понеділок, березня 14, 2011

К предстоящему Дню Подводника.

Основные тактико-технические элементы подводных лодок проекта 613

Рабочая лошадка холодной войны

Так смело можно назвать любую из 215 подлодок 613-го проекта, построенных судостроительными заводами СССР. Единственная уцелевшая в России такая субмарина - «С-189» недавно стала музеем. Теперь любой желающий может увидеть её стоящей у плавучего причала на набережной Лейтенанта Шмидта и побывать на ней.
Удивительное зрелище с недавних пор открывается жителям и гостям Северной столицы в районе набережной Лейтенанта Шмидта. Около плавучего причала ошвартована сияющая краской дизельная подводная лодка 613-го проекта. На её рубке нанесён тактический номер «С-189», на носу развивается гюйс, на корме - советский военно-морской флаг, субмарина украшена флагами расцвечивания. У любого, мало-мальски, разбирающегосяв морскихделах человека, неизбежно возникнет недоумённый вопрос - откуда эта «гостья из прошлого»?
Подлодки проекта 613 давно выведены из состава действующего флота. Но, в отличие от боевых кораблей, подняться на борт «С-189» может любой желающий. 19 марта этого года, в день моряка-подводника, на её борту официально открылся музей. Это далеко не первая субмарина, ставшая музеем на территории нашей страны. В Санкт-Петербурге в Центральном военно-морском музее сохранена лодка конструкции С.К. Джевецкого, построенная в 1880-х гг., а на берегу Шкиперской протоки Васильевского острова на вечной стоянке стоит подлодка «Д-2» («Народоволец») времён Великой Отечественной войны. Памятниками стали субмарины «С-56» во Владивостоке и «К-21» в Североморске. Увековечена память моряков и кораблей послевоенного периода - в Калининграде и Вытегре установлены подводные лодки проекта 641, в Москве - проекта 641Б. Немало лодок, проданных за границу, стали там музеями (в основном это представительницы 641-го проекта разных модификаций). Но до недавнего времени в России ни одна субмарина 613-го проекта в качестве музея не использовалась. А ведь эти лодки - первые послевоенной разработки строились самой крупной серией. Более того, эти корабли сыграли важную роль в развитии отечественного флота. На них начинали службу несколько поколений подводников. Три «613-х» в качестве музеев находятся в Дании, Индонезии и Швеции.
Журнал уже обращался к истории подводных лодок проекта 613 (И. Боечин. Новые средние. «Техника-молодёжи» 1996. 3), но краткую справку о их создании и службе дать необходимо. Проектирование субмарин 613-го проекта началось после окончания Второй мировой войны. Техническое задание было утверждено в январе 1946 г. На его разработку существенное влияние оказало обследование потопленной на Балтике и поднятой в 1944 г. немецкой подводной лодки «U-250» серии VII-C. Проектированием занималось ленинградское ЦКБ-18 (ныне ЦКБМТ «Рубин»). Технический проект был утверждён в августе 1948 г.
Новая субмарина сильно отличалась от аналогичных лодок, разработанных в довоенный период (несмотря на схожесть размеров). 613-е обладали большими водоизмещением и скоростью, по меньшей мере в три раза увеличилась дальность плавания. Цельносварной прочный корпус был рассчитан на глубину погружения 200 м. Он разделялся на семь отсеков, три из которых - носовой, центральный пост и кормовой были отсеками-убежищами и отделялись от смежных отсеков прочнымисферическими переборками, которые могли выдержать давление 10 кгс/см2. В районе аккумуляторных батарей прочный корпус имел конфигурацию восьмёрки. Окружавший его лёгкий корпус был сделан удобообтекаемым, в носовой оконечности находилась выгородка, где размещалась гидроакустическая аппаратура.
Подводные лодки проекта 613 строились на четырёх заводах: Балтийском в Ленинграде, «Красное Сормово» в Горьком; им. Носенко (ныне Черноморский судостроительный завод) в Николаеве, им. Ленинского Комсомола в Комсомольске-на-Амуре. Всего в 1950 - 1958 гг. было построено 215 лодок, которые несли службу в составе всех флотов СССР. По натовской классификации они получили наименование «Виски». 27 подводных лодок были переоборудованы с целью увеличения автономности в 1,5 раза. Ряд кораблей после переоборудования использовались для испытаний ракетного и торпедного оружия и даже в качестве научно-исследовательского судна (знаменитая «Северянка»). 39 лодок были проданы за рубеж и пополнили флоты Египта, Индонезии, Польши, Болгарии, Сирии, КНДР и Албании. Строились подводные лодки проекта 613 и в Китае. Из состава флота большинство субмарин этого класса были выведены в 1970-х гг.
Подводная лодка «С-189» имела обычную судьбу «рабочей лошадки «холодной войны»». Она была построена на Балтийском заводе в Ленинграде (заводской 457), 1 февраля 1954 г. официально зачислена в списки кораблей флота, 4 сентября того же года спущена на воду, 9 марта 1955 г. на корабле поднят военно-морской флаг. Дальнейшая её служба проходила на Балтике. В 1959 - 1965 гг. «С-189» испытывала новые образцы техники и вооружения на полигоне на Ладожском озере. В 1970 г. лодка участвовала в манёврах «Океан» (крупномасштабные манёвры ВМФ СССР, проходившие с 14 апреля по 5 мая 1970 г.), в 1972 г.
- в манёврах «Весна-72» и «Балтика-72», в 1977 г.
- в учениях Балтфлота «Север-1977». В том же году субмарина представляла 25-ю бригадуподводных лодок на параде по случаю Дня ВМФ в Москве. Несколько раз получала звание «Отличная подводная лодка» и «Лучший корабль соединения».
Рубка подводной лодки
1 сентября 1986 г. «С-189» была выведена из боевого состава флота, законсервирована и поставлена на отстой. По другим данным она прошла ремонт на Кронштадтском морском заводе, который был завершён в 1990 г. Как бы то ни было, но 19 апреля 1990 г. лодка была исключена из состава ВМФ (расформирована 1 октября 1990 г.) и передана в Отдел фондового имущества для демонтажа и последующей реализации. Судьба уберегла субмарину от разборки на металл. Её корпус много лет стоял в Кронштадте, до тех пор, пока не затонул из-за неисправности забортной арматуры. Это произошло в 1998-1999 гг. В какой-то мере, благодаря этому факту, и сохранился уникальный памятник истории отечественного флота и кораблестроения.
Носовой отсек, Камбуз         Каюта командира
Петербургский бизнесмен, в прошлом - офицер-подводник ВМФ А.А. Артюшин, решил сохранить уникальный памятник, каковым безусловно можно считать подводную лодку 613-го проекта, в качестве музея. Несмотря на многочисленные трудности, ему удалось воплотить эту идею в жизнь. В ноябре 2005 г. «С-189» была поднята и отбуксирована на Канонерский завод в Санкт-Петербург. 22 июня 2006 г., в год 100-летия подводных сил России, лодка была выведена из плав-дока завода и поставлена к достроечной стенке для завершения работ по восстановлению интерьера. 2 августа 2007 г. она была переведена и пришвартована к плавучему причалу на набережной Лейтенанта Шмидта, недалеко от здания Морского корпуса Петра Великого (бывшее ВВМУ им. Фрунзе). На следующий день на «С 189» был поднят флаг ВМФ СССР и состоялось открытие музея. Но для широкого круга посетителей он стал доступен лишь с марта этого года. Три года ушло на согласование всех документов в Энергонадзоре, Ростехнадзоре, СЭС, пожарной службе. Сейчас «С-189» имеет свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и свидетельство Речного регистра (как несамоходное судно-музей).
Центральный пост, Каюта заместителя командира по политической части, Кают-компания для офицеров
Основной принцип, который исповедовали создатели музея был «показать всё, как было». Для посещения доступны все семь отсеков. В первоначальном виде восстановлены центральный пост, машинное отделение, жилые отсеки, каюты офицеров. Посетитель видит одежду, личные вещи, картины, фотографии на полках. На борту лодки не проводится экскурсий в привычном, «музейном», понимании этого слова. На все вопросы посетителей готовы ответить волонтёры, из числа матросов, старшин, мичманов и офицеров, проходивших ранее службу на подлодках 613-го проекта, знающие досконально и «матчасть» и историю службы корабля. Это придаёт особый интерес посещению корабля-памятника.

Немає коментарів: