ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

четвер, березня 24, 2011

О том, кто и когда уничтожил флот СССР

Незадолго до 23 февраля 2011 года по интернетам начала курсировать статья под названием "Путин поднял ВМФ РФ с колен и пустил на утилизацию". Существовали и другие вариации этого названия. Базировалось оно на утверждении Валентина Егоровича Селиванова, который занимал должность Начальника Главного штаба ВМФ РФ в 1990-е годы. В прошлом - весьма заслуженный моряк, принимавший участие во введении в боевой состав флота авианесущих крейсеров и обеспечивавший встречу Горбачева и Рейгана на Мальте.
В конце 2009 года Селиванов В.Е. заявил на круглом столе КПРФ несколько интересных фактов:
- В Военно-Морском Флоте списано до 80—85 процентов надводных кораблей, подводных лодок, боевых самолетов.
- На флотах осталось по 30—35 кораблей, катеров и подводных лодок. Большинство из них — катера. Подумайте только: 251 атомную подводную лодку построил Советский Союз. В год сдавали флоту по 10—11 субмарин. Сейчас же на Северном и Тихоокеанском флотах — единицы атомных подводных лодок, а дизельных на Северном флоте в постоянной готовности только две, на Балтике и Черноморском флоте — по одной.
- У них — чудо! Вы не представляете! Это атомный авианосец на электродвижении. У нас же атомные на паросиловом. Мы все знаем, что такое паровые катапульты для взлёта с палубы. А у них эти катапульты уже электромагнитные.
- Нынешние силы не позволяют спланировать и провести хотя бы одну из тех пяти операций, которую должен проводить каждый флот: ни операцию по разгрому врага, ни поиск и уничтожение, ни нарушение коммуникаций противника, ни защиту своих, ни высадку оперативного состава.
Вину традиционно для КПРФ возложили на В.В. Путина.

Не хочется обвинять понапрасну адмирала В.Е. Селиванова в старческом маразме, но человек он не молодой (1936 года рождения) и кое-что немного попутал.

Авианосцев с атомным реактором на электродвижении не существует. Новейшим из построенных авианосцев США является USS George H. W. Bush (CVN-77), относящийся к подтипу авианосцев типа Nimitz. От основной серии имеет два основных отличия. Во-первых – вместо четырех тормозных тросов у него их три. При этом сэкономленное место пошло на установку более мощных тормозных систем, позволяющих принимать более тяжелые самолеты. Во-вторых – для усиления остойчивости корабля при сильном волнении, этот авианосец имеет бульб. Никаких электромагнитных катпульт, а винты приводятся в действие обычными паротурбинами. К тому же адмирал забыл, что первый атомный авианосец заложенный в СССР - ТААВКР "Ульяновск" даже не спустили на воду. Корпус недостроенного корабля достался Украине, которая его быстро разделала на металл. Так что атомных авианесущих кораблей в составе ВМФ РФ вообще никогда не было.

Но более интересным является его утверждение, что при Путине было списано 80-85% корабельного состава ВМФ. Увы, но и тут память подвела флотоводца. Путин стал премьер-министром РФ в августе 1999 года, президентом РФ в 2000-2008 гг. и премьер-министром в 2008. Занимает он этот пост до настоящего времени. Человек он не самый, наверное, хороший, явно не герой и не пример для подражания, но до марта 1997 года с флотом вообще никак не связанный. Непосредственное влияние на корабельный состав флота получил только, когда стал премьером. Т.е. в августе 1999 года. Что же в этот период было списано из крупных надводных кораблей (от фрегата и выше):

- БПК "Маршал Василевский" - введен в строй в 1983 году. Списан в 2007. Фактически корабль выведен из боевого состава еще в 1997 году. К началу 2000-х его состояние было неудовлетворительным, но ввести в строй его было еще можно.
- БПК "Адмирал Спиридонов" - введен в строй 1984 году. Разделан в 2002. Однако само списание корабля произошло в 1997 году. Т.е. ко "времени Путина" корабля в составе флота уже не было.
- ЭМ "Отчаянный" - введен в строй в 1982 году. С 1992 года простоял в Мурманске в ожидании капремонта. К 2003 году, когда корабль был разобран на металл он уже представлял из себя разграбленный корпус. Фактически его следует считать уничтоженным в 1990-е, так как после 1998 попыток его восстановления уже не предпринималось.
- ЭМ "Безупречный" - введен в строй в 1985 году. Поставлен на капремонт в Мурманске в 1993 году. Потом в 1994 переведен в Питер. Все закончилось списанием в 2002, хотя фактическая утилизация не произведена до сих пор.
- ЭМ "Ведущий" ("Гремящий") - введен в строй в 1988 году как "Гремящий". С 1998 года в связи с полным износом машин в резерве второй категории. Т.е. фактически потихоньку грабится и каннибализируется. В 2007 году списан окончательно, но опять-таки не утилизован.
- СКР "Сторожевой" - введен в строй в 1973 году. Списан в 2002. То есть в возрасте 29 лет. Для своего класса в очень почтенном.
- СКР "Дружный". Списан в 2003 году, после 28 лет службы.
- СКР "Жаркий". Списан в 2002 году. Однотипный со "Сторожевым" и "Дружным", но 1976 года постройки. Вообще предполагалось, что СКР данного типа смогут пробыть в строю до 27 лет, так что в чистой теории "Жаркий" мог эксплуатироваться еще год.
- СКР "Легкий" (до 1992 года - "Ленинградский комсомолец"). Введен в строй в 1977 году. Списан в 2003. Спустя 26 лет.
- СКР "Неукротимый" - списан в 2009 году. В 2005 получил повреждения корпуса от подрыва на имитационном заряде, а в 2008 - от пожара. В строю пробыл 32 года.
- СКР "Летучий". Введен в 1978, а списан в 2005 году. Отслужил ровно 27 лет.
- СКР "Задорный". Списан в конце 2005 года, фактически выведен из состава в 2006. Отслужил 26 лет.
- СКР "Ревностный". Последний корабль в серии СКР пр. 1135. Введен в строй в 1979 году. После 1992 года в море не выходил, а стоял на заводе в ожидании ремонта. В 2003 году списан. Возраст корабля составлял 24 года, из которых на активную службу пришлось 13 лет.
Если закрыть глаза на то, что морпогранвойска это не ВМФ, а ФСБ, то тогда еще ПСКР "Менжинский", "Имени 70-летия Погранвойск", "Кедров" и "Псков" (бывший "Имени 70-летия ВЧК-КГБ"), прослужившие по 14-18 лет.
Итого выходит, что при Путине был списан 21 крупный надводный корабль. Правда из них половина (10 единиц) - списана по достижении предельного срока службы, который составил не менее 26 лет. Еще шесть кораблей фактически были выведены из боевого состава в 1992-1997 годах. При этом их фактическое списание было осуществлено, когда физический возраст кораблей (считая с момента введения в строй, хотя от спуска было бы правильнее) составил от 17 до 24 лет (в среднем около 20). БПК "Очаков" официально так и не списан, а угроблен еще в 1990-е. Остаются только четыре "крейсера КГБ" проекта 11351. Справедливости ради можно только отметить, что ПСКР "Менжинский" в этом году исполнилось бы 30 лет, а самому новому из них было бы больше 20 лет. Хотя для этого типа 30-35 лет - реально достижимый срок службы, при условии нормальной эксплуатации и прохождения ремонта вовремя.

Но даже, если считать, что морские рубежи мог бы охранять этот 21 корабль, не взирая на техническое состояние и возраст (например, СКР "Сметливый" из состава ЧФ продолжает нести службу, хотя его возраст в этом году достигнет 42 лет, а в какой-нибудь Южной Америке нередки боевые корабли возрастом в 50-60 лет), то все равно что-то не так. Ведь, как утверждалось, при Путине списано 80-85% корабельного состава. 21 корабль - 80%? Весь флот тогда был 26 кораблей с четвертью? Тогда 30-35 кораблей в составе флота - большой прогресс. Чушь, не так ли? Наверное стоит поискать где-то еще "пропавшие" крупные боевые корабли ВМФ СССР (лодки и меньшие корабли и суда пока за бортом, сам принцип можно понять и по НК 1-2 рангов). И они найдутся. Списанными, разумеется. С 1992 по 2010 год было списано 86 крупных надводных кораблей классов авианосец, ракетный крейсер, эсминец и фрегат. Т.е. Путину "достается" не больше четверти. И пик списаний явно прошел до него.

Теперь для совсем уж справедливого мнения давайте посмотрим, что было списано при товарище Селиванове. Ведь в 1992-1994 годах он был Начальником Главного штаба, Первым заместителем Главкома ВМФ. В отличие от Путина, делавшего карьеру помощника губернатора Питера, он имел непосредственное влияние на развитие флота. Да, не он определял какой корабль списать, а какой оставить, но влиять на принимаемые решения очень даже мог и уж точно знал. И мог бы быть тревогу. Только не припоминается мне тревоги по поводу ВМФ в начале 1990-х. А вот как раз продажа за копейки кораблей, приводимая в статье "Путин поднял ВМФ РФ с колен и пустил на утилизацию" имела место.

Вот конкретика, по избранным уже типам с названиями и датами:
- ТАВКР "Киев" - 1976 год; 1982-84 -ремонт-модернизация; 1987-1990 - ремонт; 1993 - разоружен; 1994 - продан
- ТАВКР "Минск" - 1978 год; 1991 - подготовка к ремонту; 1992 - консервация; 1993 - разоружен; 1995 - продан и уведен
- ТАВКР "Новороссийск" - 1982 год; 1988-1990 - усиленный ремонт; 1993 - разоружен, списан; - 1996 - продан и уведен
- РКР "Грозный" - 1962 год; 1989-1991 - капремонт; 1992 - списан; 1993 - разделан
- РКР "Фокин" - 1964 год; 1993 - разоружен и списан
- ТАРКР "Киров" - 1981 год; 1990 - авария реактора; 1994 - расформирован
- ТАРКР "Калинин" ("Нахимов") - 1988 год; 1994 - резерв
- КРЛ "Мурманск" - 1955 год; 1972-1973 - ремонт-модернизация; 1989 - консервация; 1992 - разоружен и списан; 1994 - продан
- БПК "Сообразительный" - 1963 год; 1976-1978 - капремонт; 1988 - консервация; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Образцовый" - 1965 год; 1988 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Стерегущий" - 1966 год; 1978 - резерв; 1993 - списан
- БПК "Смышленый" - 1968 год; 1975-77 - ремонт-модернизация; 1993 - списан
- БПК "Строгий" - 1968 год; 1990 - консервация; 1993 - списан
- БПК "Красный Крым" - 1970 год; 1978-83 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Способный" - 1971 год; 1987-1992 - капремонт; 1992 - резерв; 1993 - списан
- БПК "Скорый" - 1972 год; 1982-1985 - капремонт; 1992 или 1993 - списан
- БПК "Адмирал Зозуля" - 1967 год; 1991-92 - капремонт; 1994 - списан
- БПК "Адмирал Исаков" - 1970 год; 1986-1990 - капремонт; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Макаров" - 1972 год; 1983-85 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Маршал Ворошилов" - 1973 год; 1992 - списан
- БПК "Адмирал Октябрьский" - 1973 год; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Исаченков" - 1974 год; 1982-1986 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Маршал Тимошенко" - 1975 год; 1988-1991 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Василий Чапаев" - 1976 год; 1993 - списан
- БПК "Адмирал Юмашев" - 1977 год; 1992 -списан; 1994 - продан
- БПК "Николаев" - 1971 год; 1987-1992 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Ташкент" - 1977 год; 1989-1992 - капремонт; 1992 - списан; 1994 - продан
- БПК "Таллин" ("Владивосток") - 1979 год; 1994 - списан
- БПК "Удалой" - 1980 год; 1988-1990 - капремонт; 1992 - списан
- БПК "Адмирал Захаров" - 1983 год; 1991 - выгорел; 1994 - списан
- БПК "Адмирал Кучеров" - 1991 - заложен; 1994 - разделан
- ЭМ "Сведущий" - 1956 год; 1992 - списан
- ЭМ "Зоркий" - 1961 год; 1984-1987 - капремонт; 1993 - списан
- ЭМ "Окрыленный" - 1987 год; 1994 - резерв
- СКР "Достойный" - 1971 год; 1993 - списан
- СКР "Свирепый" - 1972 год; 1993 - списан
- СКР "Сильный" - 1973 год; 1990-94 - капремонт; 1994 - списан
- СКР "Доблестный" - 1973 год; 1991-1992 - капремонт; 1992 - списан
- СКР "Разящий" - 1974 год; 1992 - списан
- СКР "Горделивый" - 1979 год; 1994 - списан; 1995 - продан
- СКР "Порывистый" - 1981 год; 1992 - резерв; 1994 - списан
_____________________________________________________________________________
Итого списано или выведено в резерв: 41 корабль.

Даже если из их числа вычесть корабли очевидно отслужившие срок, а также корабли, которые неизбежно приходилось списывать из-за недофинансирования, то все равно выйдет многовато. В том числе обнаружится, что "продажа за копейки" была как раз тогда, когда В.Е. Селиванов был "у руля". Можно еще посмотреть, что творилось в отношении ПЛ и катеров, но, думаю, сам принцип понятен. О 41 боевом корабле, списанном и проданном в 1992-1994 годах адмирал забыл. Зато теперь он помнит о том, что нам грозить Японии нечем. Когда у него на глазах было списано больше половины БПК ТОФ, кто о Японии должен был помнить? Тоже Путин?
http://www.diary.ru/~Sleepy-Pangolin/?tag=11513

Немає коментарів:

Дописати коментар