ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

вівторок, квітня 12, 2011

Подводные лодки на пьедесталах

В Североморске стоит на пьедестале подводная лодка «К-21». Она из семейства самых больших (по водоизмещению), наиболее быстроходных и мощных по вооружению дизельных подводных лодок, построенных до войны. Крейсерская (типа «К») лодка водоизмещением более 2 тыс. т и длиной около 100 м имела на вооружении 10 торпедных аппаратов (6 носовых и 4 кормовых), 2—100-мм и 2—45-мм орудия, 2 пулемета и брала с собой 24 торпеды и 20 морских мин.
Осенью 1941 г. «К-21» совершила переход по внутренним водным путям из блокированного врагом Ленинграда в Баренцево море. Командовал лодкой прославленный полярный подводник Герой Советского Союза Николай Александрович Лунин. В первом же боевом походе «К-21» ночью поставила заграждение из 11 мин в проливе Бест-Сунн, уже утром 27.11.1941 здесь подорвался и затонул норвежский транспорт «Bessheim». Ярким эпизодом службы ПЛ «К-21» стала атака на немецкий линейный корабль «Тирпиц» 5 июля 1942 года.


«К-21» смело вышла в атаку на вражескую эскадру, состоявшую из линкора «Тирпиц», тяжелых крейсеров «Адмирал Шеер» и «Хиппер» и 9 эскадренных миноносцев, которую немецкое командование послало для разгрома конвоя союзников «PQ-17», следовавшего из Исландии в Мурманск.Эскадра шла противолодочным зигзагом. Первыми шли эсминцы типа «Карл Галстер», они прикрывали собой линкор и крейсера от возможных атак из-под воды. Над эскадрой кружили немецкие гидросамолёты «Арадо». Командир лодки Н. А. Лунин принял решение атаковать. «К-21» проскочила барьер эсминцев и прошла внутрь ордера. Сблизившись на дистанцию 18 кабельтовых, подводники произвели четырёхторпедный залп из кормовых торпедных аппаратов по флагманскому кораблю — линкору «Тирпиц». Акустик и члены экипажа в отсеках подводной лодки слышали два взрыва. Однако ,после войны, в немецких документах историками не было найдено подтверждений попаданиям торпед в линкор, немцы даже не зафиксировали самого факта атаки. Историк М.Э. Морозов считает, что торпеды в линкор попасть не могли ввиду слишком большого расстояния, а происхождение взрывов объясняет подрывом торпед после удара о дно. Несмотря на это, версия о попадании торпед (или торпеды) К-21 в «Тирпиц» имеет некоторое число сторонников. Дерзкая атака советских подводников хотя и не нанесла потерь врагу, но заставила гитлеровцев вернуть свою эскадру обратно...На счету «К-21» минный заградитель, сторожевой и противолодочный корабли, миноносцы и несколько транспортов противника. Всего лодка одержала 15 побед и Указом Президиума Верховного Совета СССР награждена орденом Красного Знамени. После вывода из состава, лодка около 20 лет служила тренировочной базой для отработки борьбы за живучесть, а в 1981 году была установлена на постамент в качестве музея....
п/л "К-21"


К 30-летию Победы в Великой Отечественной войне во Владивостоке в 1975 г. на пьедестал Вечной Славы установлена подводная лодка «С-56». «С-56» привлекает к себе внимание не только тем, что является представительницей знаменитой серии «С» — средних дизельных подводных лодок ВМФ СССР, которые активно участвовали в боевых действиях в годы войны. Эти лодки отечественной конструкции и постройки имели водоизмещение до 1 Тыс. т, длину около 80 м и вооружались 6 торпедными аппаратами (4 носовых, 2 кормовых) и 2 орудиями (100-мм и 45-мм калибра). «С-56» вступила в строй в октябре 1941 г. Через год она получила приказ: совершить переход с Тихоокеанского флота на Северный.Сто пятьдесят суток пути через Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый океаны, через моря: Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Гренландское, Норвежское и Баренцево прошли советские подводные лодки, преодолевая штормы и ураганы, тропический зной и полярную пургу, прорываясь через минные поля, уклоняясь от торпедных атак и бомбовых ударов противника. А это 16 700 миль (31 тыс. км)! Уже в марте 1943 г. из Полярного «С-56» вышла в первый боевой поход и потопила 2 вражеских транспорта. Всего за 1943—1945 гг. лодка совершила 8 боевых походов на морские коммуникации противника. На ее счету 13 потопленных и 2 поврежденных боевых корабля и транспорта врага. За время Великой Отечественной Войны, «С-56» 19 раз объявлялась погибшей. За исключительное мужество и героизм личного состава лодка была награждена орденом Красного Знамени (31 марта 1944 г.), а 23 февраля 1945 г. она стала гвардейской. Весь личный состав лодки награжден орденами и медалями, а командир — капитан 2-го ранга Г. И. Щедрин — стал Героем Советского Союза. После окончания боевых действий «С-56» продолжила службу на Северном флоте, а в 1953 году вернулась на Тихоокеанский флот, только на этот раз — Северным морским путем, завершив «кругосветку».

«С-56» входит в мемориальный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота». На ее палубной надстройке изображена Красная звезда, российская символика отсутствует.

 

Немає коментарів:

Дописати коментар