середу, квітня 13, 2011

Не скажет ни камень, ни крест...

Сегодня на дне Мирового океана покоятся 6 атомных подводных лодок: две американские "Трешер" и "Скорпион", четыре советские К-8, K-219, К-278 "Комсомолец", K-27. Если посмотреть статистику подводных катастроф, сопоставить число погибших в мирное время субмарин с их общим количеством, то в СССР из 535 построенных подводных лодок различных классов затонуло 6 кораблей, то есть 1 погибшая лодка на 89 находящихся в строю. В США - 1 корабль к 33 действующим.
Самый плохой показатель у Франции: из имевшихся после войны 35 субмарин затонуло 5 лодок. Правда, две из них были трофейными, а одна английская - еще военной постройки. К сожалению, нашей стране этой статистикой гордиться не приходится: за каждой катастрофой - утраченные человеческие жизни, перед которыми меркнут все достижения технического прогресса по обеспечению живучести подводных кораблей.

Эту истину экипаж "Комсомольца" познал сполна. 7 апреля 1989 года крейсер возвращался с боевой службы в водах Норвежского моря, идя на глубине 160 метров. В 11.03 по московскому времени в 180 км к юго-западу от острова Медвежий на лодке была объявлена аварийная тревога: в 7-м отсеке возник пожар. Через 11 минут с момента начала пожара АПЛ всплыла на поверхность. Пожар был настолько сильным, что произошла разгерметизация системы воздуха высокого давления. Это способствовало усилению пожара. Борьба за живучесть корабля, которую вел экипаж, результатов не дала. Из 7-го отсека огонь перекинулся в соседние помещения. Подводная лодка лишилась электроэнергии и запаса воздуха высокого давления. Короткое замыкание привело к срабатыванию аварийной защиты реактора атомной энергоустановки. К 17.00 начал резко возрастать дифферент на корму из-за поступившей внутрь корабля забортной воды. В результате АПЛ стала стремительно терять запас плавучести и продольную остойчивость. Командир корабля капитан 1 ранга Евгений Ванин дал приказ на эвакуацию экипажа.

Однако спасательных плотов было недостаточно. Некоторые из них попросту не раскрылись. Другие, сброшенные с самолетов, оказались слишком далеко от терпящего бедствие экипажа, и моряки не смогли ими воспользоваться. В 17.08 подводная лодка пошла на дно. Погибли командир и 41 член экипажа. Подошедшая к месту трагедии через 81 минуту плавбаза "Александр Хлобыстов" взяла на борт 27 оставшихся на поверхности моря подводников и тела 5 погибших.



Немає коментарів: