вівторок, листопада 16, 2010

Британский подводный флот.


История 
Появление в начале XX-го века подводных лодок как самостоятельного класса кораблей и начало их активного применения в Первой мировой войне создали необходимость специальной подготовки их экипажей и в первую очередь – командиров. "Заимствование" пусть даже лучших командиров и офицеров с надводных кораблей оказалось не слишком продуктивным – специфика тактики и повседневной жизни лодок требовала специальной подготовки. Британское Адмиралтейство пришло к такому заключению в 1917 году, когда был создан Commanding Officers Qualifying Course (COQC) – Курс подготовки командиров (ПЛ). К этому решению привели в том числе значительные потери лодок и расширение их строительства. "Самородков" вроде Макса Хортона и Мартина Нэсмита было уже недостаточно, требовалась систематическая подготовка командных кадров. 

Курс этот существует и поныне. Его официальное название сменилось на SubMarine Command Course (SMCC) – Курс командования ПЛ, а неофициальное осталось тем же – Perisher. "Губитель", "крайность" и много других переводов возможны для этого термина. Столь яркая эмоциональная окраска связана с правилами прохождения курса, осуществляющего не только подготовку к командованию ПЛ, но и отсев неспособных к этому. Правила жесткие. Офицер не может занять должность старпома (executive officer, ХО), а затем и командира ПЛ (commanding officer, CO), не пройдя Perisher. Отбор кандидатов на курс производится Командованием подводных сил, но участие в нем является добровольным. Для каждого участника по результатам курса возможны только два варианта, две крайности – либо он прошел, и тогда в течение года он гарантированно становится старпомом на одной из лодок, либо он не прошел и никогда не ступит на борт ни одной лодки Ее Величества, да и вся его военно-морская карьера, скорее всего, будет окончена. Средний отсев за время существования курса – около 25%. 

В результате такого жесткого подхода к отбору потенциальных командиров ПЛ курс Perisher считается одним из самых сложных в вооруженных силах Великобритании, да и не только в них. Для участия в курсе своих кандидатов направляют Австралия и ЮАР, Канада и Дания, Южная Корея и Израиль, Бразилия и Сингапур, и даже Аргентина и США. Естественно, дальнейшая карьера иностранных кандидатов находится в руках их морских ведомств, однако большинство стран придерживаются именно британского подхода к Perisher – "пан или пропал". 

В 1995 года Королевские военно-морские силы отказались от содержания дизель-электрических ПЛ, однако зарубежный спрос на "дизельный" Perisher был достаточно велик, и этот курс был передан военно-морским силам Нидерландов. Как и раньше, обучение ведется на английском языке, в процессе обучения лодки ВМС Нидерландов зачастую базируются на британские базы, взаимодействуют с кораблями и авиацией ВМС Великобритании, а также с проводящимся в это же время обучением на британском "атомном" Perisher. 

Цели и задачи курса 
Особенность Perisher состоит в том, что это одновременно и курс обучения, и экзамен на готовность к командованию. Кандидатам даются знания и навыки по управлению ПЛ, но в процессе этой передачи отсеивается до четверти участников. 

Официально система ценностей Perisher выглядит так: "Во-первых – безопасность своего корабля, во-вторых – сохранение скрытности, в-третьих – выполнение задачи". Несмотря на кажущуюся "беззубой" расстановку приоритетов, курс готовит командиров к достаточно агрессивным действиям и отсеивает тех, кто к этой агрессивности не готов. Perisher вырабатывает и проверяет не столько тактические, сколько лидерские способности кандидатов, их стремление к совершенству, агрессивность и "жажду командования". 

Достаточная длительность курса позволяет более глубоко изучить именно личностные качества кандидатов, их обучаемость и умение работать в коллективе, причем в самой напряженной обстановке. Отсев кандидатов обычно начинается примерно в середине курса – отчисляются не те, кто совершает ошибки (ибо их совершают все), а те, кто не учится на ошибках и повторяет их. 

В целом можно сказать, что основной задачей курса является подготовка кандидатов к действиям в сложной и нестандартной обстановке. Курс приучает будущих командиров к тому, что типовых решений недостаточно на все случаи жизни, что зачастую необходимо принимать необычные решения, обеспечивая при этом безопасность своего корабля. 


Построение курса 
Благодаря единым корням в "атомном" и "дизельном" Perisher больше общего, нежели различий. В каждой группе по 5-6 кандидатов, крайне редко до 10. Длительность курса – около 24 недель. Обучение делится на береговую и морскую часть, примерно равные по времени. Возглавляет обучение Учитель (Teacher), назначаемый из числа самых опытных командиров ПЛ. Обучение ведется в четыре фазы, первые две – фазы безопасности (safety phase), последние две – тактические (tactical phase). 

Первой фазой является обучение на береговом тренажере способам обеспечения безопасной навигации в сложных условиях. Кандидаты должны научиться безопасно маневрировать в условиях мелководья, при наличии судоходства, в тяжелых погодных условиях, имея из средств освещения обстановки только перископ. В неофициальном названии этой фазы – "eyes only" – содержится игра слов, это типовая пометка "только лично", но в прямом переводе – "только глазами". В этот период у кандидатов вырабатываются глазомер, умение анализировать обстановку, быстрота принятия решений, умение принимать решения при недостатке информации и другие качества, которые потребуются в тактической фазе. 

На второй фазе отработанные на тренажере навыки проверяются в море при командовании реальной ПЛ. Кандидаты по очереди занимают должности "вахтенного командира" ПЛ (duty captain), старпома (ХО), штурмана (navigator) и офицера управления оружием (fire control officer, ближе всего к КБЧ-7, но с элементами обязанностей КБЧ-3). Экипаж ПЛ выполняет их указания, все маневры и действия осуществляются фактически. Учитель ставит перед кандидатами задачи и дает вводные, а также иногда вмешивается в порядок "ротации" кандидатов между должностями. Лодка действует сперва в одиночку, затем совместно с двумя-тремя надводными кораблями, зачастую в районах с интенсивным судоходством. Кандидаты отрабатывают безопасное маневрирование, в основном на перископной глубине, вблизи быстроходных и резко маневрирующих надводных кораблей. И все так же пользуются только перископом и картой. 

Третья фаза – изучение и отработка тактики на береговых тренажерных комплексах. Является подготовительной для последней и самой сложной части – реализации всего изученного в море. Здесь в распоряжении командира оказывается весь имеющийся на борту арсенал средств освещения обстановки. 

Четвертая фаза проходит целиком в море и длится около 4 недель. Как и во второй фазе, кандидаты поочередно исполняют обязанности командира, старпома, штурмана и офицера управления оружием. Чаще всего четвертая фаза и "дизельного" и "атомного" Perisher проводится у побережья Шотландии, изобилующего мелкими островами, узкими бухтами и проливами, перепадами глубин и прочими сложностями. Основные отрабатываемые задачи – разведка, высадка и прием спецназа, скрытное слежение. Естественно, отрабатываются и противолодочные действия, и атаки по надводным кораблям. При обучении противолодочным действиям часто устраивают "дуэльные" ситуации между курсами "атомного" и "дизельного" Perisher. На протяжении первой недели задачи отрабатываются "без противодействия", затем постепенно к противостоянию привлекаются корабли, самолеты и вертолеты Королевских ВМС, отрабатывающие свою часть противолодочной подготовки. При этом в районах обучения продолжается регулярное коммерческое судоходство, что заставляет кандидатов решать еще и задачу различения "врага" и "нейтрала". Четвертая фаза часто совмещается с достаточно крупными учениями Королевских ВМС и совместными учениями ВМС стран НАТО, что позволяет кандидатам Perisher поучаствовать в крупномасштабных маневрах. Венцом четвертой фазы являются "прибрежные выходные", когда все действия проводятся в непосредственной близости от берега. 

Инциденты 
Любое обучение не обходится без происшествий, а уж обучение агрессивным действиям в сложной обстановке и подавно. Трудно судить об уровне аварийности при проведении Perisher за всю его историю, однако вот два инцидента последних лет. 

АПЛ Triumph 19 ноября 2000 года "коснулась мягкого грунта" в подводном положении у западного побережья Шотландии. О пострадавших не сообщалось, масштаб поврежедний, видимо, незначительный. 

АПЛ Trafalgar 6 ноября 2002 года ударилась о грунт в подводном положении у острова Скай. Лодка находилась под управлением одного из кандидатов курса Perisher, двигаясь на скорости около 15 узлов при глубине места около 50 метров. Пострадали три члена экипажа. Командовавший АПЛ кандидат и инструкторы были признаны виновными и наказаны. Восстановление лодки заняло 15 месяцев и стоило около 5 миллионов фунтов стерлингов. 


Традиции 
Традиции Perisher во многом способствуют созданию вокруг этого курса ореола "великого и ужасного", "строгого, но справедливого" и представления его как некоего "обряда посвящения" в элиту военно-морских сил – командиры ПЛ. То есть, традиции в сущности являются одним из элементов подготовки будущего командира, действующим на его подсознание еще до того, как он попал на курс. 

Самой известной является традиция отчисления. Отчисление может произойти в любой момент курса с первого до последнего дня обучения. Отчисленного кандидата никоим образом не предупреждают об отчислении, в какой-то момент он просто получает свои вещи, упакованные одним из членов экипажа лодки или обслуживающего персонала учебного центра, в морской части курса его высаживают на катер, снабдив "утешительной" бутылкой виски. Но основной традицией в отчислении является все же не бутылка, а прекращение карьеры отчисленного как подводника, а чаще всего – и как военного моряка вообще. Именно эта жесткость формирует образ курса. Стоит отметить, что этот образ жесткого отбора работает и на авторитет выдержавших курс – старпом и командир любой британской лодки обязательно прошли этот отбор. 

Для прошедших курс до конца также существуют две традиции. Во-первых, имена всех выпускников Perisher, в том числе имена иностранцев, заносят на мраморную доску, "Стену", в Школе подводного плавания в Плимуте. Во-вторых, выдержавшие курс устраивают на базе в Фаслейне "завтрак Perisher", обычно общий для "атомного" и "дизельного" курсов, на который приглашаются командиры кораблей и подразделений, обеспечивавших обучение и противодействовавших кандидатам. Изначально это был действительно завтрак, проводившийся утром в понедельник после окончания курса. Сегодня название "завтрак" сохранилось, но проводится он вечером в воскресенье, т.е., в сущности, уже входит в курс. 

Американский подход 
Курсы для будущих командиров ПЛ (Prospective Commanding Officer Course, PCO course) были созданы в ВМС США в 1941 году. На них попадают старпомы ПЛ, отобранные для выдвижения на должность командира ПЛ или береговые должности соответствующего уровня.

Курсы проводятся четыре раза в год. Изначально курсы разделялись на Тихоокеанские и Атлантические, но с 1984 года обучение будущих командиров обоих побережий проводится совместно. С 1963 года в программу добавлена подготовка командиров ПЛАРБ. Обучение состоит из девятинедельного тактического курса и трехнедельного курса в море. 

В отличие от британского Perisher, американский курс PCO не пользуется такой известностью. Возможно, это связано и с отсутствием до недавнего времени на этом курсе иностранных слушателей. Впрочем, в 2002 году была начата программа обмена, по которой американские офицеры направляются на британский Perisher, а британские – на американский курс PCO. Чуть позже, в 2003 году американские офицеры начали принимать участие и в "дизельном" Perisher, проводимом ВМС Нидерландов. 


Заключение 
Курс Perisher позволяет флотам-участникам, в первую очередь британскому, не только отбирать немногих лучших из большого числа претендентов, но и отсеивать тех, чьи амбиции не соответствуют (с точки зрения отсеивающего) их возможностям. Кроме того, курс способствует накоплению и передаче "корпоративного опыта", формированию тесных дружественных отношений, не лишенных при этом чисто британского "соревновательного духа". 

Когда АПЛ Conqueror вернулась из похода, в котором потопила аргентинский крейсер General Belgrano, один из корреспондентов спросил ее командира коммандера Криса Рефорд-Брауна, не колебался ли он перед тем, как отдать приказ на атаку и, в сущности, на гибель людей. Коммандер ответил: "Королевский флот потратил 13 лет на подготовку меня к такому событию. Было бы чрезвычайно печально, если бы я не справился с ним". Хорошая иллюстрация, не правда ли?


dutchsubmarines.com  

Немає коментарів: