) Во втором по местам стоят!.. (Есть, второй!) На КП-2/5 (на Пульте ГЭУ - главной энергетической установки) по местам стоят!.. (Есть, КП-2/5!) .... (Есть, седьмой!)
– И так ВСЕ отсеки и командные посты. Если кто-то уснул или просто почему-то не доложил его обязательно должны достать и "раздолбать".
2. Обязательный доклад механика командиру лодки перед погружением:
– Товарищ командир, ПЛ к погружению готова, прочный корпус ГЕРМЕТИЧЕН, принята расчетная дифферентовка, запас ВВД 100%, реактор на мощности такой-то, турбина вперед столько-то, отвалены (выдвинуты) носовые рули.
Командир:
– Есть, механик. Принять главный балласт - кроме средней.
– Есть!
Если даже раньше ничего не объявлялось (в чем лично я глубоко сомневаюсь), то все равно ОБЯЗАТЕЛЬНО подаются сигналы на открытие-закрытие клапанов вентиляции (ревуном) и кингстонов ЦГБ (звонком).
ВСЕ бодрствующие знают - начало погружения. Что, и этого не было?
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО по циркуляру ГГС:
– Принят главный балласт, кроме средней! Осмотреться в отсеках, провентилировать водоотливную, осушительную магистраль, трубопроводы (кингстоны) глубиномеров!
Из отсеков должны идти ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ доклады:
– Первый осмотрен, замечаний нет! Провентилирована водоотливная магистраль, кингстон глубиномера!
– Есть, первый! ... Есть, четвертый! ... Есть, седьмой!.
Если, Боже упаси, кто-то опять «промухает» - его "из-под земли" должны достать - хотя бы номинально присутствовал в отсеке и отвечал: – Замечаний нет.
Но почему-то все считают, что из-за плохой организации в центральном командир, механик и оператор пульта ОКС (общекорабельных систем) "Ключ" ослепли и не видят открытые первые и вторые запоры шахт вентиляции носового кольца (четыре зеленые лампочки), и что нет сигнализации их закрытия.
– Что, сгорели сразу все четыре лампочки или неисправны все сигнализаторы положения запоров?
– А четвертый отсек, он что - не видит и не слышит, что вентиляция ПРИ ПОГРУЖЕНИИ работает "в атмосферу"?
Начать заполнять среднюю с открытыми шахтами равносильно выбросу всей десантной роты без парашютов.
– Это что - коллективное помешательство? Безумие?
– Нет. Все (или почти все) на боевых постах были нормальными людьми.
Теперь подробнее о технической "поправке на дурака", заложенной в логику автоматики дистанционного управления - это "блокировка забортных отверстий".
Суть ее в том, что при открытых забортных отверстиях (а шахт - в первую очередь!) с пульта управления ОКС просто не пройдет управляющий сигнал на открытие клапанов вентиляции средней группы ЦГБ. А если при открытых клапанах вентиляции средней группы откроется хоть одно забортное отверстие, имеющее сигнализацию, то клапана вентиляции закроются автоматически. Ну и как же это они умудрились - с "молодым и неопытным оператором пульта управления ОКС" - отключить эту блокировку?
Значит, такого коллективного умопомешательства не было. Но комиссии нужно было установить, что было именно так. И дело здесь не в самой комиссии, не в ее председателе. Решение комиссии утверждает начальник, ее назначивший. Так что - все просто. Я могу с уверенностью утверждать, что механик, командир дивизиона живучести (в меньшей степени) и оператор пульта ОКС знали, что ШАХТЫ ВЫТЯЖНОЙ МАГИСТРАЛИ ВЕНТИЛЯЦИИ ОТКРЫТЫ. Висит какой-то электрический сигнал на пульте ОКС "Ключ", не дающий закрыть первые и вторые запоры от возвратного ключа управления "герметичность", но справиться с "зависшей" неисправностью оператор не может, а времени нет, торопят...
4. Тогда опытный (бывалый) механик Б. Лиховозов принимает решение: – перейти на резервный способ управления, с местного поста блоков ГЭМ (гидроэлектроманипуляторов).
Бортовую захлопку и клапан вытяжной магистрали закрывают из четвертого отсека, ставя их ГЭМы на "подпор" в положение "ЗАКРЫТО" - ЗАМЕЧАНИЙ НЕТ! Погружение продолжается.
Механик должен доложить командиру: – Товарищ командир, принят главный балласт, кроме средней. Крен ноль, дифферент ноль, осадка столько-то метров (глубиномеры не показывают!), провентилирована водоотливная, осушительная магистраль, кингстоны глубиномеров (а они не показывают - надо остановить погружение. Но "профессионализм", а точнее, карьеризм не позволяет). В результате доклад: – ЗАМЕЧАНИЙ НЕТ.
Командир: – Есть! Заполнить среднюю (порциями).
Механик, на пульт "Ключ", оператору: – 35-й, открыть клапана вентиляции средней.
– Есть, открыть! - это предварительная команда, а утвердительно-исполнительная - РЕВУНОМ, два (три) сигнала.
Весь экипаж, кто не спит (а спят по тревоге при погружении только разгильдяи и негодяи любого звания и ранга) напрягается и знает - ПРЫЖОК (на глубину).
Механик докладывает командиру: – ....., полна средняя.
Командир: – Есть. Боцман, погружаться на перископную глубину (10 метров), доклад через каждый метр. Хотя, боцман и сам должен знать, что на начальном этапе, пока не закроются клапана вентиляции и не закончится дифферентовка, он обязан докладывать через каждый метр. На глубине около 5 метров механик обязан дать команду на закрытие клапанов вентиляции средней и продублировать ее ревуном. Это необходимо, чтобы в любой момент можно было продуть среднюю группу и выскочить на поверхность, если лодка слишком тяжела. Но боцман молчит или докладывает: – Глубина - ноль, лодка не погружается!
Глубиномеры в центральном не работают! Говорят, в манометровых трубках стояли "пятаки"- заглушки, оставшиеся после доковых ремонтных работ - притирали кингстон и проверяли на герметичность, а вот вынуть забыли. Но ведь должны идти доклады из концевых отсеков лодки и Пульта ГЭУ - у них там свои, автономные глубиномеры!
Тут уж пошла "организация", всем головы затмил карьеризм (и командир Суворов, и механик Лиховозов, и представители штаба дивизии Гусев с Алкаевым - а Алкаев был командиром дивизии - собирались переводиться с повышением). За это все и поплатятся, включая и Командующего флотилией, тоже Героя Советского Союза вице-адмирала Павлова... хм... все ли?
5. Механик, посчитав, что лодка слишком легка, дал команду командиру дивизиона живучести (КДЖ) принять в уравнительную "под завязку", и КДЖ ушел - принимать... А лодка нормально погружалась. Говорят, старпом "висел на перископе", и должен был видеть, как топ перископа оседает, что лодка погружается. Но его или не слышали (оглохли все), или он сам потерял дар речи...
6. "Организация погружения" достигла уровня "Вавилонского столпотворения".
Но в четвертом, где находятся первый и второй запоры шахт вентиляции носового кольца, тоже была - "организация". После закрытия первого и второго запоров их перепускной золотниковый клапан (ПЗК) нужно было СРАЗУ поставить на "ПЕРЕПУСК", а ручные привода - на стопора и замки. После этого можно было снять их ГЭМы с положения "закрыто" и поставить в "нейтраль" на дистанционное управление. Но! Годковщину на флоте-то никто не отменял! Поэтому команда, многократно повторившись, отразившись и исказившись, дошла до "молодого дублера-карася", который в тонкостях последовательности операций не разбирался, но изо всех сил старался "уложиться в норматив". И ОН СНОВА ПОСТАВИЛ ГЭМы В "НЕЙТРАЛЬ".
7. Мгновенно вступил в действие "зависший" электрический сигнал на открытие первого и второго запоров шахты вытяжной магистрали - и в четвертый хлынула вода.
ВСЕ! Она в первую очередь затопила насосный узел гидравлики, там все замкнуло, и "поправка на дурака" не сработала: клапана вентиляции средней не успели закрыться.Мастерства как ни бывало - начали дуть среднюю, не убедившись в закрытии клапанов вентиляции. Здесь должна быть еще "поправка ...": если открываются клапана продувания ЦГБ, то клапана вентиляции должны закрыться, но гидравлики-то уже не было. В результате - большую часть ВВД стравили за борт.
А дальше все описано правильно: и проснувшийся героизм, и сообразительность, и самоотверженность, и много-много других человеческих качеств - хороших и плохих. ПОШЛА БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ...К сожалению, выжили и всплыли не все...
Вот, собственно, и все. Написал, в большей степени, для погибших. Чтобы их по официальной версии не считали отпетыми неучами и разгильдяями. В жизни бывает всякое...
Суть ее в том, что при открытых забортных отверстиях (а шахт - в первую очередь!) с пульта управления ОКС просто не пройдет управляющий сигнал на открытие клапанов вентиляции средней группы ЦГБ. А если при открытых клапанах вентиляции средней группы откроется хоть одно забортное отверстие, имеющее сигнализацию, то клапана вентиляции закроются автоматически. Ну и как же это они умудрились - с "молодым и неопытным оператором пульта управления ОКС" - отключить эту блокировку?
Значит, такого коллективного умопомешательства не было. Но комиссии нужно было установить, что было именно так. И дело здесь не в самой комиссии, не в ее председателе. Решение комиссии утверждает начальник, ее назначивший. Так что - все просто. Я могу с уверенностью утверждать, что механик, командир дивизиона живучести (в меньшей степени) и оператор пульта ОКС знали, что ШАХТЫ ВЫТЯЖНОЙ МАГИСТРАЛИ ВЕНТИЛЯЦИИ ОТКРЫТЫ. Висит какой-то электрический сигнал на пульте ОКС "Ключ", не дающий закрыть первые и вторые запоры от возвратного ключа управления "герметичность", но справиться с "зависшей" неисправностью оператор не может, а времени нет, торопят...
