середу, листопада 03, 2010

Предатели.

Татьяна Янчинский, Львов
"Предатели были всегда, даже во Христа ..." В последнее время почти в каждом выступлении госпожи Юлии мы слышим эти слова. Она вряд ли позиционирует себя как мессию. Но ее белоснежные наряды, почти молитвенно сложенные руки, нимб Русой косы - все то навевает образ Мадонны. На красном сердечке-эмблеме хватает тернового венца. И самого сердца.
Ее хорошо продуманные импровизации всегда заставляют задуматься. Поэтому поговорим об измене, неоднозначную и парадоксальную.
Измена, вечная спутница верности, ее неумолимая тень. Столь же отвратительна, насколько прекрасна верность. Парадокс, но только на фоне предательства верность предстает в ослепительно белом. Без нее она не такая, чуть сероватая, невнятная.
Как красивая девушка оттеняет себя серенькой подругой, так политик должен иметь своего предателя. Если нет - то найти, спровоцировать на измену, или получить любой ценой. Иметь собственного предателя - это дресс-код современного политика, ибо ничто другое так не увиразнить его светлую фигуру.
Но количество выразительных фигур ограничена. Если ты выбираешь кого за предателя - то и ты должен сыграть эту роль для другого. Это вполне в духе украинских традиций: принимая кого в кумовья, ты автоматически также становишься кумом.
Так и пиарят друг друга изменами.
Интересно, а когда ты предателем предателя - или становишься ты автоматически праведником? Как там, в Библии и вне ее?
Предательство Иисуса - вещь неоднозначная. Иуда - не только тень от света. Благодаря предательству Христа, каким бы кощунством это не звучало, встал христианство.
Теория "благородной измены" - тема не новая. Полистайте Андреева и Борхеса. Все произошло якобы по договоренности между учеником и Учителем. Недавно найденные фрагменты апокрифического "Евангелия от Иуды" вроде бы подтвердили эту гипотезу.
Иуда предал Христа. Христа распяли. Мессия воскрес. Родилось христианство - вера миллионов. Иуда предчувствовал, что без предательства, без этой тени, не возникнет свет. А не появилось христианство - это будет правдиво предательством. Предательством и Христа - он хотел этого больше всего, и людей - потому что они больше всего нуждаются, хотя и не осознали полностью. Иуда был катализатором.
Иуда, сын человеческий, понимал, что без предательства христианство может не состояться - людям свойственно не замечать высокому не оттененной низменным. Иуда продал не Учителя. Он продал себя. Наконец, почему Иуда вернул деньги и повесился? Предатель не должен так поступать.
В этом смысле даже звания Иуды следует заслужить.
Предать можно только тогда, когда ты к этому в то верил, нес в себе зерна принципов, а не словесную полову. Когда же партийные программы наших политиков как клонированные овцы, а их коалиционные рокировки запутали их самих - куда втиснуться принципам? Сегодня уже ни мы, ни они не способны воспроизвести, где чьи фигуры на шахматной доске стояли.
В теории лжи является тест: если хочешь проверить подозреваемого на правдивость, попроси его воспроизвести ход событий, представленный им как алиби, - шаг за шагом в обратном порядке. Лжец собьется. Держу пари: наши слуги народа собьются на третьем шаге, ибо никто из них не способен воспроизвести даже в прямой последовательности ливни собственных обещаний.
Элита политикума запутала сама себя: кто кому предатель. Правда, по Вольтеру, "время, затраченное на изыскания ошибок, могло быть потрачено на поиск истины ..." Но кому это нужно?
Фокус еще и в том, что, как говорят французы, "предают только свои". А в нашей "большой политике" своих не бывает. Свои там такие, что с такими друзьями и врагов не надо. В этом супермаркете "распродажа друзей - не признак банкротства, а признак карьеры", как афористично сказал Леопольд Новак.
Измена нежно лелеют в нашем политикуме. На предателей есть запрос. Это вакансии с высоким гонораром.
История нам говорит: "Каждый лидера ждет предатель". Мы ей отвечаем: "Только не у нас ... У нас наоборот. Каждый лидер ждет своего предателя". Наш политикум удерживает полярную матрицу "измена - верность", выворачивая перманентно ее с правого на левый бок, чтобы избежать ответственности. И тут как никто нужен "предатель", чтобы на него все списать.
Сегодня все чаще говорят о необходимости сильной руки, одной вертикали власти - или президентской, либо парламентской. Но не стоит надеяться на одну сильную руку, так это и одна ответственность. А когда сильных рук много. Мы и дальше млитимемо в многоруких объятиях - и вовсе не из любви сильных к демократии, а из потребности избежания ответственности.
Наши предатели не такие парадоксальные и сложные, как в "теории благородной измены".
Здесь все примитивнее: никому не хочется отвечать за ту землю, прикупленных за сребреники. Леся Украинской ровно век назад выписала это в драматической поэме "На поле крови". Об участке земли под Иерусалимом, которую приобрели первосвященники на деньги, возвращенные Иудой, сказано в Святого Матфея: это пресловутое Поле крови, арамейском Акелдама, было превращено в кладбище для путников.
Поле крови у Леси Украинский - это земелька, уже через несколько дней после распятия Иисуса пашет новый владелец Иуда Искариот. Этот Иуда способен жалеть только по одному - что продал задешево. Видимо, именно о таких говорил Фазиль Искандер: "Что может быть унизительнее для того, кто предал, чем осознание того, что его предательством не сумели как следует воспользоваться?"
Таким не свойственно раскаяния. Это предательство ради измены. И обидно таковым лишь в одном: "Обидно, когда ты Иуда, а тебя продают как Христа" - печальный афоризм из подборки Аркадия Давидовича.
Еще одна небольшая цитата, так сказать, голос из зала.
Игорь Смешко, экс-глава Службы безопасности Украины, генерал-полковник, доктор технических наук, профессор, из интервью газете "День" : "По моему мнению, является определенным преувеличением говорить о таком явлении, как измена в политике - в качестве определенного феномена, именно в украинском варианте ее исторической реализации ... Брут был одним из ближайших друзей и соратников Цезаря, но когда их политические взгляды на будущее Рима изменились, первый стал убийцей второго, чтобы сохранить, как он считал, республику и предотвратить образование в Риме монархии.
Во времена монархий, империй и дикторских форм правления, вообще, считали, что "в политике заблаговременно предать - это не предать, а предвидеть".
У нас и сейчас так считают. Можно сказать, что считают только на это. Все остальное, в действительности важно, то выносится за скобки.
Идя в украинскую политику, нужно пройти прививку изменой - это фейс-контроль на входе. Опыт показывает: те, которые не сделали этого - здесь не приживаются. А Цезарь, между прочим писал: "Люблю измену, но не люблю предателей".
Безусловно, предательство - ровесница истории, причем истории всех времен и народов.
Листая страницы истории Украины, которую, как писал Винниченко, "невозможно читать без брома", понимаешь, что измена время была двигателем этой истории. Снова цитата, Василий Кремень для СМИ:
"Трагедия украинского народа в том, что в своей истории мы уже пережили феномен неоднократного "предательства" правящей элитой Украины собственного народа Впервые мы потеряли аристократию княжеских времен, спольщена и окатоличенные после Люблинской унии 1569 года. Вторично - сословную старшину казацких времен, русифицируемое после Переяславского договора 1654-го ".
Можно ли считать предателем Хмельницкого или Мазепы? Попытка Богдана прижаться к Москве, как и попытка Мазепы вырваться из ее объятий, если и были предательством, то хотя это была измена ради. Ради Украины, а не собственных имений.
Мазепа поплатился за это и своей карьерой, и здоровьем. Безгосударственность заставляла шлюбитися с чужаками. В этих браках не рождалась собственная политическая элита. Перефразируя афоризм "не кормя свою армию, будешь кормить чужую", украинский, не имея собственной политической элиты, были обречены выкармливать захватчиков.
Вот уже 18 лет как мы переступили порог безгосударственности. Имеем государство, имеем свою политическую элиту. Измена же и в дальнейшем остается единственно Непреданный.
А имеем ли это государство мы, народ?
Попросту имеем два разных государства: народ - свою, властная верхушка - свою. По меткому выражению правозащитника Глузмана, "они живут в другой Украины, с другим уровнем образования и медицины".
Мы получили "своих среди чужих и чужим среди своих". Мы для них просто чужие со всеми нашими проблемами и надеждами. Они давно внутренне эмигрировали из Украины. Этакие "Украины ирредента".
Но самое печальное, что сколько бы мы об этом не говорили на Майдане, не писали, не кричали - нас не слышат.
Распиаренная свобода слова как единый достижение оранжевой революции - это иллюзия. Мы имеем право слова, но не имеем шанса быть услышанными. Это какая стадия "социального аутизма": каждый говорит сам в себе.
И когда сегодня нас убеждают, что кому нужна наша доверие, мы можем утешаться лишь словами Карела Чапека: "Все не так плохо - нас не продадут, нам отдадут даром".
Не поверите - мы по этому сожалеем намного больше, чем вы способны себе представить.
Татьяна Янчинский, Львов, специально для УП
Donbass.ua _ 03.11.2010 8:52
Ustym, вы-молодец! У меня давно уступающие же вопросы к Драча, Дзюбы, Яворивского, Мовчана и других наших "светочей" демократии. Почему откровенно не говорили об этом прошедшие 5 лет, а надо было? Теперь все это, горькое и низменное, процветает пышным цветом. Да, человек бывает большой и прекрасной, способная повести за собой тех, что хотели бы жить не во лжи, а нас много таких. Но что происходит, когда мы отступаемся, почему отступаемся? Как предотвратить отступничеству? Один человек, даже сильный духом, может упасть без поддержки, при условии давления на родных, самое дорогое. И какая странная наша психология: "предательство" Мазепы осуждаем, а кровавого Меншикова - нет? И сто раз надо было проклясть именно палача, а мы прокляли - Мазепу!
IP: 68.43.145 .---
shmandyfer _ 03.11.2010 8:49
skrashk:
Интересная публикация, спасибо автору. НО! С сожалению вынуждено отметить, что автор не понимает элементарных вещей. Например, эта совковая фраза:
А имеем ли это государство мы, народ?
пора бы уже понятий, что слово "народ" только научного содержания. Кого Вы имеете в виду, говоря "народ"? Ведь все Эти депутаты и министры еще вчера - т.н. "Ивные. Уж куда проще - в тюрьме сидели, воровал, шапки снимали. Т.е. - Все это барахло в Верховном совете - это тоже народ, так же как слово" элита ". Надо сначала определиться с терминами, а потом уже ими оперировать. Иначе - базарный уровень.
Так вот. Более продуктивно было бы понятий - что же за люди - население Украины. А судя по голосования - как минимум половина - Быдло. Что такое Быдло? Это то, кто не любят страну, в которое живут. Не знают ее истории, обворовывают ее где только можно, а когда становятся депутатами - торгуют ее интересами, Ее будущим.
Сайт "Украинская Правда"
___

Немає коментарів: