" Вячеслав ,Посылаю тебе фото брата моей супруги. Этого моряка звали Пушкин Николай Петрович, ст.2-й статьи. 29 декабря 1944 года у мыса Святой Нос его тральщик был потоплен немецкой подводной лодкой. Фактически это было уничтожение безоружного. Свои не помогли и ушли - что являлось большой редкостью в истории флота. Выясненные мной подробности Ян Топоровский опубликовал в своей газете. Много лет назад Алевтина Васильевна скопировала и сохранила письма Николая, полученные от его матери. За месяц до гибели Николая наградили Медалью Нахимова. Он не сомневался, что Победа близка и он скоро вернётся домой.
С наилучшими пожеланиями
Матвеев лев Семёнович"
На фотографии ст.2-й ст. Пушкин Николай Петрович.1941 год.Северный Флот.
Думаю ,что читателю будет интересно прочесть материалы,присланные Матвеевым Львом Семеновичем ,которые прояснили как был затоплен тральщик на котором служил Пушкин Н.П. и его товарищи.
28 декабря 1944 года корабли экскорта вели в Белое море два гружёных американских транспорта. 29 декабря конвой КВ-37 пришёл в Йоканьгу, где стал на якорь. Командование Йоканьгской ВМБ сочло за благо задержать транспорты с особо ценным грузом и провести тщательное обследование района. Не исключалось, что подлодки противника смогли поставить минные банки, поэтому для контрольного траления были направлены Т-887 и Т-883; охрану тральщиков возложили на БО-142. В 17 ч. 20 мин. Т-887 обнаружил лодку в 7,5 мили (?) на юго-восток от Святого носа (может, в полутора милях?).
(По оперативной сводке - 75 каб. на зюйд-зюйд-ост от м. Святой Нос) (Сканированная сводка из Архива Штаба ВМС очень плохого качества).
Тральщик немедленно дал оповещение по флоту, но в это время (18 ч. 00 мин.) второй тральщик, Т-883, был торпедирован (возможно, второй лодкой). Взрывом был оторван полубак, и тральщик оставался на плаву. Но, не оказав ему помощь и не сняв команду, командиры Т-887(ТЩ-32) и БО-142 поспешили покинуть место трагедии.
Узнав о случившемся, командование Йоканьгской базы срочно направило в море два больших охотника - БО-225 и БО-227. Они обследовали район и обнаружили только масляное пятно на поверхности моря, а больше ничего и никого.
После войны стало известно, что тральщик Т-883 был торпедирован у мыса Святой Нос 29 декабря 1944 года подводной лодкой U-995; погибло 49 человек.
А вот сведения, полученные от сотрудника Музея германских подводных лодок.
4 сентября 2006г.
Уважаемая Г-жа Пушкина,
С сожалением узнал о судьбе Вашего любимого брата
Общий взгляд в наши записи говорит о том, что 29 декабря 1944г. подводная лодка "U-995"
потопила советский вспомогательный охотник Т-883/№37. Прежнее название РТ-45...
С борта подлодки наблюдалось попадание и был слышен взрыв. Перед этим торпеда прошла 2 минуты 40 секунд. По-видимому, судно было вооружённым рыболовным траулером. Было видно, как корма удерживалась над водой, а затем судно перевернулось. ("It was seen that the bow section of the then capsized ship was floating over the water")...
Более подробные сведения (из судового журнала и т.д.) распространяются за плату...
Оливер Майзе
Сотрудник музея
За месяц до гибели старшина 2-й статьи Пушкин Николай Петрович был награждён медалью "Адмирал Нахимов", о чём он писал матери, а также о том, что через пару месяцев будет победа и он вернётся домой.
Его любили на корабле и на базе, он всегда хотел стать моряком. Вырос в селе Плоское Устьянского р-на Архангельской области.
На момент боя ему и самому молодому в истории подплава капитану "U-995" Хансу-Георгу Хессу был 21 год...
Сейчас сын Хесса, Тильман, также адвокат, есть также дочь Юлианна. Вдова Хайльвиг - тоже адвокат и хорошая теннисистка.
Я могу понять, что по молодости, получив Рыцарский крест, Ханс возгордился. Но я не могу понять, почему в течение всей жизни он торговал своими военными портретами с автографом и по Интернету...
Хесс обычно рисковал, подходя близко к берегу с незнакомым дном, зато это давало результат.
На долю "U-995" выпаля редкая удача выжить, будучи на ремонте в момент капитуляции, затем годичный английский плен в Норвегии.
Хесс стал адвокатом в Ганновере. Вместе с экипажем они написали книгу о себе, всё время поддерживали связь.
Не очень давно американцы им устроили "братскую" встречу чуть ли не "коллег"...
Нам же (как не-родственникам) даже не положено узнать список экипажа Т-883, чтобы объединить свои усилия с родственниками погибших...
"U-995" (единственный сохранившийся основной тип "семёрки") можно увидеть в музее г. Лабое около г. Киль, а также в кинофильмах типа "U-571" (там дан интерьер) и на документальном диске "Wolfpack".
Немцы имели базы как перевалочные, так и для радиоперехвата, о которых мы не знали в ходе войны. Это на Шпицбергене, на Новой Земле, в Вологодской и Архангельской области. Их боевые корабли заходили и в Карское море, и в море Лаптевых.
Феноменально укреплённая база на Шпицбергене еле-еле срочно эвакуировалась, т.к. люди отравились мясом белого медведя...
21.09.10, 15:27, "User &" :
Лев Семенович, добрый день. Спасибо за информацию, мы обязательно выясним и, возможно, организуем погружение на тральщик в знак памяти о погибшией команде.
С уважением, Дмитрий
On Sun, 19 Sep 2010 12:09:15 +0400 (MSD), Матвеев Лев семёнович wrote
> Уважаемый Дмитрий, 29 декабря 1944г. тральщик ТЩ-37 (Т-883, "Двина") был торпедирован немецкой подводной лодкой U-995.Погибли 49 человек, в том числе брат моей супруги, Пушкин Николай. Координаты: Ш 68 град.07 мин.6 сек., Д 40 град.08 мин. Два других наших корабля ушли, не оказав помощи тонущим (один даже "гвардейский"). Командир немецкой лодки умер лишь в позапрошлом году уважаемым адвокатом. Его лодку можно видеть в музее и в кино. Если можно, какова глубина в этих местах? С наилучшими пожеланиями Матвеев Лев Семёнович
Дмитрию Орлову
Дорогой Дмитрий,
В Мурманске, в сквере на улице Шмидта возле Управления тралового флота находится стела в память тралфлотовскиих судов, погибших в годы Великой Отечественной войны. На большинстве табличек есть ошибки. Везде написано ТЩ, то есть тральщик: ТЩ-37, ТЩ-34..
Но таких наименований на Северном флоте не было. Все тральщики носили трёх-, а не двузначные номера. Тот же Т-37 (более известный нам как РТ "Двина") - на самом деле Т-883. И такое сплошь и рядом.
Во время войны РТ (рыболовные траулеры) вошли в состав Северного флота (не от хорошей жизни), поскольку кораблей вообще не хватало. Оставшиеся продолжали перевыполнять план по рыбе почти под огнём - так нужна была рыба. От этой затеи отказались уже в ходе войны.
Т-883 (до 25.06.1941 г. РТ-45 "Двина"). Построен в 1931 г.
Водоизмещение 1165 т. Размеры 50,7 х 9 х 4,5 м. ПМ 650 л.с. Скорость 10 узлов, дальность 4000 миль. Вооружение:2 Х 76,2 мм, 2 х 20 мм, 2 х 7,62 пулемёта, тралы Шульца, 2 змейковых, катерный, акустический, тихоходный охранитель от мин ТОК-1.
Экипаж 49 чел. Бывший рыболовный траулер Севгосрыбтреста. Мобилизован 25.061941 г., переоборудован в тральщик и 29.07.1941 г. вошёл в состав СФ. Носил бортовой номер 37.
Торпедирован 29.12.1944 г. германской подводной лодкой "U-995" у м. Святой Нос и затонул в тот же день.
Факс, который я направил Хессу.
24 августа 2006 г. в 16 ч. 54 мин. на номер: 81049503167717
Mr. H.-G. Hess,
My brother Nicolas Poushkin, born in 1923, reportedly perished on his minesweeper T-883 (T-37) (633 bt) on December 29, 1944, at the Svaytoy Nos Cap (squares AW2297-немецкие шифр-координаты).
If it is possible, I'd like to know the circumstances and more details.
My E-mail is:......
Hoping to receive Your response.
Mrs Natalie Poushkina
Немає коментарів:
Дописати коментар