ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

середу, листопада 17, 2010

Из воспоминаний командира подводной лодки В.Жилина.

Ракетный анекдот, который стартовал из-под воды
 В этом году исполнилось сорок лет с начала проектирования первой советской экспериментальной дизельной ракетной лодки "К-142" с подводным стартом баллистических ракет. Этот корабль получил шифр "629Б". Знаменательную дату в истории нашего подводного флота напомнила мне заметка под названием "Ракета, которая никогда не стартовала" из книги американских журналистов Шерри Зондаг и Кристофера Дрю "Игра в жмурки. Нерассказанная история американского подводного шпионажа"


.
Чтобы было понятно, о чем пойдет речь, я постараюсь изложить эту заметку полностью: "В 1962 г. руководство советского ВМФ очень хотело чем-то успокоить Н.С.Хрущева (авторы книги имеют в виду трагический случай с ядерным реактором на подводной лодке "К-19", имевший место 4 июля 1961 г. - Прим. авт.), а тот, в свою очередь, мечтал увидеть пуск ракеты из-под воды с борта атомного ракетоносца. Командование пошло навстречу его пожеланию, и об этом успехе писала газета "Красная звезда".
Хрущев, присутствовавший при пуске ракеты, был в таком восторге от увиденного, что решил наградить команду атомной лодки лично. Это была атомная лодка "К-3" (торпедная лодка пр. 627. - Прим. авт.), которая только что успешно возвратилась с Северного полюса. При этом награждении никто не осмелился сказать ему, что он стал жертвой обмана.
Советский ВМФ имел еще слишком много проблем, чтобы посылать своих ядерщиков выполнить эту стрельбу и рисковать очередной неудачей перед Хрущевым. Так, вместо того, чтобы это сделать лодке "К-3", командование поместило рядом с ней дизельную лодку "Гольф" (ракетная лодка проекта 629Б. - Прим. авт.), которая тайно вместо нее выполнила эту стрельбу.
Так и продолжалась история советского ВМФ, чередуясь с героическим, трагическим и смешным.
Про Н.С.Хрущева в свое время ходило много анекдотов, и я считаю, что это один из них, который кто-то сообщил авторам книги как реальный факт. Никита Сергеевич Хрущев был тем человеком, который знал, кто и чем у него занимается в стране, особенно в военно-промышленном комплексе, и тем более мог отличить внешне атомную торпедную лодку от ракетной. Но я не хочу быть голословным и постараюсь привести факты.
Ракетный комплекс Д-4 с ракетой Р-21, стартующий из-под воды, начал проектироваться с 17 марта 1959 г., а заключительные испытания ракет проводились на Северном флоте со специально построенной для этого дизельной ПЛ "К-142" проекта "629Б", который в то время командовал капитан 1-го ранга С.И.Бочкин. Командиром ракетной боевой части был капитан-лейтенант М.Н.Кананыкин. Испытания начались с 24 февраля 1962 г. и продолжались почти весь год.
Летом этого же года Н.С.Хрущев прибыл на Северный флот и вышел в море на крейсере "Мурманск". Вместе с ним были министр обороны маршал Советского Союза Р.Я.Малиновский, главнокомандующий ВМФ адмирал флота С.Г.Горшков, а также главные конструкторы кораблей, подводных лодок и их вооружения. В море производились показательные стрельбы из всех видов оружия, в том числе пуски баллистических ракет с подводных лодок. Когда после успешного пуска баллистической ракеты была названа фамилия ее главного конструктора В.П.Макеева, то Хрущев пришел в восторг и высказал в его адрес много теплых слов.
В это время атомная ПЛ "К-3" находилась далеко в море. Она вышла из Западной Лицы 10 июля и 17 июля в шесть часов утра достигла Северного полюса. На обратном пути было получено радио: "Прибыть к исходу дня 20 июля в Иоканьгу". Лодка шла полным ходом, так как на берегу ее ждал Н.С.Хрущев. За успешное выполнение специального задания правительства весь экипаж был награжден орденами и медалями, а командованию корабля были вручены Звезды Героев Советского Союза.
В книге "Атомная подводная эпопея. Подвиги, неудачи, катастрофы" командир "К-3" Л. Жильцов пишет: "После награждения экипажа выступил Н.С.Хрущев. Он сказал: "Вы извините, что мы сейчас не можем рассказать широко о вашем подвиге. И на полюсе мы побывали не первые - американцы нас обскакали, и секретность нам этого не позволяет. Но я обещаю вам, что через год-два, может быть, через несколько месяцев мы перевезем вас на Красную площадь и построим перед Кремлем, как космонавтов. Почествуем ваш экипаж, он этого заслуживает..."
Теперь, наверное, станет ясно, что пуск ракеты из-под воды был произведен с "К-142", а атомная ПЛ "К-3" никакого косвенного, а тем более прямого отношения к этому не имела. Желание Хрущева увидеть старт ракеты из-под воды с атомной лодки было не прихотью, а суровой необходимостью, так как еще 15 ноября 1960 г. американский атомный ракетоносец "Джордж Вашингтон" (SSBN-598) с 16 ракетами "Поларис А1" вышел в свое первое патрулирование к берегам Советского Союза. Здесь они нас также обскакали. Я думаю, что Н.С.Хрущеву также показали новую атомную ракетную ПЛ (в то время в составе Северного флота была АПЛ "К-33" проекта 658, а также К-55, еще не принятая от промышленности), но запуск их ракет из надводного положения вряд ли мог удовлетворить его, так как он подобное видел еще в 1958 году на Тихоокеанском флоте.
Пуск ракеты из-под воды с "К-142" проводился еще не принятым на вооружение комплексом, но В.П.Макеев был уверен в успехе. В течение 1962 г. вышли два постановления правительства СССР о переоборудовании ракетных атомных и дизельных лодок (соответственно от 30.01 и 2.07) под новый ракетный комплекс Д-4, который был принят на вооружение 15 мая 1963 г., а в конце этого же года первая из АПЛ "К-19" обрела подводный старт. Всего под этот комплекс было переоборудовано 8 атомных и 14 дизельных лодок. Первая серийная дизельная лодка на Северном флоте "К-88" вступила в строй в декабре 1966 г., а на Тихоокеанском - "К-129" в начале 1967 г. Эта лодка в этом же году успела сходить на боевую службу, а в начале 1968 г. ушла во второй поход и не вернулась...
Дизельные лодки с РК "Д-4" не попадали под договор ОСВ, и в ответ на появление в Европе ракет средней дальности "Першинг-2" часть из них была переведена на Балтийский флот, где продолжала нести боевую службу в Рижском заливе вплоть до 1991 г. После ухода советских войск из Прибалтики часть из них в полузатопленном положении осталась в Латвии, в том числе и "К-142", давшая в свое время путевку в жизнь первому ракетному комплексу с подводным стартом ракеты, которую и наблюдал Н.С.Хрущев.
Сомневающиеся читатели могут мне возразить, что этот ракетный анекдот родился не на пустом месте. Я не смогу этого отрицать, так как Н.С.Хрущев при своем посещении Северного флота знал, что почти полгода назад было подписано Постановление СМ СССР о переоборудовании ракетных лодок под подводный старт, и, возможно, кто-то на палубе крейсера мог шепнуть ему, что ракета стартовала с атомного ракетоносца, но может подтвердить только тот, кто слышал то шепот и сочинил ракетный анекдот.

Немає коментарів:

Дописати коментар