пʼятницю, лютого 04, 2011

Столкновение атомной подводной лодки класса "Сиерра" (СФ) с атомной подводной лодкой "Батон Руж" (ВМС США) 11 февраля 1992 года.

Основные данные АПЛ проекта "945"Марс", "Сиерра" класс:
Водоизмещение: 5300 т / 7100 т.
Главные размерения:
длина - 112,7 м
ширина - 11,2 м
осадка - 8,5 м
Вооружение :4 - 650 мм ТА 4 - 533 мм ТА
Скорость: 18/35 узл.
Экипаж: 60 чел., в т.ч. 31 офицер
Основные данные АПЛ "Батон Руж" (№ 689), типа "Лос-Анджелес":
Водоизмещение: 6000 т / 6527 т.
Главные размерения: длина - 109,7 м
ширина - 10,1 м
осадка - 9,89 м.
Вооружение: 4 - 533 мм ТА, ПКР "Гарпун".
Скорость: более 30 узлов подводная.
Экипаж: 133 чел.

Советская атомная торпедная подводная лодка (предположительно, это была "К-239" "КАРП") находилась в полигоне боевой подготовки вблизи полуострова Рыбачий, в территориальных водах России. Командовал субмариной капитан 2 ранга И. Локтев. Экипаж лодки сдавал вторую курсовую задачу (т.н. "К-2") и подводная лодка следовала на глубине 22,8 метра. Американский атомоход выполнял задачи разведывательного характера и осуществлял слежение за своим русским "собратом", следуя на глубине около 15 метров. В процессе маневрирования акустики американской лодки потеряли контакт с "Сиеррой" и так как в районе находились пять рыболовных судов, шум винтов которых похож на шум винтов АПЛ, то командир "Батон Руж" решил в 20 часов 8 минут всплыть на перископную глубину и разобраться в обстановке. Российская лодка в этот момент оказалась ниже американской и в 20 часов 13 минут так же начала всплытие для проведения сеанса связи с берегом. Факт слежения за своим кораблем русскими гидроакустиками обнаружен не был и в 20 часов 16 минут произошло столкновение субмарин. При столкновении "Сиерра" своей рубкой протаранила днище американского "филера". Лишь небольшая скорость русской лодки и малая глубина при всплытии позволили американской подводной лодке избежать гибели. На рубке "Сиерры" остались следы столкновения, позволившие идентифицировать нарушителя территориальных вод. Пентагон был вынужден признать свою причастность к инциденту.
Примечание: Еще более двадцати лет назад - 25 мая 1975 года американская газета "Нью-Йорк таймс" рассказала о деталях секретной операции (программы) ВМС США "ХОУЛИ СТОУН" по сбору разведывательной информации о советских подводных лодках. Американские субмарины, с соответствующим специальным оснащением, осуществляли слежку за подводными лодками СССР с начала шестидесятых годов и иногда заходили в трехмильную зону территориальных вод СССР, В процессе слежения неоднократно происходили столкновения атомоходов с другими лодками или надводными кораблями, В газете приводилась также информация о столкновениях лодок 31 декабря 1965г, 31 декабря 1967 г., 31 декабря 1968 г., 14 ноября и 31 октября 1969 г., 31 марта 1971 г., 1 мая 1374 г. и 31 декабря 1974 г. В том числе был приведен случай повреждения ПЛ США при всплытии под советским военным кораблем во время учений ВМФ СССР.
Так, при столкновении АПЛ ВМФ США "Гэтоу" (ССН-615) с советской АПЛ в Баренцевом море в ночь с 14 на 15 ноября 1969 г. - командир БЧ-2 американской субмарины был готов уже запустить ядерную ракету "Саброк" и три ядерных торпеды по советской лодке. Инцидент произошел в 15 милях от входа в Белое море. 31 марта 1971 г. в столкновении с советской субмариной участвует американская АПЛ типа "Стёрджен" 3 ноября 1974 г. американская РАПЛ "Джеймс Мэдисон" (ССБН-627) столкнулась в Северном море с неопознанной советской АПЛ. Лодки разошлись буквально в нескольких сантиметрах, а на корпусе американского ракетного атомохода осталась 3-х метровая вмятина, после чего он вернулся на ремонт в базу Хоули Лох (Шотландия). Американская АПЛ "Пинтадо" (ССН-672) столкнулась 1 мая 1974 года при подходе к Петропавловску-Камчатскому с советским атомным подводным ракетоносцем класса "Янки". При столкновении почти "лоб в лоб" на американской лодке разбита носовая ГАС, наглухо заклинены затворы торпедных аппаратов, а часть носовых механизмов погружения получила повреждения средней тяжести.
При подводном столкновении с неопознанной советской лодкой в подводном положении - получила повреждения 31 октября 1986г. американская АПЛ "Огаста" (ССН-710), находившаяся на патрулировании в Атлантике.

Немає коментарів: