ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятниця, квітня 22, 2011

Василий Гудела: "В Чернобыле нас бросили в самое пекло"

Василий Гудела
Радио Свобода, 22.04.2011
Кто они, чернобыльские ликвидаторы? Что имеют за свои подвиги в борьбе с "мирного атома"? Чем живут? Что хотят сказать потомкам и тем, кто планирует строительство в пострадавшей от радиации Беларуси собственной атомной станции?
В серии репортажей "Люди в" зоне "- рассказ о чернобыльского ликвидатора Василия Гулая из Речицы.
http://www.postchernobyl.kiev.ua/vasil-gulaj-u-charnobyli-nas-kinuli-%D1%9E-samae-pekla/ 


В "чернобыльский год" Василию гудела было тридцать второй Он делал мотористы цэмэнтнага агрегату в тампанажнай управлении производственного объединения "Белоруснефть".
Его с такими же специалистами и бросили в самое пекло: помогать возводить саркофаг над разрушенным реактором - такую ​​бетонных рубашку, чтобы унять выброс смертельно опасных изотопов:
"Я и все, кто со мной тогда работал, они были именно с тампанажнай управы. Мы могли гнать жидкий цемент на этот саркофаг. Мы у центрального входа разместили агрегаты и гнали жидкий цемент. Двоих из наших послали на открытые лучи. Они раскатывали трубы. Одного уже нет на свете, а второй, как говорят, на ладан дышит ".
После первой командировки на Чернобыльскую АЭС и небольшого отдыха Василия и таких же, как он, тампанажникав направили на 20 дней в 30-километровую зону в Наровлянский район. Бурили и крепили Радамлянскую скважины № 10, чтобы закачать в недра из каналов вокруг АЭС радиоактивную воду. Но земля почему-то не приняла ту воду, и затею бросили.
Василия имелись в 1987 году и третий раз послать в "зону", но медики нашли в кардиограммы какие-то огрехи, и его больше не трогали.
Ликвидатор немного сожалеет, что в "зоне" тогда не было Александра Лукашенко:
Очень плохо, что с нами не было Александра Григорьевича ...
"Очень плохо, что с нами не было Александра Григорьевича. Не потому, чтобы у него там здоровье ухудшилось - пусть он, как говорят, до ста лет живет. Я из-за того, что если бы он был с нами, то мы были бы, как во времена Брежнева те, кто был на "Малой земли".
Какой-то чувствительный заботу о ликвидаторах, как считает господин гудела, был разве только перед концом бывшего Союза и в начале новейшей истории Беларуси. Начиная с 1995 года, помощи ликвидаторам урэзвалися и урезались, и теперь они отведен почти до нуля:
Дают мизерную добавку к пенсии - 30 тысяч ...
"Дают мизерную добавку к пенсии - 30 тысяч. Грубо говоря, 10 долларов. Мы обращались и в парламент, и к президенту. Но нам сказали, что деньги очень нужны для того, чтобы реанимировать земли, которые заражены радиацией, и они это делают. Иначе говоря, наши деньги зарывали в землю, чтобы в этой "чистой земли" нас аккуратненько похоронить ".
Василий гудела, еще работая в Наровлянском районе, начал помогать своим коллегам, чтобы им засчитали работу как командировку в "зону".
Вскоре гудела создает в Речице ли не первую в стране общественную организацию чернобыльцев. Он начал добиваться и повышения рабочей квалификации тампанажникав. У кого был 5 разряд, тот получил шестой Для некоторых категорий администрация вынуждена была ввести 7 и 8 разряды. Около сотни рабочих были благодарны гудела.
Однако руководству это не очень нравилось. Более мелкие начальники начали интерес за "защитником рабочих", ловить на разных мелочах. И в конце концов уволили якобы за систематическое нарушение трудового распорядка.
Василий три года был без работы, перебивался случайными заработками. А у него семья - жена, двое сыновей.
Наконец ликвидатор, имея еще право на бесплатный проезд в пригородном транспорте, отправился в путешествие. На 25-ти дызэль-поездах и электричках, на попутном транспорте, с пересадками и ожиданиями добрался к разработкам российских нефтяных месторождений в Ямало-Ненецком автономном округе. Устроился на буровую "Роснефти", и там еще работал 12 с лишним лет - на дополнение к 22-х в "Белоруснефти".
Российские нефтяные структуры не лучшим образом поступали с белорусами - не всегда платили за них в фонд социальной защиты. В результате не вся работа на Севере заличвалася в стаж.
Василий начал обращаться в российский суд, чтобы восстановить справедливость - за себя и за десятки других обманутых:
"В России отношение такое равнодушное: мол, мы вас никуда не посылали, вы из другой страны. Нам не давали чернобыльских отпусков. Но в России можно что-то через суд доказать. С горем пополам, но суды работают. Где-то для полусотни нефтяников мне удалось восстановить их трудовой стаж ".
Свою чернобыльскую организацию в Речице гудела защитить не смог. Ее закрыли через местный суд по причине отсутствия юридического адреса в нежилом помещении. Тогда Василий вступил в Объединенную гражданскую партию.
К новой атомной станции, которую белорусские власти собираются строить в Островецком районе на Гродненщине, чернобыльский ликвидатор относится негативно. Считает, что с таким уровнем строительства, как в Беларуси и России, проблемы на АЭС, скорее всего, будут. И вряд ли найдутся желающие снова лезть в ядерное пекло:
"Люди, которые смотрят, как ко мне отнеслись, вряд ли будут беспокоиться. Не найдешь глупых, чтобы они пошли что-то защищать. Родина тоже должна думать о тех, кто ее защищал. А мы спасали не только свою родину, но и Европу от этой атомной чумы ".

Немає коментарів:

Дописати коментар