середу, грудня 08, 2010

Жизнь и бизнес во Вьетнаме глазами российского человека

Решение переехать на продолжительное время во Вьетнам пришло не сразу, до этого совершил более десяти поездок в качестве туриста. Тут как раз вспомнилось, что, в общем, Социалистическая республика Вьетнам очень даже "тихая гавань". Смекалка не подвела, мы поехали на разведку, но уже не как туристы, а как очень заинтересованные люди. Решено-открываем ресторан. Почему? Потому что нам не привыкать работать с людьми, нам это нравиться и у меня лично уже был опыт владения общепитом.
Вьетнам в мае встретил приятной погодкой и улыбчивыми людьми. Уже сразу, с трапа самолета я понял, до этого не обращал внимание, мы прилетели в Социализм, на таможне очень внимательно осмотрели наш многочисленный багаж (собирались то на долго) и, увидев профессиональный монитор, смутившись, попросили 20$. Конечно же, мы не смогли отказать!
Прилетели ночью рейсом из Владивостока в Ханой. Аэропорт Ной Бай с отхлынувшими и разлетевшимся по своим уголкам пассажирами, встретил нас тишиной. Даже привычные таксисты были уже в полудреме. Во Вьетнаме все очень рано встают и в 20.00 уже спят.
Переночевав там же на чемоданах, следующим утром мы вылетели в конечную точку нашего трипа - город Нья Чанг.
Нья Чанг был выбран не случайно. Приняв решение к переезду, мы обдумали и промониторили все достойные города Вьетнама. Хошимин, он же Сайгон – нет моря, большая конкуренция, наши туристы там не задерживаются более 2-х дней транзитом, Вунгтау – город нефтяников, дорогая аренда, Хоян и Хуэ не понравились, Ханой столица и тоже нет моря, а вот Нья Чанг, тут все обстоит гораздо лучше, прекрасные песчаные пляжи, залив с островами, рядом горы, свой микроклимат, большие инвестиции в строительство отелей, несмотря на мировой кризис! В общем Вьетнамские Сочи. Знаменитый пятизвездочный остров Винперл, созданный специально для русских.
Эта страна интересна не культурными памятниками, их тут попросту нет, а бытом людей, людьми, природой.
Как грибы растут курорты и дорогие отели, город медленно, в сравнении с Китаем, но верно движется от демократичного побережья к дорогому курорту. "Толи еще будет!" - цокают языками старички на набережной с гигантскими пальмами. Жизнерадостный рабочий-каменщик возле строительства первого за всю историю молла, говорит, что жизнь будет у них хорошая и это правда.
Хорошие дороги, и - кто бы поверил 8 лет назад — Супермаркет! Есть канатная дорога, Аква-парк. Но, сервис пока отстает, все же стоит сделать скидку на то, что война кончилась всего 30 лет назад.
У бартендера Наташи, а у нас все работники-вьетнамцы имеют второе русское имя для нашего удобства, недавно родился сынишка 3.2 кг! Вьетнам растет в высь и в ширь, из страны гномов становиться страной среднего роста.
Воду можно пить из под крана, но местным льдом в местных кафе и ресторанах можно отравиться. Морепродукты, повсеместно искусственно выращенные, но есть можно и везде свежие.
Так много интересного, другого, но времена "угольных пароходов" и утонченной Франции прошли. В магазине Тайд, Мальборо, Кола, одним словом глобализация! Пляж и море нужно ловить с марта по август, далее сезон сырости и депрессии, дожди день через день. В Нья Чанге множество школ дешевого дайвинга и магазинов с дешевым золотом.
Кухня Вьетнама.
Вьетнамцы едят много и с удовольствием, их рацион, рыба-морепродукты , но только живые, лапша и рис.
От французов им передалось, что ты, сам творец вкуса в своей тарелки посредством разных соусов. Самый распространенный – в чашечке морская соль, молотый черный перец и лайм. И, конечно же, их знаменитый рыбный соус нуок мам (nuoc mam)., который как и фрукт дуриан очень невкусно пахнет.
Мясо у них сухое и не очень вкусное, очень интересен суп с рисовой лапшой и зеленью фо, с говядиной (бо) или курицей (га).
Интересны спринг-роллы-блинчики с креветкой или мясом в рисовой бумаге и на фритюре.
В деревнях едят собак и полевых мышей, размером с крысу.
Вьетнамский кофе просто обязателен, чая нет ни черного, ни хорошего зеленого. На мой взгляд их кухня бедновата и особо им похвастаться не чем.
Жизнь и быт.
Снимаем 3-х этажный дом на весь персонал, платим 350$ в месяц, оплата поквартально, плюс залог 300$, электричество и интернет 120$. C электроэнергией во Вьетнаме пока проблемы, все ждут постройка атомной станции нашими специалистами.
Шоппинга в нашем понимании тут нету, приличную пару обуви можно купить только в Хошимине, 450 км от нас, на самолете 40 минут и 40$, автобус в котором спальные места или поезд смешных размеров 15$, и 11 часов, такси 150$.
Развлечений достаточно, но большинство из них закрываются в 12.00. Не без гордости скажу, мы работаем до последнего гостя. Множество массажей и спа салонов по очень доступным ценам. Массаж 7-9$ час.
Фрукты на рынке-манго 2$ кг., ананас 1$, арбуз 1.2$. Мясо свинина - 4 $. Выпить вообще даром, есть все напитки мира, в том числе множество водок из России и Украины, цены ниже чем в Дьюти фри, так как во Вьетнаме нету акцизов и бутылка 0.7 литров "Столичной" стоит 9$! Сигареты есть практически все, но нет тонких, для женщин, кроме известной корейской марки "Эссе" 0.9$ В городе чисто, убирают три раза в день.
Гостиница, пригодная для жилья "белого" человека, обойдется от 5-30$. Спортклуб, современный , в месяц 150-200$. Такси вообще копейки. Перелеты и все внутренние, и по ЮВА стоят очень не дорого. Вечерний рейс до Бангкока стоит 90$
Жить можно, и наша диаспора в Нья Чанге множиться, приезжают от всюду. С этого года полетят чартеры из Хабаровска и Владивостока, а в феврале из Москвы и Екатеринбурга, вот тогда-то русский Нья Чанг и заживет в полную силу, а пока уже многие рестораны переводят свои меню на наш непростой язык посредством Google и снова, это комично!
Тихо и незаметно наступила тропическая ночь, жара сегодняшнего дня ушла, и стало прохладно, на улицах стало безлюдно. Шатаются европейцы в поисках сэндвича и дешевого питья, наступило наше время, бар "Догонялка" ждет!