понеділок, березня 14, 2011

К предстоящему Дню Подводника.Подводники вспоминают..

БЫЛА ЛИ "ХОЛОДНАЯ ВОЙНА"?

Была ли «холодная война» между СССР и США, об окончании которой вот уже несколько лет пишет вся мировая пресса. Эта война велась на море, в воздухе и на земле.  Хотел бы остановиться на одной, наиболее известной мне — подводной войне, которая в СМИ освещена недостаточно полно. У многих людей, не знакомых с фактами противодействия сил ВМС США и ВМФ СССР, естественно возникает вопрос: Была ли подводная война?
В последнее время в открытой печати появляется все больше материалов, в которых приводятся факты ведения скрытой подводной войны ВМС США против подводных лодок  ВМФ СССР на фоне «холодной войны». К таким фактам, на мой взгляд, следует отнести:
1. Возможно гибель советской рпк проекта 629А «К-129» 8 марта 1968 г. в Тихом океане в результате вероятного столкновения с американской пла «Суордвиш».
2. Гибель американской апл «Скорпион»  с двумя торпедами с ядерными боеголовками Mark-45 на борту со всем экипажем     ( 99 человек)  в мае 1968 года в районе Азорских островов в Атлантическом океане при невыясненных до сих пор обстоятельствах.
Журналист г-н Оффли утверждает, что на самом деле американская подлодка была потоплена советской атомной подводной лодкой класса «Эхо-2», которая после короткой подводной схватки выпустила по «Скорпиону» торпеду. Торпеда ударила «Скорпион» в корпус в районе центральной рубки и спустя 90 секунд после мощного взрыва американская подлодка, рассыпаясь на части, начала падать на океанское дно. Он считает, что уничтожение «Скорпиона» было «местью» советских подводников, считавших, что США были причастны к гибели советской подлодки К-129, ушедшей после взрыва на борту на дно со всем экипажем в составе 98 человек в Тихом океане в марте 1968 года.
3. Гибель советского  рпкСН проекта 667а «К-219» в Атлантическом океане  в августе 1986 г.
4. Гибель российской  пларк «Курск» в результате возможного столкновения ( или атаки) с американской апл в августе 2000 г. в Баренцевом море.
5. Множество случаев столкновения американских и советских подводных лодок.
6. Военные конфликты, когда возможно было применение атомного оружия. ( пларк  «К-172» пр.675м нанесение атомного удара по Израилю).
Вот  ещё несколько опасных контактов, которые могли привести к гибели подводных лодок.
1). Декабрь 1961 г. После окончания училища я получил назначение на пл проекта 613 «С-290» 19 бпл 6 эскпл ТОФ, которая базировалась в б. Малый Улисс г. Владивостока.
Командиром лодки  был капитан 2 ранга Кодес  А. А. В конце декабря пл занималась обеспечением БП надводных кораблей 10 эскадры ТОФ.
Это событие произошло в конце декабря. Эм проекта 56 , имеющий на борту 7 звезд за успехи в БП, готовился в дальний поход и должен был отработать несколько задач ПЛО по курсу БП. Для обеспечения была привлечена пл «С-290».
Мы заняли район № 47, который находится южнее острова Аскольд. Глубины в нем более 5000 м. Подошли на голосовую связь с миноносцем. Командиры договорились о маневрировании. Лодка погрузилась и начала маневрировать согласно требованиям флотских документов, определяющих порядок действия сил при обеспечении надводных кораблей.
После выполнения каждого маневра мы всплывали, подходили на голосовую связь и определялись на последующую работу. В этот день эм не везло. То ли была плохая гидроакустическая обстановка, то ли плохо работали акустики, но эсминец ни разу не смог атаковать нашу лодку.
Понимая сложность ситуации, командир лодки капитан 2 ранга Кодес предложил командиру эм «подставиться», чтобы последний смог атаковать пл и сдать задачу. Командир эм с возмущением отверг наше предложение. Мы погрузились и стали выполнять манёвр согласно схеме маневрирования.
Было 12 часов дня. Вахтенный офицер подал команду - «Команде обедать». Уходя на  обед,  командир приказал погрузиться с глубины 40 метров на глубину 80  м, что и было выполнено. Буквально через 2-3 минуты мы услышали шум торпеды похожий на свист. Первыми его обнаружили акустик и начальник службы «М» капитан м/с Волков  Ю.  Доктор  сказал, что, наконец, надводнички смогут выполнить свою задачу, а мы пойдем домой.
«Свист торпеды» был хорошо слышен всем членами экипажа. Акустик записал его на магнитофон, а вахтенный ЦП отметил в своем журнале  момент прохода торпеды над ЦП.
После всплытия в надводное положение, командир пл и командир эм переговорили между собой, и мы вернулись в базу.    Командир эсминца сказал ему, что торпедного оружия по нашей лодке он не применял. Чья это была торпеда неизвестно. Об этом можно было бы забыть, но  Кодес решил разобраться с этим случаем в базе.
В январе 1962 г. лодка наша находилась в заливе Владимира на рейдовом сборе 6 эскпл. Командир лодки из-за болезни прибыл позже. Собрав офицеров в кают-компании,  он сообщил, что встречался с начальником разведки эскадры капитаном 2 ранга Штыровым А.Т., которому поведал случай с семизвездным эсминцем. Анатолий Тихонович Штыров  совместно со специалистами 288 полигона М.О.СССР изучив записанные шумы торпеды, пришел в выводу:                     - Эм практической стрельбы с выпуском торпед по подводной цели при отработке задач ПЛО с нашей пл не выполнял.-В районе залива Петра Великого, где проходила отработка задач эм с пл, по данным разведки находилась американская пл.  - Вероятно, это была американская торпеда. В случае попадания в нашу пл, последняя была бы уничтожена и погрузилась бы на глубину более 5000 метров. Установить причину гибели лодки было бы невозможно.
2). В апреле 1970 г. рпкСН проекта 667а «К-399» под командованием капитана 1 ранга Катышева  А. П. отрабатывала элементы задачи № 3             -стрельбу торпедами по быстроходной одиноко идущей переменным зигзагом цели. В ходе выполнения стрельбы практическая торпеда была утеряна. Был организован поиск. Видимость в районе поиска менее 20 кбт. Нас обеспечивал СКР проекта 50 со старшим на борту командиром 26 дипл контр- адмиралом Корбаном  В. Я.
Для обнаружения торпеды рпкСН, СКР и торпедолов маневрировали в строю фронта со скоростью 10 узлов. В один момент со сторожевого корабля был обнаружен плавающий предмет желтого цвета полусферической формы. При попытке сблизиться с ним, скр по инерции левой скулой с полного хода ударил по этому предмету. После удара в этом месте было обнаружено пятно всплывшей ржавчины.
Через несколько дней в один из японских портов вошла американская лодка с погнутым подъемником перископа и разрушенным легким корпусом в районе боевой рубки.
Возможно, это было столкновение нашего скр с американской пл., к счастью не закончившееся трагедией.
Это только те два случая, свидетелем которых я был и о которых  нигде и никогда не слышал.
Возможно, были ещё случаи аварийных происшествий, которые известны только непосредственным участникам.

Немає коментарів: