вівторок, квітня 19, 2011

Атомная субмарина первого поколения СССР "К-27" - ВОЕННО-МОРСКОМУ ФЛОТУ



         Говорить о том, что дала ПЛА "К-27" Военно-морскому флоту, - это значит еще и еще раз повторять, что она определила новое направление в атомной энергетике Флота, стимулировала разработку новых технологий в приборостроении, машиностроении и судостроении, определила основы безопасной эксплуатации ЯЭУ с ЖМТ, проложила дорогу атомным кораблям
в экваториальную Атлантику и Средиземное море, отработала экономические режимы движения ПЛА под водой и принципы энергосбережения, показала определенные преимущества отечественных ПЛА перед вероятным "противником", что дало возможность впервые организовать эффективный поиск и преследование их ПЛА, позволила проявить экипажу мужество и героизм в сложнейших, подчас экстремальных, жизненных ситуациях, привила людям фанатичную, в лучшем смысле этого слова, преданность Родине, ВМФ и общему делу.
           Тот, кто носил флотские погоны знает, что такое командовать соединением кораблей, какая колоссальная ответственность при этом лежит на тебе за технику и людей. Под это тяжелое бремя подставили свои могучие плечи наши сослуживцы по "К-27" вице-адмирал Томко Е.А., контр адмиралы Умрихин Г.М. и Наумов В.В.. Высокими организаторскими способностями, талантом анализа, быстрого реагирования и принятия решений, умением планировать работу подчиненных коллективов должны обладать штабные работники, и тем более начальники штабов. Кстати большинство командиров на флоте проходит через ту или иную штабную работу. В штабах различного уровня плодотворно работали наши товарищи по "К-27" капитаны 1 ранга Гуляев И.И.(Ленинград, ОБ СиРК), Леонов П.Ф.(оперативное управление штаба Балтфлота) и Окованцев Н.Д.(ТОФ). А как нужно любить своих подчиненных, видеть в них прежде всего людей, умело использовать их сильные стороны м прощать слабости, чтобы стать уважаемым в коллективе политработником. Такими были наши замполиты капитаны 1 ранга Петухов М.А.(начПО соединения СФ) и Анисов В.В.().
         Работа в Главных управлениях ВМФ - это не подарок судьбы. Она требует фундаментальной инженерной подготовки, огромного опыта напряженной флотской корабельной службы, энциклопедических знаний в различных областях науки, глубокого знания структуры и производственной организации "оборонки", а также просто коммуникабельности. Это великолепно продемонстрировали наши офицеры с "К-27" капитаны 1 ранга Шпаков А.В.(старший офицер - начальник группы отдела Управления подводных лодок ГУК ВМФ) и Васин А.Т.(начальник отдела ГТУ ВМФ). Если сказать, что они на протяжении многих лет полностью отдавали себя службе, принося огромную пользу Флоту, не сказать ничего. Одна маленькая деталь. Анатолий Тимофеевич скончался на своем рабочем месте, за своим рабочим столом.
         Огромная ответственность ложится на тех кто служит в региональных представительствах МО Военной приемки. Здесь приходится решать менее глобальные задачи, чем в Центральных управлениях ВМФ, но так же необходимо быть подлинным асом своей специализации и сочетать высокую принципиальность с дипломатией. Эти специалисты, постоянно работающие на
оборонном предприятии, живущие в городе, где оно расположено, иногда в условиях далеких от нормальных, являются как бы буфером между промышленностью и Флотом. В твоих руках, с одной стороны заработки рабочих, с другой стороны, здоровье, а нередко и жизни твоих флотских
товарищей. И наверное,
не их вина, что ни один корабль не ушел с завода без длинного списка технических неисправностей, недоделок, рекламаций и гарантийных писем. И все таки они всегда к этому стремились, по крайней мере, те, кто ранее служил на "К-27". Великолепную школу Военной приемки прошли Шпаков А.В. (военпред 1047 ВП МО ФЭИ МСМ г. Обнинск и старший
военпред-руководитель 659 ВП МО ОКБ "Гидропресс" г. Подольск), капитан 1-го ранга Комов Ю.В. (Военпред 750,659 ВМПО г.Подольск,4139 ВМПО г.Москва), капитан 3
ранга Филофеев А.И.(ВП МО г. Киев) и другие.                                                                                                                                                                                                                        Более простое положение у тех офицеров, кто просто попадал в Госкомиссию по приемке ПЛА и других объектов. Работа тоже требующая знаний, но ограниченная каким-то определенным сроком деятельности и полностью развязывающая руки во взаимотношениях с заводчанами. Так старший лейтенант Мартем'ьянов И. Н. участвовал в приемке СУЗ и КИП 8-й ПЛА пр. 627А "К-133" в  1966 г. Позднее, будучи капитаном 2 ранга, он давал "добро" на работу действующего учебного реактора "УР-5" ВВМИОЛУ им. Ф.Э. Дзержинского.