4. Тогда опытный (бывалый) механик Б. Лиховозов принимает решение: – перейти на резервный способ управления, с местного поста блоков ГЭМ (гидроэлектроманипуляторов).
Бортовую захлопку и клапан вытяжной магистрали закрывают из четвертого отсека, ставя их ГЭМы на "подпор" в положение "ЗАКРЫТО" - ЗАМЕЧАНИЙ НЕТ! Погружение продолжается.
Механик должен доложить командиру: – Товарищ командир, принят главный балласт, кроме средней. Крен ноль, дифферент ноль, осадка столько-то метров (глубиномеры не показывают!), провентилирована водоотливная, осушительная магистраль, кингстоны глубиномеров (а они не показывают - надо остановить погружение. Но "профессионализм", а точнее, карьеризм не позволяет). В результате доклад: – ЗАМЕЧАНИЙ НЕТ.
Командир: – Есть! Заполнить среднюю (порциями).
Механик, на пульт "Ключ", оператору: – 35-й, открыть клапана вентиляции средней.
– Есть, открыть! - это предварительная команда, а утвердительно-исполнительная - РЕВУНОМ, два (три) сигнала.
Весь экипаж, кто не спит (а спят по тревоге при погружении только разгильдяи и негодяи любого звания и ранга) напрягается и знает - ПРЫЖОК (на глубину).
Механик докладывает командиру: – ....., полна средняя.
Командир: – Есть. Боцман, погружаться на перископную глубину (10 метров), доклад через каждый метр. Хотя, боцман и сам должен знать, что на начальном этапе, пока не закроются клапана вентиляции и не закончится дифферентовка, он обязан докладывать через каждый метр. На глубине около 5 метров механик обязан дать команду на закрытие клапанов вентиляции средней и продублировать ее ревуном. Это необходимо, чтобы в любой момент можно было продуть среднюю группу и выскочить на поверхность, если лодка слишком тяжела. Но боцман молчит или докладывает: – Глубина - ноль, лодка не погружается!
Глубиномеры в центральном не работают! Говорят, в манометровых трубках стояли "пятаки"- заглушки, оставшиеся после доковых ремонтных работ - притирали кингстон и проверяли на герметичность, а вот вынуть забыли. Но ведь должны идти доклады из концевых отсеков лодки и Пульта ГЭУ - у них там свои, автономные глубиномеры!
Тут уж пошла "организация", всем головы затмил карьеризм (и командир Суворов, и механик Лиховозов, и представители штаба дивизии Гусев с Алкаевым - а Алкаев был командиром дивизии - собирались переводиться с повышением). За это все и поплатятся, включая и Командующего флотилией, тоже Героя Советского Союза вице-адмирала Павлова... хм... все ли?
5. Механик, посчитав, что лодка слишком легка, дал команду командиру дивизиона живучести (КДЖ) принять в уравнительную "под завязку", и КДЖ ушел - принимать... А лодка нормально погружалась. Говорят, старпом "висел на перископе", и должен был видеть, как топ перископа оседает, что лодка погружается. Но его или не слышали (оглохли все), или он сам потерял дар речи...
6. "Организация погружения" достигла уровня "Вавилонского столпотворения".
Но в четвертом, где находятся первый и второй запоры шахт вентиляции носового кольца, тоже была - "организация". После закрытия первого и второго запоров их перепускной золотниковый клапан (ПЗК) нужно было СРАЗУ поставить на "ПЕРЕПУСК", а ручные привода - на стопора и замки. После этого можно было снять их ГЭМы с положения "закрыто" и поставить в "нейтраль" на дистанционное управление. Но! Годковщину на флоте-то никто не отменял! Поэтому команда, многократно повторившись, отразившись и исказившись, дошла до "молодого дублера-карася", который в тонкостях последовательности операций не разбирался, но изо всех сил старался "уложиться в норматив". И ОН СНОВА ПОСТАВИЛ ГЭМы В "НЕЙТРАЛЬ".
7. Мгновенно вступил в действие "зависший" электрический сигнал на открытие первого и второго запоров шахты вытяжной магистрали - и в четвертый хлынула вода.
ВСЕ! Она в первую очередь затопила насосный узел гидравлики, там все замкнуло, и "поправка на дурака" не сработала: клапана вентиляции средней не успели закрыться.Мастерства как ни бывало - начали дуть среднюю, не убедившись в закрытии клапанов вентиляции. Здесь должна быть еще "поправка ...": если открываются клапана продувания ЦГБ, то клапана вентиляции должны закрыться, но гидравлики-то уже не было. В результате - большую часть ВВД стравили за борт.
А дальше все описано правильно: и проснувшийся героизм, и сообразительность, и самоотверженность, и много-много других человеческих качеств - хороших и плохих. ПОШЛА БОРЬБА ЗА ЖИВУЧЕСТЬ...К сожалению, выжили и всплыли не все...
Немає коментарів:
Дописати коментар