ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, січня 25, 2011

Из Франции в Россию придет «Мистраль»

Итак, вопрос о закупке Россией у Франции вертолетоносцев, который активно дискутировался последние два года как у нас в стране, так и за рубежом, решен окончательно. Во вторник, 25 января во французском городе Сен-Назер было подписано межправительственное соглашение о строительстве двух десантных вертолетоносных кораблей класса Mistral («Мистраль»). Документ был подписан в присутствии президента Франции Николя Саркози и вице-премьера России Игоря Сечина. Как сообщает «Интерфакс», церемония подписания состоялась на верфях компании STX, которые будут строить вертолетоносцы для России.

Как уже рассказывал КМ.RU, многоцелевой десантный вертолетоносец класса Mistral имеет стандартное водоизмещение 16 500 тонн, полное - 21 300 тонн, при заполненном доке - 32 300 тонн. Длина - 199 м, ширина - 32 м, осадка - 6,2 м. Скорость полного хода - 18,8 узла, дальность плавания - до 19 800 миль. Вертолетная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 штурмовых боевых вертолетов). Одновременно на взлетной палубе может размещаться 6 вертолетов. Сейчас в составе флота самой Франции имеется два вертолетоносца класса Mistral и ведется строительство третьего корабля.
Напомним, Россия и Франция официально объявили о том, что консорциум Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) и DCNS (Франция) построит два корабля типа Mistral в Сан-Назере (Франция) и два по лицензии в России 24 декабря прошлого года. Тендер был объявлен в октябре министерством обороны РФ, сообщало РИА "Новости". Уточнялось, что «принято принципиальное концептуальное решение строить корабли типа Mistral на острове Котлин в Санкт-Петербурге». Как отмечал тогда источник в оборонно-промышленном комплексе, это будут совершенно новые верфи судостроительного завода «Адмиралтейские верфи». Сооружены они будут специально для строительства вертолетоносцев Mistral, однако затем они будут использоваться для строительства крупнотоннажных гражданских судов и военных кораблей большого водоизмещения.
В России надеются, что этот проект позволит реализовать планы по созданию современного универсального судостроительного комплекса с сухим доком на западе страны. Благодаря переезду, в центре города освободятся территории площадью около 17 гектаров для создания жилых, коммерческих и социальных объектов. Однако , надо отметить, что планируется начало строительства кораблей типа Mistral в России только после 2014 года. К тому же. сообщалось, что стоимость строительства первого корабля типа Mistral на французских верфях составит 720 миллионов евро, в то время как для ВМС Франции их стоимость была меньше, чем 650 миллионов евро. Впрочем, второй вертолетоносец французы обещали построить уже дешевле — за те же 650 тысяч евро.
Правда, теперь последовали некоторые уточнения со стороны руководства российской «Объединенной строительной корпорации», которая будет строить корабли совместно с STX. По словам президента компании Троценко, планируется постоянно увеличивать долю локализации производства вертолетоносцев в России. «В случае с первым кораблем предполагается локализация до 20%, со вторым - до 40%, с третьим - до 60% и с четвертым - до 80%», - говорил Троценко. Он же заверил, что вертолетоносцы будут стоить России «меньше, чем 600 тысяч евро».
Стоит также напомнить, что еще на стадии обсуждения вопрос о строительстве Францией вертолетоносцев для российского ВМФ подвергся резкой критике как в России так и за рубежом. Особенно возмущались восточноевропейские натовцы из числа «заклятых друзей» России — прибалты и поляки. А из не членов НАТО (но очень желающих таковыми стать) — режимы Ющенко и Саакашвили. Особенно после того, как главком ВМФ Владимир Высоцкий «пошутил», что, имея один Mistral, Россия разгромила бы Грузию не за пять дней, как в 2008, а за сорок минут. Впрочем, беспокойство относительно появления в российском флоте таких кораблей выразили не только «постсоветские карлики», но и Япония. Особенно когда стало известно, что в первую очередь, корабли такого типа планируется ввести в состав нашего Тихоокеанского флота.
США также, хотя в более спокойной форме, выразили свое недовольство готовящейся сделкой. И президенту Франции Николя Саркози пришлось лично объяснять шефу Пентагона Роберту Гейтсу, что Россия «Мистралями» странам НАТО угрожать не собирается. «Нельзя ожидать, что Россия будет вести себя как партнер, если мы не будем относиться к ней как к партнеру», - заявил даже Саркози Гейтсу. Отправленный же Саркози успокаивать прибалтов министр Пьер Лелуш проявил такое рвение, что пообещал, что русским ничего из современных систем французы продавать не собираются в принципе. Построят только саму «коробку». А электронные системы обеспечения, управления, навигации и целенаведения, также как и авионику, передавать не будут. Мол, это все относится к категории военных секретов всего НАТО, а Франция чтит свои союзнические обязательства.
Тут не на шутку разгорелся скандал уже с российской стороны. Многие в России и так выражали весьма обоснованные сомнения - стоит ли тратить огромные деньги на поддержку заморских корабелов, когда лучше было бы передать их отечественному производству. Напоминали, что в советские времена на заводе «Янтарь» в Калининграде, был построен большой десантный корабль «Иван Рогов». Он был немножко меньше «Мистраля», примерно на ¼, но был вооружен намного лучше, с хорошим противосамолетным вооружением, противолодочным вооружением, и мог десантировать и танки, и технику, и вооружение непосредственно на берег. Разумеется, в 90-е годы все такие корабли ушли в металлолом. Поэтому, говорили специалисты, не лучше ли возродить производство этих кораблей, чем покупать их у Франции. При этом высказывались мнения, что французские корабли в принципе не могут быть интегрированы в отечественные оборонные системы.
Некоторые специалисты вообще сомневались, нужен ли России корабль такого типа. Хотя бы потому, что в одиночку, без целой эскадры кораблей охранения и обеспечения. Он может стать просто отличной мишенью из-за своих огромных размеров, а сам он имеет весьма слабое вооружение, как зенитное , так и противолодочное. Да и вообще, в процессе строительства на чужих верфях, нет никаких гарантий, что доброжелатели» не заложат туда соответствующие радиолокационные маячки, которые будут всегда показывать, где в настоящее время находится этот корабль.
Да и к тому же, даже нет определенной ясности, где могли бы дислоцироваться данные корабли. Если речь идет о Тихоокеанском флоте, то сегодня, по мнению специалистов, ни Владивосток, ни Авачинская бухта Петропавловска не смогут размещать корабли с такой большой осадкой. Нужно еще строить причальные стенки, нужно углублять фарватер и многое другое, что потребует отдельных затрат.
Ну и конечно, много возмущений вызывал откровенно кулуарный характер этой сделки. Хотя немало было сообщений, что аналогичные корабли готовы строить для России, только гораздо дешевле, Голландия, Испания и даже Южная Корея, наши высшие военные и политические деятели упорно отдавали предпочтение именно французскому варианту. Ну да, конечно, соглашению с французами предшествовал тендер. Только складывается подозрение, что проводился он на манер пресловутых наших «залоговых аукционов», когда победитель определялся заранее.
Так, еще в октябре прошлого года, КМ.RU рассказывал, как еще за две недели до проведения тендера, французы уже говорили о своем контракте с Россией как о свершившемся факте. На парижской военно-морской выставке Euronaval-2010 директор французской госкомпании военного кораблестроения DCNS Пьер Легро, явно предвкушая победу на предстоящем тендере, от радости не на шутку разоткровенничался. «Мы готовы, начиная с 4 ноября, получить контракт, начать строительство и завершить его за 36 месяцев», – сказал Легро. Хотя тогда, во второй половине октября, российское военное ведомство даже избегало называть точную дату проведения тендера, туманно говоря о «конце года».
А мсье Легро уже уверенно сообщал, что согласно контракту, два первых корабля должны быть построены во Франции. После передачи технологий российская верфь может построить два или четыре корабля. Легро тогда же выразил надежду, что российская сторона «по достоинству оценит преимущества «Мистраля» и не остановится на строительстве двух кораблей».
Из дальнейших откровений Легро выяснялось, что Пьер Лелуш, успокаивая поляков и прибалтов, просто сказал им то, что те хотели услышать. А на самом деле, компания DCNS не ограничена в передаче технологий России. «Это будет корабль с такими же системами, которые установлены на кораблях для ВМС Франции. Никаких ограничений нет», – заявил Легро. Таким образом он опроверг сообщения ряда российских и иностранных СМИ о том, что корабли типа «Мистраль» будут проданы России без новейших систем управления. В то же время он подчеркнул, что корабли будут отличаться от французских аналогов.
«В частности, российская сторона уже запросила французского производителя увеличить толщину взлетной палубы для посадки тяжелых российских вертолетов и обеспечить противоледную безопасность за счет укрепления корпуса корабля», – сказал директор DCNS. В свою очередь, пресс-секретарь ВМС Франции Юг Д'Аржантре сообщил РИА «Новости», что все системы, установленные на борту кораблей типа «Мистраль», сделаны во Франции, а не в США или других странах НАТО.
Ситуацию с контрактом на строительство во Франции вертолетоносцев для российского ВМФ в интервью КМ.RU прокомментировал главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:
- Если признать откровенно, то в ситуации с закупкой «Мистралей» достаточно аргументов как «за», так и «против». Однако давайте теперь исходить из того, что окончательное решение по этому вопросу принято. Полагаю, решающим стал именно фактор времени. Очевидно, что в течение двухлетнего срока наши верфи, в отличие от французских, построить корабли такого класса не смогут. Обращаю ваше внимание на то, что наше командование даже не скрывает своих планов определить первый же из этих кораблей (а может, и два) именно в состав Тихоокеанского флота. Именно его усиления требуют стратегические интересы страны.
Например, откровенно недружественные заявления Японии по так называемой «курильской проблеме» требуют адекватной реакции, которая предусматривает и усиление силовой составляющей. Обратите внимание на скандальные действия Японии, связанные с поездкой российского президента на российскую же территорию. Во времена СССР такие демарши были невозможны в принципе. Конечно, это еще не значит, что японцы готовы завтра напасть на наши острова. Но гонка вооружений среди всех стран Дальнего Востока разворачивается уже открыто, и Россия должна соответствовать даже потенциально возможным угрозам своим интересам в данном регионе.
Кроме того, полагаю, все же нам в ходе переговоров удалось добиться некоторых успехов и в получении новых передовых технологий. Это касается и самого кораблестроения, в котором участие нашей «ОСК» будет постепенно возрастать. Это касается и электронной «начинки» «Мистралей», которую французы все же обязались нам передать. Теперь перед нами стоит задача адаптировать эти их высокотехнологичные системы для российских условий.
Собственно, уже в ходе самого процесса строительства кораблей должны вестись работы по такой адаптации. Необходимо предусмотреть ледовое усиление корпуса корабля, провести перестройку вертолетных ангаров корабля под вертолеты нашего производства. А также создание соответствующей системы вентиляции и отопления — Дальний Восток, это ведь не Франция.
Без сомнения, уже сейчас надо решать вопрос об усилении вооружений этих кораблей, особенно систем ПВО. Оптимальным и легко достижимым представляется установка на них турельных установок ГИБКА — модулей, каждый из которых может быть оснащен дюжиной ЗРК, адаптированных для морского базирования и имеющих соответствующие системы управления и целенаведения. Их производство налажено в Серпухове, на ОАО «РАТЕП».
Необходимым также представляется и установка противодиверсионных гранатометов. Вообще же, конечно, предстоит большая работа по интеграции различных российских систем вооружения в общий контур боевого управления кораблями. Ну и конечно, уже сейчас надо начинать обустройство системы берегового базирования этих кораблей, создания соответствующей инфраструктуры.
При этом, разумеется, нельзя забывать и прочих, уже реализуемых программах нашего военного судостроения — производства корветов, фрегатов, дизельных подводных лодок. Они потребуются и для создания эскортных групп для вертолетоносцев. И еще в большей степени - для усиления наших Черноморского и Балтийского флотов.
Источник: KMnews

Немає коментарів:

Дописати коментар