суботу, лютого 05, 2011

Из воспоминаний подводника.

Никогда не думал, что смогу оказаться на форуме надводников, т.к. сам являюсь подводником и соответсвенно учавствую в форумах по нашей специфике. Очень рад встретить на этом форуме многих интересных людей. 
Нашел этот форум по ссылке, которую прислал моему брату Михаил Михалев (оставивший свои воспоминания по столкновению БПК "Адмирал Нахимов" с Б-255 14 февраля 1986 года в 01.34 мин 

Огромное спасибо Михаилу за воспоминания и добрые слова в адрес командира Б-255 (166 экипаж) капитана 1 ранга Швиденко Александра Тихоновича. 
Дело в том, что Александр Тихонович мой отец, а история столкновения с БПК являсь по сути обыкновенной навигационной аврией (для сторонних), для нашей семьи эта авария стала переломным моментом в нашей судьбе. Разделила нашу жизнь до аварии и после. Четко на две половины. 
По иронии судьбы я пишу эти строки с 13 на 14 февраля 2008 года. В 01 час 34 минуты исполнится ровно через 22 года. 
1986 год был "богат" на трагические события. Чернобыль и гибель Нахимова на Черном море. Рядовые советские жители не знали, что в начале 1986 года военный корабль в названии, которого фигурировала фамилия славного адмирала, тоже учавствовал в катастрофе, которая чудом закончилась без человеческих жертв.
Для того, чтобы дать понять читающим, почему я так серьезно оцениваю это столкновение, начну с конца.
В 1993 году после окончания ВВМУПП им. Ленинского комсомола (минно-торпедный факультет) я был назначен на должность командира группы управления в 505 экипаж 1 флотилии ПЛ. По стечению обстоятельств это был корабль такого же проекта 671 РТМ, как и Б-255. Командовал кораблем капитан 1 ранга Стахеев, прекрасный офицер, моряк от бога. "Драл" (в хорощем смысле этого слова) экипаж по полной схеме. В море, все работали, "как часы". Когда я первый раз его увидел, он мне даже внешне напомнил отца. Теже пшеничные усы, уверенность в себе, идеально сидящая форма и т.д. Мало того, Стахеев мне сказал, что очень уважает моего родителя, как человека, моряка и офицера. Только никаких поблажек я для себя не дождался. Лично на себе, очень быстро я понял, что пахать буду по "полной схеме". Зачеты и становление офицера в экипаже вопрос очень сложный. Требования ко мне были удвоены. За что капитану 1 ранга Стахееву огромная благодарность в настоящем смысле этого слова. Но речь сейчас не о том.
В самом начале 1994 года мы ушли на боевую службу. Боевая служба была сложной, аварийные тревоги (по разным причинам) присутствовали постоянно. Экипаж справлялся с задачей успешно. Контактов с иностранными ПЛ было более, чем достаточно. Теперь главное.
22 марта поступило распоряжение (пишу человеческим языком, чтобы всем было ясно) прибыть в такой то район для проверки отсутствия слежения за нашей ракетной подводной лодкой. 23 в 2 часа ночи мы успешно прибыли в точку и заняли определенную глубину. Ждем "наших", чтобы проверить, нет ли в хвосте у них америкосов. Все просто? Да, "сто раз" такие операции делали. Но не тут то было. Элементарное разногласие в наших и ихних документов, а также "мудрое" руководство" Североморска позволило БДРМу прийти в район на 5 часов раньше. По нашим данным он должен был прийти в 7 утра. Они пришли раньше. Пресловутая гидрология (кто знает, тот поймет) акустикам дала повод классифицировать цель, как иностранную ПЛ. И тут началось. Мы начали маневривать для проведения определенных действий, давали активные посылки (работали по полной схеме, как и положено) Самое страшное в этой ситуации, что на БДРе нас сразу классифицировали, как нашу ПЛ (вплоть до проекта), мы же работали активными посылками. Наш экипаж был в полной уверенности, что мы работаем по иностранной ПЛ. На борту БДРа сидел старшим на борту "грамотный офицер", который не только не объявил тревогу, но и запретил акустикам ответить на наши акустические посылки (если бы он ответил на нашу "работу", мы бы сразу поняли, что это наши). Он наоборот начал пологую циркуляцию и увеличение хода. Именно так уклоняются американцы. В конце концов в 4 утра 23 марта мы "удачно" на всплытии столкнулись. Удар был страшным. Скорости были большими. Крен критический. Стоя в проходе мне пришлось практически наступить на противоположную переборку сверху. 

Немає коментарів: