ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, квітня 11, 2011

Второе рождение дизельной подводной лодки "С-189"

  У стенки Канонерского завода Санкт-Петербурга стоит знакомая многим поколениям подводников дизель-электрическая лодка. Это ныне единственный в России раритет из первого послевоенного советского проекта лодок 613 проекта.Строительство самой большой по объему серии из 215 подлодок осуществлялось в 1950-58 гг. на четырех советских заводах: Ленинграда, Горького, Николаева и Комсомольска-на-Амуре. Больше половины лодок построено на СЗ «Красное Сормово» (ныне Нижний Новгород), в месяц со стапелей этого завода сходило до трех единиц. 50-е годы прошлого века были периодом массового строительства подлодок в Советском Союзе. Годовая программа доходила до 74 единиц, каждые пять дней ВМФ получал по одной лодке.

Средняя ПЛ 613 проекта водоизмещением около 1050 т (ЦКБ-18, главный конструктор В.Н. Перегудов, затем последовательно Я.Е. Евграфов и З.А. Дерибин) стала продолжением проекта средней ПЛ, разрабатываемого еще в 1942-44 гг., с последующим учетом материалов по конструкциям некоторых трофейных лодок. По сравнению с довоенными лодками она обрела более высокие ходовые, маневренные, тактико-технические качества, вдвое увеличенную глубину погружения, значительно совершенное вооружение (6 торп. аппаратов и 12 торпед) и оборудование.
Позднее ряд технических решений, примененных при создании 613 проекта, нашли широкое использование в последующих советских проектах дизель-электрических лодок. А некоторые из них переоборудовались под носители ракетного оружия, модернизировались под увеличенную автономность (45 суток - 26 единиц). Впервые с ПЛ
С-144 (командир Г. Лазарев) в октябре 1957 г. на Новоземельском полигоне был произведен боевой пуск отечественной торпеды с ядерным зарядом.
Удачные и технически надежные лодки (только одна тихоокеанская «С-178» из всех 215 ПЛ затонула в результате столкновения с судном) явились отличной школой для подводников нескольких поколений, особенно при освоении разных широт Мирового океана и несении боевой службы в годы «холодной» войны.
Многие известные подводники, в т.ч. адмиралы и ставшие Героями Советского Союза атомники, получали опыт и настоящую закалку, плавая в разных широтах на 613-х (адмиралы В.Н. Чернавин, А.П. Михайловский, Р.А. Голосов, Л.А. Матушкин и др.) Адмирал В.Н. Поникаровский, в бытность командиром
С-87 в 1956 году с Камчатки совершил впервые поход на полную автономность в северной части Тихого океана. На Севере и Черном море подобные походы в середине 50-х годов совершили соответственно экипажи С-164 под командованием капитана 3 ранга Т.А. Лозовского и С-70 под командованием капитана 3 ранга Л.Ф. Рыбалко.
Автор этих строк, командуя С-360, впервые вместе еще с тремя «эсками» в период 1958-1961 гг. перейдя с Балтики, осваивал Средиземноморский театр, базируясь в албанских терводах. В тот период там была образована целая отдельная бригада лодок 613 проекта под командованием контр-адмирала С.Г. Егорова, противостоя пиратским проискам 6-го оперативного флота США и заодно обучая четыре албанских экипажа на передаваемых наших лодках.
Примечательно, что эти лодки в ВМС Албании были в строю до 90-х годов и по имеющимся сведениям 613-е «долгожители» там находятся на плаву. Свидетельствует это полученная мною от бывших друзей книга с фотоиллюстрациями. Кроме Албании почти четыре десятка таких лодок были переданы ВМС Египта, Индонезии, Китая и другим дружественным нам тогда странам. В Китае по переданной нами документации строились подобные субмарины самостоятельно.
Раритетная отечественная лодка, о которой пойдет речь ниже,
С-189 - детище Балтийского завода, закладывалась она весной 1954 года, а уже через год по завершению госиспытаний и подписанию приемного акта, вошла в состав Кронштадтской БПЛ Краснознаменного Балтийского флота. Ее корабельная судьба, как и у большинства собратьев, охватила более 30 лет подводной службы. До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров, которыми в разное время командовали (судя по архивному историческому журналу) 12 командиров. Первым был капитан 3 ранга Н.А. Мышкин, а последним - капитан 2 ранга С.А. Ведров, поставивший лодку в консервацию.
Перестроечные ветры перемен 80-х годов в стране, как известно, переросли в штормовую «демореволюцию», а с ней и «демилитаризацию» страны с развалом армии и флота и всего Советского Союза. Последующие ельцинско-гайдаровские реформы в разной мере сказались на судьбе каждого «россиянина» и горько отразились на военной и морской мощи Отечества. Корабли ВМФ сотнями переводились в «отстой», ставились на утилизацию и на продажу, а некоторые были просто брошены в прибалтийских портах при их «срочном оставлении».
После службы в ГШ ВМФ моим последним местожительством стал Санкт-Петербург. Потянуло посмотреть на места, где начиналась подводная служба в первые послевоенные годы. Бывшая Кронштадтская крепость в конце 90-х гг. предстала предо мной в плачевном виде. У причалов Купеческой гавани, где когда-то швартовались десятки больших, средних и малых подводных лодок, сиротливо стояли поржавевшие 4 «субмарины» 641 и 613 проекта. Одна из них с солидным креном удерживалась от переворачивания швартовыми концами. И это все, что осталось от некогда мощных подводных сил Балтийского флота. А больше всего удивила, как возмутительный факт, торчащая у другого причала рубка почти затопленной лодки, до боли знакомого мне очертания.
Вскоре удалось выяснить, что здесь нашла свой бесславный конец (погрузившись на грунт из-за потери плавучести) ПЛ «С-189», списанная в ОФИ и оказавшаяся беспризорной, зато доступной любителям цветных металлов. На подъем лодки у ЛенВМБ не было средств, так и ждала она иной участи шесть лет, пока не родилась идея сделать ее «музейной».

Немає коментарів:

Дописати коментар