ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

субота, січня 15, 2011

Сегодня родился легендарный подводник Александр Маринеско.

А.И. Маринеско 

Алекса́ндр Ива́нович Марине́ско (2 (15) января 1913, Одесса — 25 ноября 1963, Ленинград) — командир Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота, капитан 3-го ранга, известный по «Атаке Века».

Биография

Отец — румын, мать — украинка. Окончил 6 классов трудовой школы, после чего стал учеником матроса. За прилежность и терпеливость был направлен в школу юнг, по окончании которой ходил на судах Черноморского пароходства матросом 1 класса. В 1930 году поступил в Одесский мореходный техникум и, окончив его в 1933 году, плавал третьим и вторым помощником капитана на пароходах «Ильич» и «Красный флот».

В ноябре 1933 года по путёвке комсомола (по другим данным, по мобилизации) был направлен на специальные курсы комсостава РККФ, после окончания которых его назначили штурманом на ПЛ Щ-306 («Пикша») Балтийского флота. В марте 1936 года в связи с введением персональных воинских званий А. И. Маринеско получил звание лейтенанта, в ноябре 1938 — старшего лейтенанта. Окончив курсы переподготовки при Краснознамённом учебном отряде подводного плавания имени С. М. Кирова, он служил помощником командира на Л-1, затем командиром ПЛ М-96, экипаж которой по итогам боевой и политической подготовки 1940 занял первое место, а командир был награждён золотыми часами и повышен в звании до капитан-лейтенанта.

Боевой путь

В первые дни Великой Отечественной войны 1941—45 годов подлодка М-96 под командованием Маринеско была перебазирована в Палдиски, затем в Таллин, стояла на позиции в Рижском заливе, столкновений с противником не имела. Командир запил, дисциплина в экипаже упала, политико-воспитательная работа заглохла. Однако положение удалось исправить, и 14 августа 1942 года лодка атаковала немецкую тяжелую плавбатарею (нем. schwerer Artillerie-Träger) SAT-4 «Хелене» (400 брт). По наблюдению командира Маринеско в результате атаки корабль пошел на дно. Но в 1946 года «потопленый» корабль был передан Балтийскому флоту. Возвращаясь с позиции раньше срока (заканчивалось топливо и патроны регенерации), Маринеско не предупредил советские дозоры, а при всплытии не поднял военно-морской флаг, в результате чего лодку едва не потопили собственные катера.

В ноябре 1942 года М-96 вышла в Нарвский залив для высадки группы разведчиков в операции по захвату шифровальной машинки «Энигма» в штаб немецкого полка. Но шифровальной машинки в нем не оказалось. Тем не менее, действия командира на позиции оценили высоко, и А. И. Маринеско наградили орденом Ленина.

В конце 1942 года А. И. Маринеско было присвоено звание капитана 3-го ранга, его снова приняли кандидатом в члены ВКП(б) (в октябре 1941 года он был исключён), но в хорошей в целом боевой характеристике за 1942 год командир дивизиона капитан 3-го ранга Сидоренко всё же отметил, что его подчинённый «на берегу склонен к частым выпивкам».

В апреле 1943 года А. И. Маринеско назначен командиром ПЛ С-13. На этой лодке он прослужил до сентября 1945 года. В октябре 1944 года он атаковал вооружённый транспорт «Зигфрид» (553 брт). Атака четырьмя торпедами не удалась. Но Маринеско всё же догнал противника и обстрелял его артиллерией. По наблюдению командира корабль начал быстро погружатся в воду. В действительности, поврежденный германский транспорт был позднее отбуксирован противником в Данциг.

С 9 января по 15 февраля 1945 года А. И. Маринеско находился в своем пятом боевом походе, в течение которого были потоплены два крупных транспорта противника — «Вильгельм Густлов» и «Штойбен».

Перед этим походом командующий Балтийским флотом адмирал В. Ф. Трибуц решил предать Маринеско суду военного трибунала за самовольное оставление корабля в боевой обстановке, но исполнение этого решения задержал, дав ему возможность искупить вину в боевом походе.

«Атака Века»

30 января 1945 года С-13 атаковала и отправила на дно лайнер «Вильгельм Густлов», на котором находилось свыше 8 000 человек. Только по официальным данным погибло 5 348 человек, а по оценкам ряда историков реальные потери могли составлять от 8 000 до 9 000 с лишним жертв. Транспорт, бывший океанский лайнер «Вильгельм Густлов», шёл в составе конвоя, имел камуфляжную окраску, характерную для военных кораблей Германии, на борту имел заранее установленные орудия ПВО. Обозначения в виде красного креста или иной читаемой надписи, говорящей о том, что данное судно предназначено для перевозки беженцев, является госпитальным судном, — не имел. Более того, в течение пары лет он стоял на приколе в Данцигском порту, в военной, его закрытой части, данное судно использовалось как плавказармы, а также по некоторым данным, как и научно-исследовательский центр, на базе которого были смонтированы действующие лаборатории, на судне был поднят флаг Кригсмарине.

Немецким ВМС был нанесён серьёзный урон, так как, по свидетельству журнала «Марине» (1975, № 2-5, 7-11, ФРГ), с кораблём погибли 1 300 подводников, среди которых находились полностью сформированные экипажи подводных лодок и их командиры. По мнению командира дивизиона капитана 1 ранга А. Орла, погибших немецких подводников хватило бы для укомплектования 70 ПЛ среднего тоннажа. Впоследствии советская печать потопление «Вильгельма Густлова» назвала «атакой века», а Маринеско — «подводником № 1», что не совсем обоснованно (подводники других стран топили значительно более крупные корабли, в том числе и боевые, например, авианосец «Синано» водоизмещением 71 890 брт). Всего погибло 9 343 человек./Heinz Schön/ По другим данным («Морская коллекция», № 2, 2000), с «Густловым» погибло 406 матросов и офицеров 2-й учебной дивизии подводных сил, 90 членов собственного экипажа, 350 женщин-военнослужащих немецкого флота и 8 600 беженцев и раненых (из них почти 3 000 детей). Исходя из этого, погибшие подводники могли сформировать 7-8 экипажей подводных лодок (численность экипажа самой распространенной немецкой подлодки типа VII составляла 44-56 человек), что не могло оказать значительного влияния на ход войны.

Атака интересна тем, что лодка шла в надводном положении, на дизельном ходу (на электромоторах она уступала «Густлову» в скорости).

Вопреки утверждениям ряда военных и историков, трёхдневный траур по потопленному теплоходу в Германии не объявлялся (за всю войну он объявлялся только по уничтоженной в Сталинграде 6-й армии Вермахта) и Гитлер не объявлял Маринеско своим личным врагом (на тот момент Германия несла тяжелейшие потери на фронтах, и Гитлер сообщение о гибели «Вильгельма Густлова» воспринял довольно равнодушно).

Хотя «Вильгельм Густлов» и был крупнейшим по тоннажу теплоходом, потопленным советскими подводниками, самым большим по числу жертв считается потопленный в апреле 1945 года теплоход «Гойя», на котором погибло около 7 000 человек. Теплоход был потоплен советской подлодкой Л-3 под командованием капитана 3 ранга Коновалова.

Оценка «Атаки века»

С юридической точки зрения действия командира Маринескo безупречны. Суда, предназначенные для перевозки беженцев, госпитальные суда должны быть обозначены соответствующими знаками — красный крест, не могут носить камуфляжную окраску, не могут идти в одном конвое вместе с военными судами. На их борту не может находиться каких-либо военных грузов, стационарных и временно размещённых орудий ПВО, артиллеристских орудий или иных средств. Говоря юридическим языком, «Вильгельм Густлов» был боевым кораблём, на который дозволили подняться шести тысячам беженцев. Вся ответственность за их жизнь, с того момента как они поднялись на боевой корабль, лежит на соответствующих должностных лицах немецкого военного флота.

В годы «холодной войны» в Германии считали Маринеско военным преступником, пока Институт морского права (город Киль, Германия) не принял решения[3], которое полностью оправдало Маринеско и признало, что «Вильгельм Густлов» являлся законной военной добычей советских подводников. Оно основывалось на следующем:

«Вильгельм Густлов» не являлся безоружным гражданским судном: на его борту имелось вооружение, которым можно было бороться с кораблями и авиацией противника;

«Вильгельм Густлов» являлся учебной плавучей базой для подводного флота Германии;

«Вильгельм Густлов» шёл в сопровождении боевого корабля флота Германии;

Советские транспорты с беженцами и ранеными в годы войны неоднократно становились целями для германских подлодок и авиации (в частности, теплоход «Армения», потопленный в 1941 году в Чёрном море, вёз на своём борту более 5000 беженцев и раненых. Выжило только 8 человек. Впрочем, «Армения», как и «Вильгельм Густлов», нарушала статус санитарного судна и являлась законной военной целью). Поэтому за советской стороной было признано право на ответные адекватные действия в отношении германских судов.

Окончание войны

10 февраля 1945 года последовала новая победа — на подходе к Данцигской (Гданьской) бухте С-13 потопила санитарный транспорт «Штойбен» (14 660 брт), на борту которого находились 2680 раненых военнослужащих, 100 солдат, около 800 беженцев, 270 человек военного медперсонала и 285 членов экипажа судна[4]. Из них спаслось 659 человек, из которых раненые составляли около 350. Надо отметить, что Маринеско идентифицировал атакованное судно как легкий крейсер «Эмден».

Командиру С-13 не только простили прежние прегрешения, но и представили его к званию Героя Советского Союза. Однако Золотую Звезду заменили орденом Красного Знамени.

Шестой боевой поход с 20 апреля по 13 мая 1945 года был признан неудовлетворительным. Тогда, по мнению командира бригады ПЛ капитана 1 ранга Курникова, Маринеско «имел много случаев обнаружения транспортов и конвоев противника, но в результате неправильного маневрирования и нерешительности сблизиться для атаки не смог…». Однако от атаковавших его подводных лодок и самолетов Маринеско всё время умело уклонялся.

14 сентября 1945 года вышел приказ № 01979 наркома ВМФ адмирала флота Н. Г. Кузнецова, где говорилось: «За халатное отношение к служебным обязанностям, систематическое пьянство и бытовую распущенность командира Краснознамённой подводной лодки С-13 Краснознамённой бригады подводных лодок Краснознамённого Балтийского флота капитана 3 ранга Маринеско Александра Ивановича отстранить от занимаемой должности, понизить в воинском звании до старшего лейтенанта и зачислить в распоряжение военного совета этого же флота» (В 1960 году приказ о разжаловании был отменён, что дало возможность А. И. Маринеско, к тому времени уже очень больному, получать полную пенсию).

С 18 октября 1945 года по 20 ноября 1945 года А. И. Маринеско был командиром тральщика Т-34 2-го дивизиона тральщиков 1-й Краснознамённой бригады траления Краснознамённого Балтийского флота (Таллинский морской оборонительный район). 20 ноября 1945 года по приказу наркома ВМФ № 02521 старший лейтенант Маринеско А. И. уволен в запас.

Из шести боевых походов, выполненных Маринеско в годы Великой Отечественной войны, половина была безуспешными, но он первый «тяжеловес» среди советских подводников: на его счету четыре потопленных транспорта массой в 42 557 брутто-регистровых тонн.

Трудовой путь

После войны в 1946—49 годах А. И. Маринеско работал старшим помощником капитана на судах Балтийского государственного торгового пароходства, в 1949 — заместителем директора Ленинградского НИИ переливания крови, в 1949—51 годах — заключенный на Колыме, в 1951—53 годах — топографом Онежско-Ладожской экспедиции, с 1953 — руководил группой отдела снабжения на ленинградском заводе «Мезон».

А. И. Маринеско скончался в Ленинграде после тяжёлой и продолжительной болезни 25 ноября 1963 года. Похоронен на Богословском кладбище Санкт-Петербурга. Здесь же неподалёку (Кондратьевский пр., 83) находится Музей подводных сил России им. А. И. Маринеско.

Звание Героя Советского Союза Александру Ивановичу Маринеско присвоено посмертно 5 мая 1990 года. Награждён 2 орденами Ленина (1942, 1990), 2 орденами Красного Знамени, медалями.

Памятники А. И. Маринеско установлены в Калининграде, Кронштадте и Одессе. На здании Одесского мореходного училища и в городе Кронштадте на доме № 2 по ул. Коммунистической, в котором жил командир ПЛ С-13 Герой Советского Союза А. И. Маринеско, установлены мемориальные плиты. Маринеско посвящены фильмы «О возвращении забыть» (1985) и «Первый после Бога» (2005). Потопление «Вильгельма Густлоффа» описывается в романе Нобелевского лауреата Гюнтера Грасса «Траектория краба».

Именем А. И. Маринеско названа набережная в Калининграде и центральная улица одного из районов города в Севастополе. ул. Строителей (Ленинград), на которой Маринеско жил до войны, также была переименована в его честь в улицу Маринеско, а также улица в Одессе (спуск Маринеско). В центральном музее Воружённных Сил экспонируется флаг подводной лодки «C-13». В Санкт-Петербурге имеется музей подводных сил России им. А.И.Маринеско (Санкт-Петербург, Кондратьевский пр-т., 83/1).

Источник: ru.wikipedia.org

Немає коментарів:

Дописати коментар