         Среди других организаций Военно-морского флота особняком стоят Учебные центры ВМФ. С одной стороны это учебные заведения высочайшей квалификации, где проходят теоретическую и практическую подготовку практически все атомные подводники, независимо от специальности, занимаемой должности и воинского звания. Экипаж как коллектив и боевая единица складывается именно в УЦ ВМФ. С другой стороны, Свидетельство об окончании УЦ ВМФ не является документом о государственном образовании, действует только в системе ВМФ, ведь без него тебя просто не допускают к исполнению своих должностных обязанностей на корабле. Начало этой форме подготовки подводников в ВМФ было положено созданием 16 УЦ ВМФ в Обнинске в 1955 г. 7 марта 1956 г. был принят в эксплуатацию Стенд-прототип "27/ВМ" для отработки режимов ГЭУ и экипажей водо-водяных ПЛА, а спустя три года 12 марта 1959 г. Стенд-прототип "27/ВТ" для отработки режимов ГЭУ и экипажей ПЛА с ЖМТ в ФЭИ.
         Именно в 16 УЦ ВМФ была организована теоретическая подготовка по специальности, а практическую подготовку экипаж проходил на упомянутом выше стенде-прототипе "27/ВТ", представляющем собой полномасштабшый борт энергетических отсеков пр. 645. где был произведен физический пуск его реактора и первыми, кто, кроме персонала стенда пришел управлять реактором, другими техническими средствами и механизмами ГЭУ были офицеры, матросы и старшины первого экипажа ПЛА "К-27". Затем тем же путем прошел 2-й экипаж. Так было вплоть до 1962 г., т.е. до спуска ПЛА на воду. За это время у экипажа и с л/с УЦ ВМФ, и с персоналом Стенда-прототипа "27/ВТ" сложились хорошие деловые отношения. Поэтому когда в экипаже произошли кадровые сокращения в 1960 г., некоторые наши офицеры были переведены для дальнейшей службы в учебные циклы УЦ, связав с Обнинском всю свою жизнь, а с 16 УЦ ВМФ всю воинскую службу. Это был ст.лейтенанты Масленников Яков Степанович (впоследствии капитан 1 ранга),Кузьмин Михаил Антонович. После окончания швартовых, ходовых и государственных испытаний еще одна группа наших офицеров ушла служить преподавателями в 16 УЦ ВМФ. Это были люди, имевшие большой опыт службы на ПЛА "К-27", воинские звания капитанов-лейтенантов и высокий служебный уровень: Колмыченко А.Г. - 1-й КГАТ, Конобрицкий Г.М. - 3-й КГДУ (позднее оба капитаны 1 ранга), и Саенко Б.И. - командир ЭТД 2-го экипажа. После 1-го автономного похода к ним присоединился капитан-лейтенант В.А. Полубояринов - 2-й КГАТ, (позднее капитан 2 ранга, награжденный орденом Красного Знамени), а после аварии капитан 3 ранга Полетаев СМ. -командир БЧ-У 2-го экипажа (позднее капитан 1 ранга, награжденный за поход орденом Красной Звезды). Таким образом, ЖМТ-направление оказалось, представленным в УЦ серьезной группировкой, едва ли ни самых знающих свою специальность и самых опытных офицеров ПЛА "К-27". Уровень подготовки, которую давал экипажам 16 УЦ ВМФ был чрезвычайно высок, но поскольку его техническая база была ориентирована на ПЛА 1-го поколения, было решено создать УЦ ВМФ, ориентированный на 2-е поколение в Палдисски, Эстонской ССР, а затем УЦ ВМФ, ориентированный на последующие поколения ПЛА в г. Сосновый Бор Ленинградской области. Естественно, что преподавательский состав нужно было формировать из специалистов, знающих структуру УЦ, владеющих методикой преподавания теории и практики и личный опыт преподавательской работы. Именно поэтому в УЦ ВМФ в Сосновый бор отправились служить Колмыченко А,Г„ Полетаев С,М, и Полубояринов В,А,. Там же вплоть ло демобилизации служил мичман Ламцов Виктор Михайлович, старшина команды машинистов турбогенераторщиков. Они стояли у истоков создания сосновоборского УЦ и во многом способствовали его превращению в высококлассный центр подготовки атомных подводников для современных ПЛА
         Благодаря военному таланту флотоводцев, служивших на ПЛА "К-27" или в процессе службы ставших большими друзьями и нештатными членами ее экипажа адмирала, Героя Советского Союза Михайловского А.П., вице-адмиралов, Героев Советского Союза Чернова В.Д. и Томко Е.А. было осознано, что не атомной энергетикой единой жив боевой корабль. Им надо управлять, необходимо грамотно с высокой эффективностью использовать ракетное и торпедное оружие, умело бороться за живучесть корабля и технических средств. А для этого необходимо иметь центры подготовки и тренировки непосредственно в местах базирования. Сначала в 1-й Краснознаменной флотилии, а затем в других объединениях и соединениях ПЛА стали создаваться учебные центры, комплексные тренажеры, учебно-тренировочные станции, специальные кабинеты с действующими механизмами, системами и приборами. Так в создании электромеханического кабинета УЦ 17-й Дивизии ПЛА СФ в Гремихе и его эффективном использовании для практической подготовки КГАТ и КЭТГ на протяжении нескольких лет принимал активное участие заместитель, начальника кабинета капитан 3 ранга Братченко Е.А., бывший КТГ ПЛА "К-27", участник 1-го автономного похода.
         Нельзя не вспомнить тех, кто с интервалом в год сходили в две автономки, что по тем временам, уже само по себе можно считать подвигом. Это помощник командира корабля капитан-лейтенант Фытов Г.А., награжденный орденом Красного Знамени, и сразу после второго похода допущенный к самостоятельному управлению ПЛА "К-27", а после аварии 1968 г., назначенный Врио командира; капитаны 3 ранга Полетаев СМ. в первом походе 1-й управленец, а в о втором -командир Дивизиона движения, награжденный орденом Красной Звезды, и Комов Ю.В., в первом походе - КГДУ, во втором - командир Дивизиона живучести, награжденный орденом Красной Звезды; командир штурманской боевой части капитан-лейтенант Милованов В.Н., награжденный орденом Красного Знамени; начальник Медицинской службы корабля, майор м/с Б.И. Ефремов, награжденный орденом "Красной Звезды", капитан-лейтенант Нечипоренко В.Д., в первом походе -КЭТГ, а во втором уже командир ЭТД, награжденный орденом Красной Звезды; капитан-лейтенант Придатко В.А., КГДУ, в 1-м походе командир реакторного отсека, награжденный орденом Красной Звезды, интендант мичман Бересневич Г.И., награжденный медалью "За боевые заслуги", главный старшина Ганжа Н.Я. , старшина реакторного отсека, награжденный орденом Красной Знамени , и некоторые другие матросы и старшины.

Немає коментарів: