середу, березня 23, 2011

Интересно что то изменилось за это время в ВМС Украины?

Стон уставшего «железа»

Истинная причина чрезвычайного происшествия на корабле «Кировоград» кроется в преклонном возрасте большинства единиц отечественной военной техники.
17 сентября во время тактических учений «Взаимодействие-2010» на борту среднего десантного корабля «Кировоград» ВМС Украины произошел взрыв. Как сообщили в Минобороны Украины, при тушении пожара пострадали четверо матросов из аварийно-спасательной партии судна. Жертв нет по счастливой случайности...
Через сутки Минобороны уточнило, что в результате замыкания сработала пусковая установка WM-18, случился несанкционированный пуск двух не­управляемых реактивных снарядов. Они попали в палубу (по некоторым данным, сорвав крышки трюма). Это вызвало взрыв и возгорание внутри корабля.
Отметим, что заряжание WM-18 осуществляется вручную с палубы, наведение — тоже, при этом стрельба может вестись со стоящего судна при отсутствии качки, в отдельных случаях — с ходу при выходе в расчетную точку по скомандованным данным. Боекомплект — 90 снарядов. Подготовка и пуск производятся с помощью системы управления разработки НИИ-303 и системы приводов наведения разработки ЦНИИ-173. Судя по всему, короткое замыкание именно в системе управления и стало причиной ЧП.
Во флот идут одни «старики»
Собственно, в самом факте замыкания ничего странного нет. Исправность систем корабля, построенного 40 лет назад, чисто теоретически должна вызывать сильные сомнения. Можно, конечно, предположить вину офицеров и матросов артиллерийской боевой части «Кировограда», отвечающих за исправность и использование всех систем вооружения. Но когда «железо» исчерпывает все мыслимые и немыслимые ресурсы эксплуатации, такое определение «крайних» ничем иным, как поиском козлов отпущения, назвать невозможно.
СДК «Кировоград»СДК «Кировоград»
Вполне очевидно, что проблема гораздо шире, нежели уровень профессиональной подготовки личного состава ВМС Украины, а именно в плоскости общего состояния флота и его технической исправности. На сего­дня из 26 боевых кораблей и катеров ВМСУ не менее 90% необходимо либо списать, либо капитально отремонтировать. Лишь фрегат «Гетман Сагайдачный», корабль управления «Славутич», корветы «Луцк» и «Чернигов» достроены в 90-е годы. Все остальные — почтенные «старички». По корабельному составу ВМС Украины — масса замечаний. В том числе и по тем очень немногим боевым единицам, которые вошли в боевой состав военно-морских сил уже в годы независимости Украины. Например, флагман военного флота «Гетман Сагайдачный», представляемый как фрегат, — это пограничный сторожевой корабль проекта «Нерей», спущенный на воду в 1992 году, и фрегатом, собственно, не является. Новейшие корветы «Луцк» и «Тернополь», введенные соответственно в 1993 и 2006 годах, — образцы еще советской разработки.
Или взять первое в истории независимой Украины судно — корабль управления «Славутич» (спущен на воду в 1992 г.). История его появления уникальна и очень странна. Черноморский судостроительный завод (г. Николаев) получил заказ на постройку базы по разгрузке и обезвреживанию атомных реакторов отслуживших свой срок подводных лодок. Специалисты севастопольского ЦКБ «Черноморец» подготовили проект на основе большого морозильного рыболовного траулера, и в 1990 году судно заложили на поточно-позиционной линии завода. Но руководство военно-морских сил решило переоборудовать его в большой разведывательный корабль. В конечном итоге построенный на базе «морозильника» «Славутич» используется для сбора разведывательной информации и в качестве корабля управления — для координации боевых действий небольшого корабельного соединения.
Косметический ремонт
В последние годы оснащение флота проводилось по таким направлениям. На перспективу — разработка и начало строительства боевого корабля класса «корвет» (этим летом проект «заморозили» ввиду прекращения финансирования). В плане принятия на вооружение новых образцов военной техники — поступление в военно-морские силы спасательных средств и имущества. Закупки — выделение средств на водолазное и аварийно-спасательное снаряжение.
Для модернизации и продления ресурса намечалось до начала этого года завершить ремонт подводной лодки «Запорожье» и судна контроля физических полей «Северодонецк», также рассчитывали «подрихтовать» отдельные образцы морского вооружения. Планы не выполнены. Реальной оказалась лишь модернизация вертолета Ка-27, самолета Бе-12, ракет и морских мин. О боевых кораб­лях речь не шла и не идет — средств на них нет и не предвидится.
По поводу ремонта стоит отметить следующее. Каждый корабль в ходе эксплуатации нуждается в периодическом выполнении четырех основных его видов — навигационного, текущего, докового и среднего. Основная часть судов проходит эти процедуры, когда их плановые сроки давно вышли. К тому же в условиях хронического недофинансирования ремонтируются в первую (а чаще всего — и в последнюю) очередь корабли, входящие в состав Объединенных сил быстрого реагирования. До других руки ремонтников уже не доходят.
Однако даже если деньги появляются, возникает масса иных сложностей. Прежде всего связанных с поиском узлов и агрегатов, механизмов и оборудования кораблей, разработанных и построенных во времена СССР. Судоремонтники отмечают, что часто предприятия, выпускавшие те или иные комплектующие, сейчас находятся за рубежом, а то и вовсе исчезли. Но и это полбеды. Даже если удается на них выйти, то зачастую оказывается, что продукция 30—40-летней давности уже снята с производства.
Интересно, что в 2008 году СДК «Кировоград» прошел доковый ремонт, в частности подводной части корабля. Иными системами не занимались — все по той же пресловутой финансовой причине. Лишь этот вид ремонта обошелся ВМС в 2,5 млн грн (по ценам 2008 года).
Понятно, что для полного осмотра и приведения в порядок старых кораблей, которые в основном и состоят на вооружении ВМСУ, нужны колоссальные средства. Но, как утверждают военные моряки, многие корабли даже после ремонта остаются «недоремонтированными», поскольку реконструируются явно вышедшие из строя узлы и агрегаты. А ведь состояние и аварийность далеко не всех систем можно определить «на глаз», без специальной диагностики. О средствах на нее вообще говорить не приходится.
Если бы не чудо…
Таким образом, в случае с СДК «Кировоград» мы имеем яркое подтверждение известной истины: армия, не получающая достаточно средств на боевую подготовку, закупку и модернизацию вооружений, становится опасной для общества.
В момент взрыва в трюме находился десант (корабль этого проекта может перевозить 6 танков и до 200 бойцов). И только по счастливой случайности никто из десантников не пострадал, была повреждена лишь одна из боевых машин. А ведь, как утверждают очевидцы, крышка люка угодила в машину с боезапасом минометных снарядов. Случись детонация — о возможном количестве жертв не хочется и думать…
Вооруженные Силы Украины с их стареющей на глазах техникой все меньше годятся даже для проведения серьезных учений, что уж там говорить о боевом применении. Что еще раз подтверждает полную обоснованность требований увеличить жалкий военный бюджет. И это не прихоть Минобороны, а насущная необходимость…

Комментарий специалиста

Вадим Гречанинов
Президент Атлантического совета Украины, бывший военный советник двух Президентов Украины, генерал-майор

— Если не предпринять в экстренном порядке мер по модернизации ВМС, Украина перестанет быть морской державой. Без  достойного финансирования я не вижу никаких перспектив дальнейшего развития наших военно-морских сил. Сегодня же их техническое состояние не назовешь даже плачевным.
Не разделяю оптимизма министра обороны Украины Михаила Ежеля в том, что можно и должно модернизировать старую технику, это бесперспективно. Любое вооружение имеет предел технического состояния и ресурса эксплуатации, после чего модернизация бессмысленна. Украина должна строить новые корабли, строить свой корвет. Считаю целесообразным принять недавнее предложение Германии и, возможно, купить какую-то часть военных кораблей, выведенных из состава немецкого флота.
В нынешней непростой ситуации, когда отношения с Россией переходят в новый формат, от Москвы могут исходить предложения об объединении наших флотов. Может, мы от этого что-нибудь и выиграем. Но это будет значительный шаг назад, который отдалит нас от Европы и НАТО. У нас есть свои ВМС, и мы должны заниматься их развитием – это факт, через который не перешагнуть.

Комментарий специалиста

Николай Сердюк
Экс-начальник управления кораблестроения и вооружения ВМС Министерства обороны Украины, контр-адмирал

— Очень сложно подобрать слова, чтобы охарактеризовать состояние, в котором находятся украинские ВМС. Все наши корабли (за исключением тех немногих, которые были построены за годы независимости) эксплуатируются более 30 лет. А срок службы кораблей такого класса — 20 лет.
Чтобы исправить ситуацию, нужна программа развития флота. Но будет ли она выполняться, если у нас «зависают» даже разовые постановления по построению того или иного типа корабля? Согласно утвержденным планам мы должны были в 2012 году получить необходимый флоту новый корвет. Но головной корабль этого проекта до сих пор не заложен. А на его построение необходимо не менее четырех лет. Поэтому давайте хотя бы выполнять принятые решения.
Также нужно выделять средства на поддержание технической готовности старых кораблей, что позволит им, пусть и временно, выполнять поставленные задачи.

Комментарий специалиста

Владимир Безкоровайный
Экс-командующий ВМС Украины, вице-адмирал

— Говоря о необходимости поддержания кораблей ВМС Украины в технической готовности, стоит обратить внимание на то, что в результате бездумного раздела флота в 1997 году и последовавшего за этим его разоружения Минобороны Украины полностью лишилось и кораблей, которые подлежали восстановлению, и корабельной ремонтной базы.
Командованию нужно уже сейчас думать о создании военно-морской базы с базой гарантийного обслуживания сил флота. Пора ставить вопрос о формировании такой структуры, находить инвестиции, приглашать судостроительные заводы к участию в ее создании. Сегодня же ситуация с обслуживанием кораблей ВМС Украины критическая.
Часто приходится слышать, что флот должен быть сильным, могущественным. Но без конкретных дел это, прямо скажу, пустые рассуждения. Флот — это организм, который создается десятилетиями и находится в постоянном развитии. Допущенные здесь ошибки могут быть катастрофическими для государства. Сейчас запускаются месседжи, что якобы сегодня Украине никто не угрожает. И это в то время, когда 5—6 транспортных судов ежегодно захватывают пираты, десятки украинцев уже побывали в пиратском плену, а многие находятся там до сих пор. У нас некоторые мыслят примитивно, ассоциируя угрозу для государства с вражеской армией на границе, готовой к нападению. В этой связи процитирую англичан, которые говорят: «У нас есть мощный флот, поэтому многого не произошло».http://eutg.net/ru/article/989(сентябрь 2010 год)

Немає коментарів: