четвер, січня 27, 2011


Потопление японского транспорта Toyama Maru - 5620 погибших

18 сентября 1944 года произошла одна из самых больших по количеству жертв катастроф на море – потопление японского транспорта Toyama Maru с пленными и рабочими на борту, погибли около 5600 человек. Но это было лишь частью трагедии – серии потоплений Кораблей Ада.

Один из Кораблей Ада (рисунки японского художника серии этих транспортов)

Во время Второй мировой войны на Тихом океане некоторые транспорты, грузовые то есть суда, японского торгового флота, получили прозвище Корабли Ада. Эти транспорты, никак специально не отмаркированные, перевозили пленных (американских, английских, австралийских и др. стран военнослужащих) и рабочих, взятых насильственно из числа жителей оккупированных Японией стран. Так как определить, что в их трюмах находились сотни и тысячи людей было невозможно, американские и английские субмарины топили их, так сказать, на общем основании. В результате мир получил несколько катастроф с огромным количеством жертв, намного превосходящим Титаник. 
Кстати заметить – союзное командование знало или могло знать, на каких транспортах перевозятся пленные, так как шифровальные коды японских ВМС были в свое время получены и дешифрованы. Однако приказ был – атаковать конвои и топить транспорты, и командирам лодок или летчикам бомбардировщиков не сообщали, что например, в составе конвоя следует транспорт такой-то с пленными, не трогать! Хотя конечно, при атаке конвоя такое практически исключалось, невозможно было определить конкретный транспорт по его имени. Однако, как увидим далее, злополучный Junyo Maru следовал один, в сопровождении двух кораблей эскорта. 
18 сентября 1944 года произошла одна из самых больших по количеству жертв катастроф на море, и крупнейшая из серии гибели Кораблей Ада – потопление японского транспорта Toyama Maru с пленными и рабочими на борту, погибли около 5600 человек.
Один из Кораблей Ада (рисунки японского художника серии этих транспортов)

Крупнейшие катастрофы Кораблей Ада: 
Tango Maru – потоплен 25 февраля 1944 года, около 3000 погибших 
Ryusei Maru – потоплен 29 июня 1944 года, 4998 погибших 
Toyama Maru – потоплен 29 июня 1944 года, около 5600 погибших
Koshu Maru 3 - потоплен августа 1994 года, около 1540 погибших 
Junyo Maru – потоплен 18 сентября 1994 года, 5620 погибших

Участники катастрофы: 
Подводная лодка H.M.S. Tradewind

Подводная лодка H.M.S. Tradewind, класс Triton, Королевские ВМС Великобритании. Построена на верфях Чатхэм, Великобритания. Вступила в строй 18 октября 1943 года. Водоизмещение 1090 тонн, длина 85 метров, ширина 8.5 метра. 
В январе-феврале выходила на патрулирование в воды Норвегии. В марте 1944 года лодка ушла на Тихоокеанский театр военных действий, и 21 марта пришла в Тринкомали, Шри-Ланка, где вступила в состав 4-й флотилии подводных лодок. В период с июня 1994 года по июнь 1945 года совершила пять походов в воды Малаккского пролива, Индонезии, острова Суматра. С июля 1945 года – в водах метрополии. В конце 1953 года списана в резерв в Портсмуте, Великобритания, списана и отправлена на слом в 1955 году. 
Пароход Junyo Maru был построен в Глазго, на верфях Robert Duncan Co, в 1913 году. Водоизмещение 5065 тонн, длина 125 метров, ширина 16 метров, оскадка 8 метров, мощность паровой машина 475 л.с. 
1913-1917 – пароход принадлежал компании Lang&Fulton, под именем "Ardgorm" 
1917-1919 – приобретен компанией Norfold North American Steam Shipping, переименован в "Hartland Point" 
1919-1921 – приобретен компанией Anglo-Oriental Navigation Co. Ltd, Ливерпуль, переименован в "Hartmore" 
1921-1927 – приобретен компанией Sanyo Sha Goshi, Kaisha, Япония, переименован в "Sureway" 
1927-1938 – приобретен компанией Karafuto Kissen K.K., Токио, Япония, переименован в "Junyo Maru" 1938-1944 - приобретен компанией Baba Shoiji K.K., Токио, Япония, и назывался японцами "Zyunyo Maru"

Пароход Junyo Maru вышел из Танджунг Приок, Батавия (Джакарта), 16 сентября 1944 года, назначением на остров Суматра. На борту находились 2300 военнопленных, англичан, австралийцев, американцев и голландцев, а также 4200 рабочих, насильственно взятых в качестве, по сути, рабов (ромуши, так их называли японцы), из числа местного населения. Все они должны были, по прибытии на Суматру, работать на строительстве 220-километрового железнодорожного пути между Пакан Бару и Муаро. Шансов выжить в аду рабочих концлагерей в тропиках было не очень много – 66% для военнопленных, и не более 20% для ромуши. 
Военнопленные в японском концлагере

Понятно, что пароход Junyo Maru отнюдь не был суперлайнером, поэтому 6500 пленных и рабов вбивали в трюмы, как сардины в консеврную банку. При этом 1600 военнопленных пришли в порт своим ходом, маршем из одного из концлагерей на Яве, и понятно, еле стояли на ногах. Ромуши загнали в носовые трюмы и помещения на баке, а военнопленных – в кормовые. Давка, естественно, была такая, что многие не могли даже сесть, приходилось стоять. Трюмы ржавого корыта Junyo Maru японцы превратили в твиндечные, сделав второй этаж настилами из бамбука. Некоторые оптимисты из числа пленных решили, что коли им приходится стоять, переход вряд-ли будет длинным. 
Японский концлагерь в Индонезии

В сопровождение Junyo Maru выделили корвет и артиллерийский катер, оборудованные асдиком и вооруженные глубинными бомбами. Из спасательного оборудования на Junyo Maru были две шлюпки на шлюпочной палубе ниже мостика, и несколько спасательных плотов на верхней палубе. Однако про себя японцы не забыли – сразу по выходу все японцы, экипаж и конвой, надели спасательные жилеты. 
Само собой, пребывание на таком транспорте было просто пыткой. Большое количество пленных и ромаши находились на верхней палубе, страдая днем от палящего экваториального слонца (а те места – одни из самых жарких и влажных в мире, на себе проверил), а ночью от шквальных дождей и ветра. Ну, а те, кто был в трюмах, страдали просто неимоверно – жуткие жара и духота, отсутствие туалета, недостаток воды и питания, страшная теснота. Некоторые сошли с ума. 
Цветной снимок с мостика одной из британских субмарин в боевом походе Второй мировой

В качестве туалетов были деревянные приспособления, установленные за бортом парохода на верхней палубе – то есть висящие над водой. В туалеты была постоянная очередь длительностью несколько часов. Многие были слишком слабы, чтобы лезть наверх и выстаивать очередь, поэтому ходили под себя. 
18 сентября под утро, где-то в половине шестого, в районе бака раздался мощный взрыв. Конвой находился в точке lat. 02 degs. 52 mins. S. & long. 101 degs. 12 mins. E. Мгновения спустя еще один, в корме. Почти сразу поняли, что это торпеды. Поначалу паники не было, ни когда встала машина, ни когда начали стравливать пар из котлов, ни даже когда включили сирену. Однако когда судно начало погружаться в воду, паника, наконец, грянула. Но у тех, кто был в трюмах, шансов практически не было. 
Для тех-же, кто попал в воду и сумел избежать гибели на пароходе, оставалось только одно – оставаться на плаву как можно дольше, если повезет, то на плоту, если нет, то уцепившись за всякий разный плавучий мусор. Нечего и говорить, что в спасательные шлюпки сели только японцы. До Паданга было 6 часов хода, корабли охраны, корвет и катер, поднимали людей, предпочитая японцев. Они сделали пару рейсов в дневное время, а затем на море опустилась ночь. Утром к месту катастрофы подошел катер, и подобрал, сколько смог, оставшихся в живых. В живых осталось немного – 680 военнопленных и 200 ромаши. Оставшихся в живых все равно угнали туда, куда они и предназначались, на строительство железной дороги. Большая часть военнопленных все-таки выжила и дождалась освобождения. 

Серия потоплений Кораблей Ада стала крупнейшей катастрофой в истории по числу жертв, но буквально несколько месяцев спустя ее превзошла серия балтийских потоплений - печальные рекорды Балтики затмили Тихий океан. Гибель Густлоффа, порядка 9-10 тысяч, Штойбена – 4500, Гойя – около 7000 погибших. Но балтийские потопления, это уже совсем другая история. 

Немає коментарів: