пʼятницю, лютого 04, 2011

Инцинденты с советскими подводными лодками.

Столкновение атомной подводной лодки "К-53" (СФ) с транспортом "Братство" (ЧМП) 19 сентября 1984 года.

Основные данные ПЛ соответствуют ТТХ проекта "671" ("Виктор-1" класс).
18 сентября советский атомоход начал форсирование Гибралтарского пролива в подводном положении на глубине 60 метров, что было оптимальным для Атлантики, но не для Средиземного моря, где другой тип (У1) гидрологии. Видимость - ночная, около 4 миль, волнение моря - до 3 баллов, облачность - 10 баллов. В 19 часов 45 минут было уточнено место атомохода и командир принял решение всплывать для проведения сеанса связи в 1 час 15 минут.
После окончания форсирования пролива он передал управление старшему помощнику, который самостоятельно в 0 часов 49 минут изменил курс (на К=210°) и подвсплыл на глубину 40 метров. Он мотивировал это необходимостью улучшить прослушивание затемненных кормовых углов субмарины. В 0 часов 58 минут на ГКП прибыл командир, но в обстановку не вник и в 01 час 17 минут "К-53" всплыла в надводное положение. Командир не увидел огней маяков Альмина и Европа, засомневался в месте и все свое внимание сосредоточил на уточнении координат места лодки.
Только в 01 час 33 минуты были случайно обнаружены огни гражданского судна по правому борту, их увидел штурман после шестиминутного поиска звезд для обсервации. В этот же момент с мостика доложили о сильном шуме по пеленгу 260°. Команда на "срочное погружение" не могла помочь уклониться от столкновения и в 01 час 34 минуты "К-53" получила сильный удар в носовой части корпуса. Советское транспортное судно "Братство", принадлежавшее Черноморскому пароходству, на четырнадцатиузловой скорости таранило погружающуюся лодку. В результате столкновения субмарина получила повреждения носовой части легкого корпуса, где была сорвана обшивка, разбит обтекатель гидролокатора и повреждены антенны гидроакустической станции, щиты торпедных аппаратов и другие устройства. Подводная лодка была вынуждена всплыть и в сопровождении прибывшей плавмастерской "ПМ-24" прибыла на советскую военно-морскую базу
"Хаммамет" в Тунисе (36°25 СШ, 10°38 ВД). После срочного ремонта "К-53" в октябре 1984 г. покинула Средиземное море и вернулась в Кольский залив к месту постоянного базирования.

Столкновение атомной подводной лодки "К-314" (ТФ) с многоцелевым авианосцем "Китти Хок" ВМС США 21 марта 1984 года.

Основные данные АПЛ "К-314" (проект "671" "Ёрш" - "Виктор-1" класс):
Водоизмещение: 3500 / 4750 т
Главные размерения: 
длина - 39,3 м,
ширина - 10,0 м (12,5 м - по стабилизаторам)
осадка - 7,3 м
Вооружение: 6 - 533 мм ТТ (боезапас - 18 ракето-торпед и торпед)
Скорость: 16 / 31 узл. (надв/подв).
Дальность плавания неограниченна, автономность - 50 суток.
Экипаж - 94 человека, в т.ч. 32 офицера.
Основные данные АВМ "Китти Хок", бортовой номер "63":
Водоизмещение: 81 000 т
Главные размерения: 
длина - 319 м,
ширина - 39 м (77 м - по самолетной палубе)
осадка - 10,9 м
Вооружение:около 90 самолетов и 8 вертолетов ПЛО
2 х 8 ЗРК "НАТО Си Спарроу"
3 х 6 20 мм ЗАК "Фаланкс"
Скорость, узл: 30.
Дальность плавания - 12000 миль (20 узл. ходом)
Экипаж: 5600 чел (в т.ч. - 2500 чел. - авиакрыло)
Авианосец принимал участие в совместных американо-корейских учениях "Тим Спирит - 84", а подводная лодка "К-314" осуществляла слежение за авианосцем и кораблями его эскорта. В течение нескольких дней (по сообщениям американской прессы) корабли эскорта неоднократно обнаруживали "К-314" и после пятнадцатикратной имитации ее уничтожения - намеренно оторвались от подводной лодки.
Для этого авианосец зашел в территориальные воды Южной Кореи. "К-314" оставалась вне территориальных вод и, потеряв контакт с авианосцем, вела его поиск. Глубина поиска была выбрана неверно, без учета условий гидрологии моря, позволявших вести оптимальный поиск надводных кораблей с глубины в 40 метров. При этой глубине авианосец был бы уверенно обнаружен на дистанции более 150 км.
Туристические агентства - туристические фирмы иркутск . +++++ Магазин стенки мебельные с доставкой. +++++ Ищем бизнес партнеров. Ищу партнера в бизнесе . +++++ Поиск по картинкам. Актуальная тема - продвижение картинок. Продвижение сайтов с помощью картинок .
Волнение моря на поверхности достигало двух баллов, видимость - ночная, полная. Начало движения авианосца "Китти Хок" советская подводная лодка, находившаяся на глубине 9 метров, зафиксировать не сумела. Командир "К-314" обнаружил группу кораблей эскорта около 22 часов 50 минут и вел визуальное наблюдение за ними через перископ. К этому моменту подводная лодка находилась около авианосца, следовавшего с выключенными ходовыми огнями, в дистанции около 9-10 кабельтовых. АВМ "Китти Хок" следовал курсом 160° со скоростью 16 узлов. Советский атомоход находился впереди авианосца и не обнаружив его, в 23 часа 00 минут резко изменил курс (250°). Через 3 минуты, "К-314" попала под таранный удар авианосца. "Китти Хок" ударил подводную лодку в кормовую часть с правого борта и получил небольшую подводную пробоину в районе самолетного бензобака с правого борта. Авианосец продолжал следовать по курсу, а поврежденная субмарина была вынуждена экстренно всплыть.
Лодка получила в результате скользящего удара легкие повреждения рубки и легкого корпуса, на ней был смят правый горизонтальный стабилизатор, заклинен правый гребной вал и разбита мортира гребного вяла с гребным винтом. Лодка потеряла ход и беспомощно дрейфовала на поверхности.
Через несколько часов к ней на помощь прибыл большой противолодочный корабль "Петропавловск" и позже лодка была отбуксирована спасательным судном во Владивосток для ремонта.
Посадка на мель атомной подводной лодки "К-245" 27 декабря 1983 года.
Атомный подводный крейсер стратегического назначения совершал контрольный выход в море. Старшим на борту являлся начальник штаба дивизии подводных лодок. При движении в Мотовский залив установлена "боевая готовность № 2" и на мостике находились командир атомохода, вахтенный офицер и рулевой.
Отмечалась полная ночная видимость, волнение моря - 2 балла, скорость ветра (180°) - 4 м/сек. Начштаба в течение всего похода находился в центральном посту и беспечно не вмешивался в управление кораблем. Штурманскую вахту нес командир ЭНГ, который периодически определял место по спутниковой системе "Парус". В 4 часа 23 минуты его сменил командир БЧ-1, который не вел ручного (графического) счисления места лодки. В 4 часа 33 минуты атомоход лег на новый курс 270° в Мотовский залив. Через полчаса штурман перешел на новую более крупную карту, забыв установить новый масштаб на автопрокладчике. Уставных докладов за пять минут до поворота командир БЧ-1 не делал и с мостика их никто не требовал. Несоответствие.масштаба привело к тому, что атомоход фактически сместился влево и в 5 часов 31 минуту лег на курс, ведущий прямо на мыс Пикшуев. Учебная тревога за 30 минут до входа в узкость не объявлялась и корабль восьмиузловой скоростью следовал на камни. Взятые в 5 часов 41 минуту три пеленга не перекрещивались, но штурмана это не насторожило и никаких мер по анализу невязки он не сделал и на мостик не доложил. Через десять минут атомоход плотно сел на мель носовой частью корпуса, повредив гидроакустическую аппаратуру и обшивку легкого корпуса.
Примечание: Точно идентифицировать проект атомохода авторам не удалось.
Опасное маневрирование советской атомной подводной лодки (ТФ) вблизи американского фрегата 31 октября 1983 года.
Основные данные торпедной атомной подводной лодки проекта "671РТМ" "Щука" ("Виктор-3" класс):
Водоизмещение: 4950 т / 6990 т.
Главные размерения:
длина - 107,2 м
ширина - 10,0 м
осадка - 7,0 м
Вооружение: 4 - 533 мм ТА, боекомплект - 24 единицы оружия.
Скорость: 18/30 узл.
Экипаж : 100 чел.
Основные данные фрегата "ФФ-1038" - "Макклой", тип "Бронштейн", ВМС США:
Водоизмещение: 2600 т.
Главные размерения:
длина - 113 м
ширина - 12,3 м
осадка - 7,0 м
Вооружение: 1x8- ПУ ПЛРК "Асрок", 1 х 2 - 76 мм ун.ор., 2 х 2 - 324 мм ТА ПЛО
Скорость: 26 узлов.
Экипаж: 200 чел.
Советский атомоход находился на боевой службе в районе Бермудских островов и осуществлял слежение за группой американских кораблей. 31 октября 1983 года советская субмарина, находясь на глубине около 50 метров, маневрировала на больших скоростях вблизи американского фрегата "Макклой". Командир советского атомохода не учел факта выпуска фрегатом буксируемой антенны гидролокатора. На одном из галсов субмарина зацепила хвостовым оперением трос антенной решетки и оборвав его намотала оборванный конец троса на собственный винт. Атомоход потерял ход и был вынужден всплыть после ухода из района американских кораблей. На следующий день патрульный самолет ВМС США типа "Орион" обнаружил лодку без движения в надводном положении. Экипаж лодки пытался очистить винт от троса. Авария произошла в 282 милях к западу от Бермудских островов. Лишь 5 ноября советская субмарина была взята на буксир советским спасательным судном и отведена в базу для ремонта.

Неудовлетворительное ведение навигационной прокладки на подводной лодке "С-376" 19 марта 1983 года.

Основные данные ПЛ соответствуют ТТХ проекта "613" ("Виски-5" класс).
Подводная лодка маневрировала в полигоне боевой подготовки 17-19 марта 1983 года. Из-за беспечности флагманского и корабельного штурманов, грубых ошибок в счислении и неисправности радиопеленгатора, отсутствия контроля за местом корабля со стороны командира лодки - произошло грубое смещение места почти на десять миль.

Потеря якоря при съемке подводной лодки "С-197" 24 апреля 1983 года.

Основные данные ПЛ соответствуют ТТХ проекта "613" ("Виски-5" класс).
Советская подводная лодка стояла на якоре в румынском порту Мангалия. В месте стоянки субмарины глубины не превышали 7-8 метров, а на лодке отсутствовала карта с точным промером глубин бухты.
При стоянке в порту не использовались технические средства для контроля за глубинами. При выходе лодке из бухты ее разворот осуществлялся с помощью румынского портового буксира. Отсутствие руководства действиями буксира и неграмотные действия командира лодки привели к обрыву якорь-цепи и потере якоря.

Столкновение подводной лодки "Б-427" (ТФ) с рыболовным траулером "Счастье" 26 августа 1982 года.

Основные данные ПЛ соответствуют ТТХ проекта "641" ("Фокстрот" класс).
Подводная лодка следовала в надводном положение по акватории Уссурийского залива. Движение осуществлялось в своей полосе разделения и командир субмарины убыл вниз отдыхать. Оставшиеся на мостике старпом и вахтенный офицер никаких мер предосторожности не приняли, не развернули БИП и не включили радиолокатор. Видимость на море расценивалась как полная ночная, волнение моря не превышало 1 балла, скорость ветра (190°) - 5 м/сек. В 22 часа 49 минут на лодке визуально обнаружили четыре цели и оценили, как наиболее опасную - цель № 4.
На ней и было сосредоточено все внимание на мостите лодки. В 22 часа 52 минуты "цель № 4" отвернула вправо и на расстоянии 13 кабельтовых пересекла курс субмарины (по носу). Командир и штурман лодки докладов с мостика не получали. Через шесть минут (в 22.58) вахтенный офицер, доложил старпому о цели справа, которая быстро сближается с лодкой. Тот был занят переговорами с командиром лодки по КГС (корабельной громкоговорящей связи) и никаких мер не принял.
Только после выхода на мостик командира БЧ-1 старший помощник подал второстепенные команды осветить борт и выстрелить сигнальные ракеты. На это ушло полторы минуты и время для возможной остановки лодки было упущено. В 23 часа 01 минуту были даны подряд две взаимоисключающие команды "право на борт" и "лево на борт".
Лодка начала циркуляцию влево на скорости 7,7 узл. курс 330°) и в 23 часа 02 минуты СРТМ "Счастье", шедший 10 узловой скоростью, ударил подводную лодку в правый борт. Только по случайности удар оказался скользящим и не привел субмарину к гибели.


Нарушение территориальных вод Японии подводной лодкой "С-293" (ТФ) 14 июня и 7 июля 1982 года.

Основные данные ПЛ соответствуют ТТХ проекта "613" ("Виски-5" класс).
В период плавания дизельной подводной лодки "С-293" она дважды в надводном положении нарушила территориальные воды Японии. Этот факт стал известным только с получением соответствующей ноты японского правительства. В период плавания погода на море имела следующие характеристики: Видимость - 6 миль, облачность - 2 балла, волнение моря - 1 балл, сила ветра (230°) - 3 м/сек. Командир советской субмарины не организовал должную подготовку к походу, не изучил театр плавания и границы терр.вод.
Штурман лодки выполнил предварительную прокладку на устаревших навигационных картах масштаба 1:500000 и об изменении с 1977 г. ширины территориальных вод Японии с трех до двенадцати миль не знал. В течение плавания прокладка велась небрежно, не учитывалось течение. Ряд неверных обсерваций и неумелое использование технических средств привели к тому, что лодка с 07 часов 30 минут до 09 часов 40 минут 14 июня 1982 года находилась в терр.водах Японии и прошла там в опасной близости от банки с глубиной над ней 3,1 м. При возвращении в базу из-за беспечности и низкого профессионального уровня командира и штурманов, неиспользования ими должных технических средств - "С-293" вновь с 13 часов 16 минут до 15 часов 18 минут нарушила японские границы.


Касание грунта подводной лодкой "С-158" 4 декабря 1981 года.

Основные данные дизельной ракетной подводной лодки проекта "644", ("Виски твин цилиндр" класс):
Водоизмещение: 1160 т / 1450 т.
Главные размерения:
длина - 76,0 м
ширина ~ 6,6 м
осадка - 5,2 м
Вооружение:2 пусковых установки для крылатых ракет "П-7". 4 - 533 мм ТА (Н), боекомплект - 8 торпед
Скорость: 16/10 узл.
Экипаж: 54 человека
Подводная лодка стояла у причала № 6 порта Сухуми. По плану отхода суть маневрирования заключалась в следующем: при заведенных носовых швартовных концах и работая электромоторами враздрай, отбросить корму от причала на 25°-30°, затем отдать носовые концы и отходить назад на безопасное место для последующего разворота, скорость течения у причала достигала 1 узла (300°), отмечалась полная ночная видимость, волнение моря - 1 балл, сила ветра (90°) не превышала 5 м/сек. Фактически, командир лодки отбросил корму только на 10°-15° в 5 часов 9 минут утра.
Были отданы носовые швартовные концы и начато движение назад (11). Старпом и штурман доложили командиру, что корма отброшена недостаточно и до изобаты 5м остается около 65 метров.
Командир не реагировал и лодка продолжала идти под левым электромотором в положении "малый ход назад". Через две минуты командир дал команду: "правый мотор - вперед! Левый мотор - средний ход назад!" Однако корма "С-158" вправо не пошла и в 5 часов 13 минут старпом и штурман вновь доложили командиру лодки об опасном сносе на изобату 5 метров. Однако командир вновь не принял никаких решительных мер и через пять минут "С-158", имея небольшую инерцию заднего хода плавно коснулась илистого грунта килем в районе 80-84 шпангоутов. В 5 часов 18 минут, в момент посадки на мель, командир корабля (в нарушение "Инструкции по использованию средств движения") попытался сняться с мели и дал "самый полный" ход вперед. Эта перегрузка привела к пожару в аккумуляторной батарее и перегоранию шин между элементами батареи.

Посадка на мель дизельной подводной лодки "С-363" (БФ) 27 октября 1981 года.

Основные данные ПЛ "С-363" соответствуют ТТХ ПЛ проекта "613", ("Виски-5" класс).
Подводная лодка "С-363" (бортовой номер "137") вышла в море 17 октября 1981 года под командованием капитана 3 ранга Анатолия Гущина. Старшим на борту являлся начальник штаба бригады ПЛ, который никаких практических мер не предпринимал и, в основном, отдыхал. Почти сразу после выхода, субмарина следовала в подводном положении и в 18 часов 10 минут попала в трал рыболовного сейнера. Внешних повреждений при осмотре рубки после всплытия выявлено не было, но оказалась поврежденной антенна радиопеленгатора "РПН-47-03". О факте его повреждения на лодке узнали лишь после аварии. Перед походом на "С-363" был установлен нештатный прибор-приёмоиндикатор международной системы МАМС - "Пирс-1М" для приема сигналов фиксированных радиомаяков, но из-за переменного контакта прибор работал неустойчиво. Командир лодки о факте повреждения после контакта с сетью на КП флота не доложил. За период плавания командир лодки контролем места корабля не занимался и часто отдыхал вместе со штурманом, причем, в период отдыха штурмана, счисление пути прерывалось до 12 часов, а его точность не анализировалась. При последующей проверке уровня штурманских знаний у командира лодки, он оказался близким к нулю. Штурман "С-363" - Анатолий Коростов - также имел самые примитивные знания по профессии: с трудом он умел производить простое счисление и пользоваться радиопеленгатором. Место лодки в период плавания он определял лишь по шведской радионавигационной системе "Декка" и понятия не имел, что здесь, для устранения неоднозначности требуется знать свое место с точностью до 3-5 миль. Показания эхолота "НЭЛ-3" были также неточными из-за обнаруженной в походе недостоверности и ненадежности работы прибора. Из-за ошибок счисления, неиспользования РЛС и астрономический методов - невязка места превысила 6 миль, что привело к неправильному отсчету и постоянному дальнейшему увеличению невязки. Секстаном штурман пользоваться не умел. Определить место астрономическим способом ему не удалось. Анализ невязок штурман не проводил и безрасчетно их уменьшал и подгонял.
В 14 часов 49 минут 20 октября выше указанные причины привели к ошибке на одну зону многозначности по красным гиперболам (ошибка в 13,5 миль). Через сутки, в 14 часов 55 минут ошибки увеличились на две зоны по красным гиперболам и на одну зону по зеленым гиперболам с суммарной ошибкой в 29,5 миль. 26 октября 1981 года на лодке провели очередную обсервацию, получив ошибку в 28,5 миль и по решению начальника штаба БР ПЛ счислимое место перенесли на карту без всякого анализа.
В данном случае принцип "считать себя ближе к опасности", то есть к банке Слупской, увеличил ошибку до 40 миль. Ночью начальник штаба принял решение подойти к острову Борнхольм для уточнения места лодки. Радиолокатор не включали, а огней на острове не видели из-за большой ошибки. После этой "неудачи" на лодке перестали доверять приору "Пирс-1м". В 17 часов 26 минут 27 октября по решению начштаба лодка легла на грунт для определения глубины, чем грубо нарушен минно-навигационный режим плавания. Считая, что измеренная глубина в 51 метр подтверждает одно из последних "обсервованных мест", его и приняли для счисления, хотя простой взгляд на карту показал бы, что лодка уже находится "под дном моря у побережья Польши"(!) В результате невязка составила уже 53,8 мили. В 20 часов 09 минут 27 октября лодка всплыла и с нее был обнаружен огонь маяка Утклип-пан, но командир лодки и начштаба посчитали его за огонь рыбацкой вехи, а огни рыбацкого поселка - за скопление рыболовных судов. Видимость в это время составляла около 1-3 кабельтовых из-за тумана и мороси, на море - небольшая зыбь, безветрие. Силуэты низких островов принимались за темные пятна и никто не пытался разобраться в обстановке. На доклад радиометриста о работе прямо по курсу шведской береговой радиолокационной станции последовал грубый окрик командира лодки об умственных способностях радиометриста и последний тут же "исправил" доклад на работу "корабельной РЛС". По иронии судьбы, лодка "С-363" фактически вслепую следовала по секретному шведскому фарватеру в шхерах (ширина фарватера -12 метров). Гремя дизелями, никем не обнаруженная лодка (на мостике которой находились командир, замполит, вахтенный сигнальщик) на скорости 7,5 узлов выскочила в 21 час 57 минут на камни прибрежной отмели у острова Турумшер. С дифферентом на корму и креном до 15° на левый борт "С-363" крепко села на отмель и попытки до шести утра самостоятельно сняться с камней успеха не дали. Водотечности корпуса не было, полностью разбит обтекатель гидролокатора. С рассветом, около десяти часов утра лодку обнаружил перед входом в военно-морскую базу Швеции - Карлскрона рыбак, а затем из гавани вышел шведский катер. Вскоре последовал международный скандал в духе "холодной войны" с обвинением экипажа лодки в шпионаже. Лишь б ноября 1981 года лодку сняли с отмели шведские спасательные суда и она вернулась на Родину.

Немає коментарів: