понеділок, січня 03, 2011

Классификация коррупции, или приветствие Акимовой

 Основными мотиваторами для нормального человека является надлежащее зарплата за ее труд и ощущение того, что этот труд нужен обществу, то есть - общественное признание. И ощущение причастности к чему нужного. Ведь никто не считает себя вором. Все белые и пушистые.
 А как у нас? Ведущий специалист отраслевого управления обладминистрации (наименьшее звания, типа лейтенанта в армии) получает чистыми на руки около 900 гривен. Это если он молод. Если же у него лет 20 выслуги - 1200. Начальник отдела получает в зависимости от возраста от 1500 до 2000 гривен. Начальник управления 3000 - 4500 гривен.
Я еще летом со стажем 8 лет госслужбы получал около 3500 гривен чистыми в руки. При этом отвечал головой за отрасль и имел годовой бюджет 14 миллионов гривен. Это будучи руководителем малейшего управлением администрации.

А вот заместитель председателя облгосадминистрации получает от 8 до 12 тысяч гривен, в зависимости от стажа госслужбы. Губернаторы - от 18 тысяч.
Вот и мотивация. Зам губернатора, не отвечая ни за что, получает втрое больше начальника управления, который отвечает за все, потому является распорядителем средств.
Мало того. Любой специалист в прокуратуре или контрольно-ревизионном управлении получает вдвое больше специалиста в простом управлении. Прямо как в войну: офицеры НКВДисты и смершевцев получали паек вдвое большую от комбата в пехоте.
Ненависть - мотиватор коррупции
Для простых людей все вышеперечисленные - просто чиновники. Все плохие. Все воруют бюджетные деньги или берут взятки.
Общество ненавидит чиновника. Общественная желательность сокращения чиновников насколько велика, что априори ведет к популярности тех, кто "режет" штаты.
Если общество считает, что воруют все - какой смысл быть белой вороной? А кто оценит? Не воровать - тяжело. Если у вас нет возможности творить реальное добро людям и люди вас за это любят и уважают, то все. Мотивации нет.
Однако, как бывший чиновник, заявляю: 90% всех госслужащих к коррупции не причастны. Более того, даже целые управления "пролетают мимо кассы", т.е. не имеют доступа к финансовому ресурсу. Есть так называемые "хлебные" отрасли и должности, а есть нищенские.
Примеры? Пожалуйста. Вы можете быть начальником управления труда и социальной защиты. У вас миллионные бюджеты. Но вы их получаете и сбрасываете на карточки получателям, например, мамам-воспитательницам приемных семей на детей.
А можете быть простым специалистом службы по делам детей и брать взятки с той же мамы-воспитательницы за право взять еще одного ребенка в семью.
Анекдот из жизни. Одного главного специалиста хотят повысить до начальника отдела, но в другой системе. Он категорически против - боится ответственности, просится сжалиться. А руководство настаивает. Он в крик: я знаю, вы хотите на мое место устроить своего человека.
А все потому, что на повышении он просто начальник отдела, а здесь он пишет админпротоколы. Или не пишет. За небольшие деньги, конечно.
Систематика
Коррупцию можно разделить на четыре основных типа: откатная, разрешительно-взяточные, запрещая-взяточные и мотивируя-взяточные.
Разрешительно-взяточные. Почему (ошибочно) считается, что в коррупции виноваты только органы исполнительной власти или специальные органы. А вот и нет. Вы можете не находиться на государственной службе, а быть простым депутатом городского совета.
А дальше - схема: например, каждый гражданин по закону может взять 10 соток земли под индивидуальную застройку. Напиши заявление и вперед. Та-та, не гоните. Сначала земельный депутатская комиссия рассмотрит, найдет на карте города кусок земли, депутаты на сессии проголосуют и тогда все.
А реально на всех земли не хватит. И получают ее за взятку депутату, который "в теме".
Ваш ребенок талантлив? Вы хотите, чтобы она отдохнула в Артеке? Закон это позволяет. Но на всех талантливых детей мест в Артеке не хватит. Поедет тот ребенок, чьи родители понимают, что у начальника маленькая зарплата, а жить он хочет прилично.
Еще недавно, до введения ЕГЭ, в некоторых вузах брали деньги за то, чтобы вашего ребенка не "рубили" специально.
Это примеры разрешительной коррупции. Когда заплатить надо за разрешение. Особый цинизм в том, что закон же разрешает.
Запрещая-взяточные. Правильнее ее назвать запрещая / но ... Это когда "низзя и за деньги можно". Нельзя превышать скорость. Но за материальную помощь ГАИшники - можно.
Нельзя торговать с лотка продуктами в этом месте. Но если санстанция относится с пониманием за ваши деньги ... Очень плохо не знать предмет. Но немножко денег в зачетки - и вы уже умный.
Нельзя ввозить в страну контрабанду. Но ведь "Таможня дает добро " ибо "Мы заплатим золотом ". Классика.
К мотивируя-взяточные можно отнести борьбу людей против профанации системы услуг в государстве. Это наиболее распространенная система, потому что в ней задействованы 99% населения. И поэтому она больше извиняется людьми. Мы всегда относимся с пониманием к собственным проблемам с законом.
Мы знаем, что в больнице замучат, если не дать врачу. Сейчас мы даем даже за просто хорошее отношение. Мы понимаем, что хороший гинеколог не может получать полторы тысячи гривен. А здоровых детей хочется всем. Мы понимаем.
Мы знаем, что хороший учитель должен получать больше плохого. И мотивируем его, платя ему еще как репетитору.
Откатная коррупция
Под классической коррупцией подразумевается откатная коррупция. Она существует в системе так называемых распорядителей средств. На уровне центральных исполнительных органов это министерства. На уровне региона это полтора десятка управлений, которым предоставлены полномочия и бюджеты. Управление образования, здравоохранения, молодежи и спорта, сельского хозяйства и т.д.
Хотя на уровне центральных органов власти коррупционерами могут быть и лоббистские группы, например в ВР.
Решили вы вопрос финансирования такого благородного дела, как закупку оборудования для улучшения безопасности шахтеров в шахтах. Предприятие, выпускающее эту продукцию уже завысило цены на продажу процентов на двадцать. Чтобы заработали и лоббисты, и распорядители средств. И предприятие.
И именно поэтому руководителю предприятия нужно идти в ВР. Чтобы удешевить продукцию собственного предприятия, не платя лишних откатов лоббистским группам. А лично смело сесть на бюджетные средства.
Или же решил кто в Кабмине заработать. Взял в судьбе губернатора. Продвигают через придуман норматив субвенцию на область, например, для строительства такой нужной областной психиатрической больницы. Или диагностического центра. Или и то и то вместе взятое. Договариваются о процент.
И всех остальных людей в области используют "втемную". Областной совет принимает субвенция в бюджет. Распорядители проводят необходимые работы "за маленькую долю". Подрядчики выписаны из Киева. Все СМИ гудят: наконец! Власти молодцы!
И вы такой молодец. И доброе дело сделали, построили нужную вещь. И денег есть немножко в кармане. А что - мы себя от Украины не отличаем. Что хорошо для людей, для Украины, то хорошо и нам. Один уже говорил: "Франция - это я". Патриотизм в действии.
Бывает, что на уровне области или района некий чиновник нарабатывает схемы проведения тендеров сам. Так по крайней мере часто было при оранжевой власти. Но и риски собственные - никто не закрышуют. Вариантов много: медицинское оборудование, ремонты и строительства.
Откаты - от 10 до 30%. Мудрые люди говорят, что самые откаты раз не на стройке, а на реконструкции объектов и ремонте дорог.
И действительно, кто через неделю докажет, сколько в яму на дороге бросили асфальта: ведро или лопату?
Дай Бог мне ошибиться, но кажется, что построение властной вертикали произошла не для восстановления порядка в стране, а чтобы не было анархии при освоении бюджетных средств. А суммы для освоения только на уровне каждого региона - сотни миллионов.
Именно поэтому, выгоднее тратить не на питание больных в учреждениях (здесь можно сократиться, поскольку кризис), а закупить какое китайское дешевое и б / у оборудования, выдав за европейское и новое.
Или поставить новые окна под программу энергосбережения. Заработать и денег, и орден за внедрение эффективных технологий. Главное - не забывать рассказывать об этом людям. Пусть радуются и целуют руки.
Вход через выход
А есть ли выход? Все не так просто. Например, в системе предоставления медицинских услуг проще пойти по пути страховой медицины и предоставления как можно большинстве платных услуг. Но есть и нюансы.
Система школьного образования сама отрегулировала себя через услуги репетиторов. Если вы даете кэшем учителю, хоть это и незаконно - вы не считаете себя преступником. В нашей категории ценностей это правильная вещь.
Кстати, кто заметил, почему у нас система средней школы лучше систему высшей школы? В средней школе цель: знание - высокий балл на ВНО - поступление в вуз.
А в системе высшей школы такой мотивации как знание нет. Мотивация - диплом. Надо не знать, а сдать.
Представьте прикол: родители студенту экономисту нанимают профессора, чтобы он почитал ему дополнительные занятия по еще одной экономической теории, вне курсу. Да ну. Тупо сдать за деньги экзамен, получить диплом, а там как-то будет.
В системе разрешительных или запрещающих взяток нужно законодательное право на провокацию. Если каждый день сажать чиновника или гаишника за то, что он взял взятку - их перестанут брать. Но нужны специальные подразделения, которые будут иметь право ездить по улицам, нарушать, предлагать, фиксировать, задерживать. Вот тут бы реформы и кодексы.
А в системе откатов то можно сделать только децентрализовав бюджетные ходы. Чем меньше субвенций и чем прогнозируемым строящиеся, тем меньше поводов для коррупции.
Например я, будучи начальником управления в Сумской области, чтобы даже не подозревали меня в коррупции, сделал следующее. Есть миллион триста денег на оздоровление детей. Есть два варианта.
Первый: найти тихий лагерь на берегу моря, договориться (и сами предложат) о десяти процентов отката и технически провести тендер, что при правильно выписанной процедуре сделать нетрудно.
130 тысяч гривен отката (10%, чтобы не наглиты) - это зарплата начальника управления за три года.
А есть другой. Распределить все средства между районами в соответствии с количеством детей. И пусть каждый район решает, где будут отдыхать их дети, и за сколько. А начальник управления на контроле: раз сам не взял, хотя и лягушка душила (все мы люди), не дам украсть некому.
Кто там занимается админреформой? Акимова? Есть предложение: собрать фокус-группу из чиновников, которые знают как действуют схемы и попытаться их уговорить сдать все явки и пароли.
И еще. Качественный контроль могут осуществлять общественные советы при органах исполнительной власти, как местных, так и центральных. Их как раз сейчас активно создают.
Правда, это возможно при двух условиях. Чтобы власть не создала их под себя, для одобрямса и профанации. И чтобы они были профессиональными. А для этого надо их учить.
Люди, если кто из вас увидит Ирину Акимову, скажите ей, что я жду от нее приглашение на фокус-группу. Сдам все явки и пароли, всех выведу на чистую воду. А то просился к губернатору Сумской области, а ему нужно. Ибо раз меня уволили, то коррупции в области уже нет.
Виктор Бобыренко, для УП

Немає коментарів: