неділю, березня 27, 2011

Судьба командира Лисина


 Недавно исполнилось 100 лет со дня рождения героя-моряка Сергея Лисина. Ветераны ВМФ просят увековичь его имя хотябы в родном городе — Саратове. Лисин, командир подлодки «С-7», был одним из самых эффективных подводников времен Второй мировой войны. Даже легендарный Александр Маринеско уступает Лисину по количеству и тоннажу потопленных вражеских судов.


При этом судьба дала подводнику возможность проявить талант боевого офицера лишь в одном походе — на Балтике, летом 1942 года. Во втором походе, 21 октября 1942 года его «С-7» была торпедирована финской подлодкой. Лишь несколько лет назад аквалангисты обнаружили погибшую субмарину в территориальных водах Швеции, в районе маяка Седерарм. Это место ныне объявлено воинским захоронением. Впрочем, сам командир Лисин пережил гибель своего экипажа. Но, обо всем по порядку.
Сергей Лисин родился в Саратове, на улице Шелковичной, за вокзалом. После школы уехал работать на сталинградский тракторный завод. Служил на флоте и остался в ВМФ. Окончил Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Добровольцем воевал против фашистов в Испании в 1937-38 годах. По возвращению на Родину был назначен командиром новой средней лодки «С-7».
Летом 1942 года, форсировав противолодочные заграждения Финского залива «С-7» вышла в Балтийское море. За полтора месяца похода лодка Сергея Лисина потопила торпедами и артилерией 4 крупных транспорта противника — корабли «Margareta», «Lulea», «Kathe», «Pohjanlahti». Также удалось сильно повредить транспорт «Ellen Larsen». На одном из судов экипаж лодки захватил пленных и секретные документы — схемы, минирования и противолодочных заграждений. За этот рейд капитану 3-го ранга Лисину было присвоено звание Героя Советского Союза. Весь экипаж лодки наградили орденами Красного Знамени. Увы, приказ о награждении был подписан 18 октября, а через три дня экипаж «С-7» уже покоился на дне Балтики. Сам Сергей Лисин узнал о присвоении ему звания Героя в финском плену.
В истории гибели знаменитой субмарины «С-7» много загадочного. Большинство военных аналитиков считают, что Сергей Лисин и его моряки оказались жертвами предательства. Причем, предательства на самом высоком уровне — на уровне командования Балтфлота.
Вот как было дело:
В октябре 1942 года, преодолев в режиме радиомолчания противолодочные заграждения Финского залива, субмарина Лисина вышла в Балтику. Ночью 21 октября лодка всплыла, что бы уточнить свое месторасположение по шведским маякам. Командир и еще трое моряков стояли на мостике, когда раздался страшный взрыв — в «С-7» попала торпеда. Лодка мгновенно затонула, а моряков с мостика выбросило в волны осенней Балтики.
Как рассказывал позже сам Сергей Лисин: «Я и сигнальщики Субботин и Оленин увидели нестерпимо яркую вспышку, услышали взрыв. Нас швырнуло в ледяную черную воду. Придя в себя, услышал свист. Подплыл Оленин — это свистел он. На свист отозвался и трюмный матрос Куница. Вдалеке спокойно мигал шведский маяк. Я сказал: «Там Швеция, попробуем доплыть». Это была слабая надежда, силы уже покидали. Тут увидели как к нам медленно приближается корабль. Это была подводная лодка, с нее раздался незнакомый говор. Финны! Именно эта лодка торпедировала «С-7». Нас, обессиленных, контуженных, окоченевших, вытаскивали баграми».
Еще Лисин рассказал о том, что командир финской подводной лодки «Vesihiisi» («Водяной»), капитан-лейтенант Олави Айтолла, заявил, что ждал советских подводников, так как знал время их выхода из Кронштадта. Это была западня. Сам Лисин предполагал, что в руки немцев попал морской шифр, позволявший им читать радиограммы балтийцев. Следом за «С-7» финны подстерегли и потопили в том же районе еще две советские подлодки.
Версия о перехваченном шифре позже не подтвердилась. Видимо, имело место прямое предательство кого-то из высших офицеров Балтфлота. Косвенно это подтверждает тот факт, что Сергею Лисину и оставшимся в живых морякам после плена сразу вернули звания и награды. Расследования причин гибели лодки не проводилось — похоже, на тот момент спецслужбы уже вычислили и «нейтрализовали» предателя. Имя его, вероятно, мы никогда не узнаем. В этом есть момент высшей справедливости — крыса осталась безымянной, а имя Сергея Лисина известно России. Впрочем, тут имеются пробелы. В Саратове, например, почему-то до сих пор нет памятника герою-подводнику, нет и улицы его имени.

Председатель общественной организации ветеранов ВМФ «Саратовское морское собрание» Владислав Иванов:
Саратов в советское время был прикреплен к военно-морскому училищу подводного плавания в Ленининграде. Поэтому в городе много ветеранов-подводников. В том числе командиров подводных лодок. Олег Расторгуев, Юрий Шулико, например — командиры атомных подводных лодок, кавторанги. Наше морское собрание объединяет около 90 человек. А всего в Саратове живет около 18 тысяч человек, так или иначе прошедших через ВМФ.
С Сергеем Лисиным такая история: Балтика была насквозь нашпигована минными заграждениями, там было очень трудно маневрировать. Немцы и фины постарались — перекрыли все выходы из Финского залива. То, что совершил Лисин во время походов, это величайший подвиг. Почему о нем забыли?
Финской подводной лодке, «Vesihiisi», потопившей «С-7», стоит памятник в Хельсинки, а даже на родине, в Саратове, нет монумента Лисину. Капитан финской лодки Олави Айтолла — национальный герой Финляндии, а о Сергее Лисине, который по эффективности превзошел всех командиров подлодок того времени, почти ничто не напоминает. Пока все, что нам удалось сделать: открыть мемориальную доску посвященную Лисину на Второй кадетской школе. Сейчас хотим подключить краеведов, что бы выяснить — уцелел ли дом семьи Лисиных? Он последние годы жил в Санкт-Петербурге, но три раза приезжал на родину.
Начиная с 2004 года офицеры «Саратовского морского собрания» пишут ходатайства к администрации города о присвоении какой-нибудь улице Саратова имени Лисина. Вопрос так и не рассмотрен. 
Саратов.

Немає коментарів: