ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, грудня 28, 2010

Трагедия на апл "Нерпа".Как это было? Возможно.

Родные погибших: «Они поплатились жизнью за безалаберность...»


Весть о несчастье по Комсомольску-на-Амуре разнеслась молниеносно. Мысль о том, что родственники или знакомые, возможно, погибли, но кто - неизвестно, сводила людей с ума. Постоянно звонили друг другу, пытались куда-то бежать, дозвониться до Большого Камня. Для тех, кто отправил своих близких в море, наступили страшные часы ожидания.

- Я пережила жуткие сутки, не находила себе места, - говорит Валентина МОЛОДЦОВА, жена одного из работников Амурского судостроительного завода. - Потом муж Сергей наконец-то позвонил - живой, здоровый. Но что случилось, не объяснил, говорит, нельзя, потом приеду - расскажу. А приедут они только к декабрю, не раньше. Пока не закончится следствие.
Николай и Маргарита Суренковы потеряли сына Дмитрия. Супруги всю жизнь проработали на этом заводе, сюда же пришел и их сын.
- Он трудоголик у нас... был. - Отец с трудом говорит это жуткое «был». - Ему очень нравится... нравилось работать на лодках. А то, что произошло, - халатность, наша русская безалаберность! И мой сын расплатился за это жизнью.
- Нужно обязательно разобраться, почему так произошло, - плачет мама Димы. - Мы, родители, будем этого добиваться. Боже, какое горе! Мы решили, что похороним всех погибших вместе. Работали вместе, умерли вместе, пусть вместе и лежат... А какие все люди были хорошие, умные, красивые, молодые!.. Заводская элита...
Тела комсомольчан, погибших в Японском море, сегодня доставят в Комсомольск-на-Амуре самолетом МЧС. А завтра похоронят. В Хабаровском крае в этот день будет объявлен траур. Все расходы по погребению берет на себя администрация города. По 100 тысяч семьям погибших выделяет правительство Хабаровского края, по столько же - правительство Приморья.
У каждого корабля, который спускается на воду в доках Амурского судостроительного завода, есть своя «невеста». Это давняя традиция. Обычно это работница завода или чья-то родственница. Выбирают, как правило, самых красивых.
Когда судно выталкивается из доков, разбивают две бутылки шампанского. 
О нос бутылку разбивает «невеста», о корму - уже кто-то из рабочих. Так было и в 2006 году, когда торжественно вывели в док и спустили на воду «Нерпу». Бутылки разбились с первого раза, как положено по всем приметам...

ВЕРСИИ СПЕЦИАЛИСТОВ
Что случилось на подлодке?
1. «Пожар на АПЛ был, но об этом никогда не скажут»
Николай МАРКОВЦЕВ, капитан 1 ранга запаса, отслужил 7,5 года на атомных субмаринах на Камчатке, затем в ФСБ курировал подводный флот:
- Узнаем ли мы правду о ЧП, будет зависеть от решения комиссии, которая сейчас расследует аварию. Не сомневаюсь, что информацию постараются свести до минимума. Я уверен, что был какой-то фактор, из-за чего сработала система пожаротушения, - либо повышение температуры в отсеке, либо задымление. Только при пожаре может быть такое количество жертв.
Что касается того, что большинство погибших - гражданские специалисты, из своего опыта знаю, что инструктаж сдаточной команды проводится формально. Сплошь и рядом ходят по подлодке, как по заводу, без портативных дыхательных аппаратов (ПДА). Положение по борьбе за живучесть предписывает иметь при себе ПДА даже в койке. Тем более в состоянии погружения это вопрос жизни и смерти. 
2. Сбой при проверке пожарной системы
Николай МЕЖОНОВ, капитан 2 ранга, ходил на атомных подводных лодках 15 лет:
- Поскольку цель похода - передать военным субмарину, то проверялись все возможности подлодки по максимуму. То есть нажимали все кнопки, а если погружались, то на большую глубину. Конечно, проверяли и систему пожаротушения ЛОХ. Скорее всего, клапаны, которые отвечают за подачу фреона в 1-й и 2-й отсеки, были неисправны. Поэтому фреон начал поступать в отсеки. Люди в это время спали, поэтому, когда сработала сирена (а она должна включаться автоматически при подаче фреона), скорее всего, просто не успели надеть маски, тем более что большинство - гражданские. В «Нерпе» три «этажа», тяжелый газ опустился вниз - там люди и пострадали больше всего. Кто потерял сознание, получили ожоги. 
На самом деле команда, которая находилась на борту, сработала замечательно. Фреон заполнил оба отсека максимум за 10 минут. По моим подсчетам, только в первом отсеке находились около 100 человек. Жертв могло быть гораздо больше.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Это не первый случай 
Неисправная система пожаротушения уже уносила человеческие жизни. Подобный случай произошел еще в 1976 году во время боевого похода подлодки Северного флота «К-77». Утром 20 марта подводная лодка шла на глубине 80 метров в Бискайском заливе.  
- В 10.40 из жилого 5-го отсека поступил доклад: «Аварийная тревога! Пожар в 5-м отсеке! - вспоминает Сергей АПРЕЛЕВ, капитан 1 ранга из Северодвинска. - По приказанию командира в 5-й отсек был подан огнегаситель «Фреон-114-В2». Связь по корабельной трансляции между главным командным пунктом и кормовыми отсеками 6 и 7 мгновенно оборвалась. Из 7-го успели доложить по телефону, что к ним несанкционированно пошел фреон. 
В 11.10 лодка всплыла. Спасательной группе в 7-м отсеке открылась страшная картина.
На палубе в различных позах лежали 12 моряков. Только двое были в дыхательных аппаратах. Усилиями врача и его помощников удалось вернуть в сознание нескольких моряков. 
При выяснении причины возгорания оказалось, что во время ремонта подводной лодки на судоремонтном заводе кто-то из рабочих ошибся. При сборке системы перепутали маркировку, что и стало причиной трагедии: вместо пятого отсека фреон пошел в седьмой. Проверка на всех подводных лодках соединения показала, что на «К-67» и «К-304», только что вернувшихся из ремонта, маркировка на клапанах системы ЛОХ была также перепутана. Случись у них на борту пожар - жертв не удалось бы избежать.

Немає коментарів:

Дописати коментар