Ухудшение норм труда военно-морского крановщика может привести к авариямОт качества работы тех же крановщиков зависит ядерная безопасность флота.
Фото с сайта www.flot.com
На днях завершил работу съезд Федерации профсоюзов рабочих и служащих (ФПРиС) Вооруженных сил России. На нем шла речь о социально-экономических проблемах 600-тысячного отряда гражданского персонала армии и флота. Главный вывод докладчиков – мероприятия, проводимые Министерством обороны в рамках придания армии нового облика, не привели к улучшению положения гражданских сотрудников, благодаря которым во многом обеспечивается боеготовность российских Вооруженных сил.
Как сообщил в отчетном докладе председатель ФПРиС Антон Василенко (на съезде новым руководителем профсоюза был избран Юрий Черепенько), в условиях проходящей в России реформы Вооруженных сил «идет наступление на социальные завоевания прошлых лет».
По данным профсоюзного лидера, заработная плата гражданского персонала армии и флота (в настоящее время она равна 14 922 руб.) значительно отстает от среднестатистических показателей по стране (21 360 руб.). При этом сокращение армии привело к усилению интенсивности труда рабочих и служащих. Однако военное ведомство не компенсирует в должной мере издержки, которые в связи с этим возникают. По словам Антона Василенко, «продолжается отток квалифицированных кадров из Министерства обороны, практически прекратился приток молодежи на работу в воинские части, организации и на предприятия военного ведомства».
Более того, так называемая оптимизация, в ходе которой значительно сокращены (на 30–40%) штаты соединений и частей Вооруженных сил, порой отрицательным образом сказывается на их боеготовности. Особенно это характерно для Военно-морского флота. Как заявил на съезде Антон Василенко, «существующая в настоящее время численность членов экипажей ВМФ (речь идет о вспомогательном флоте, где служит гражданский персонал. – «НГ») не обеспечивает ни соблюдение норм трудового законодательства, ни безопасность мореплавания». Председатель Ассоциации профсоюзных организаций плавсостава ВМФ Михаил Бабин, который долгое время прослужил на военном флоте, еще более категоричен. Он считает, что «высокие моральные и физические нагрузки, которые испытывает персонал вспомогательных судов, могут привести к авариям с вооружением и военной техникой». Бабин говорит о том, что сокращение штатов на этих судах привело к тому, что «при работе с разрядными грузами (то есть с оружием и боеприпасами. – «НГ») крановщику положено работать только шесть часов в смену. Они же работают от восьми до 16 часов».
Между тем речь идет о безопасности, причем не только России, но и государств, с которыми она граничит. Как известно, именно плавсостав вспомогательных судов обеспечивает загрузку боевых кораблей оружием, ГСМ и другими материальными ресурсами. К примеру, именно с помощью морских кранов, обслуживаемых гражданскими лицами, осуществляется погрузка на атомные подводные лодки ракет и торпед, оснащенных ядерными боеголовками.
«Ухудшение норм труда военно-морского крановщика может привести к авариям, – говорит Михаил Бабин, – которые могут иметь очень тяжкие последствия, сравнимые с катастрофой атомохода «Курск» или даже более масштабные». К примеру, по словам Бабина, на Черноморском флоте «из-за сокращений резко ухудшились условия труда на всех судах. Снижены возможности по поддержанию судов в технически исправном состоянии и борьбы за живучесть на судах, особенно в ночное время и выходные дни, есть случаи возгораний». Михаил Бабин от имени рабочих и служащих ВМФ потребовал увеличить лимит гражданского персонала для судов обеспечения на 30% и при этом оплачивать сверхурочную работу.
Заметим, что гражданский персонал обслуживает не только краны. Гражданские лица составляют основу экипажей буксиров, гидрографический судов, танкеров, заправляющих боевые корабли и т.д. Но главное – это аварийно-спасательные суда, которые должны в любую минуту прийти на помощь терпящему бедствие кораблю. В августе 2000 года, когда утонул «Курск», система спасения на Северном флоте оказалась не готова спасти подводников. Через пять лет, в августе 2005 года, только участие англичан позволило спасти экипаж АС-28, который не смог всплыть у берегов Камчатки. В этой ситуации сокращать штаты на вспомогательном флоте если не преступление, то как минимум халатность.
Как видно из выступления Антона Василенко, такая ситуация складывается не только на Военно-морском флоте. По его словам, «основная масса лиц гражданского персонала Вооруженных сил по-прежнему получает незаслуженно низкую заработную плату, не адекватную затраченному труду». В ряде трудовых коллективов Минобороны имеются значительные задержки с выплатами зарплаты, что приводило к голодовкам и иным акциям протеста. Особенно это характерно для персонала военных строителей Черноморского и Северного флотов, о чем «НГ» уже не раз писала. Руководство Федерации профсоюзов рабочих и служащих Вооруженных сил предупреждает: если положение дел не изменится, то гражданский персонал армии и флота перейдет к более активным акциям протеста, чтобы отстаивать перед военным ведомством свои права.
| Опубликовано в Независимой Газете от 03.12.2010 |
Немає коментарів:
Дописати коментар