ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятницю, квітня 15, 2011

ВЗРЫВ НА БОРТУ АТОМНОЙ СУБМАРИНЫ
Рано или поздно негативные явления, происходящие в армии, становятся достоянием общественности. Но поначалу с бесподобной прямолинейностью они почти всегда скрываются. Сначала пытались скрывать факт существования в армии "дедовщины" как явления повсеместного.

http://kamtime.ru/old/archive/24_11_2004/1.shtml
Потом факт гибели "Курска". Примеров более чем достаточно. Армия стала тем органом, который серьезно болен, но наличие болезни тщательно не замечается военачальниками. Среди последних попыток "умолчать" и "похоронить" была гибель солдата БЕРЕЗИНА, замерзшего от нерадивости и неспособности адекватно оценивать ситуацию отцов-командиров. На прошлой неделе к числу постыдных фактов замалчивания добавился инцидент на атомной подводной лодке, стоящей в закрытом городе Вилючинске. Происшествие можно было бы квалифицировать как обычную аварию, если бы не смерть солдата срочной службы. Надо признать, что гибель военнослужащих в мирное время в рядах нашей армии стала повседневностью. В ходе последнего доклада министра обороны президенту РФ была названа цифра - 700 человек. 700 военнослужащих по тем или иным причинам, не связанным с ведением боевых действий, больше никогда не вернутся домой...

В их число 14 ноября попал и матрос-срочник Дмитрий КОВАЛЬ. Факт его смерти военные пытались тщательно скрыть, и о случившемся на борту атомной субмарины ЧП стало известно только после того, как на родине КОВАЛЯ, в Красноярске, прошли его похороны. Родственники рассказали о взрыве и смерти Дмитрия в эфире местного радио, после чего скрыть что-либо стало невозможным, хотя военные начальники по традиции вовсю пытались ввести гражданских в заблуждение. Официальные лица либо никак не комментировали произошедшее, либо уводили журналистов от сути, чем еще больше дискредитировали Вооруженные Силы России. В итоге вместо четкого объяснения случившегося появился клубок событий, распутать который оказалось делом весьма непростым.
К-223

Итак, как стало известно нашей редакции, 14 ноября во втором отсеке ракетного подводного крейсера стратегического назначения К-223 "Подольск", относящегося ко второму поколению АПЛ - проекту 667БДР "Кальмар", произошел взрыв. Субмарина, приписанная к одной из в/ч ЗАТО Вилючинск (там располагается одна из крупнейших баз подводных лодок ТОФ, которую в НАТО называют "осиным гнездом русских"), вернувшаяся с боевого дежурства, стояла на рейде у пирса. В тот день на ней не происходило ничего необычного: велись плановые технические работы.

Первая информация о ЧП просочилась в прессу только через неделю - 19 ноября. А первые комментарии пришлось дать оперативному дежурному группировки войск и сил на северо-востоке России. Он подтвердил факт гибели моряка-подводника. Под нажимом СМИ остальные военные, упорно не желавшие до этого комментировать ЧП, тоже были вынуждены подтвердить факт взрыва.
ПРИЧИНА ВЗРЫВА
рисунок
Схема подачи воды в цистерну. Бак-цистерна находится прямо под каютой командира.

По предварительной версии, впоследствии получившей свое подтверждение, взрыв на борту подлодки произошел в результате разрыва цистерны с пресной водой, обеспечивающей лодку, в том числе, поступающей и для орошения торпед. Система подачи воды на подлодках данного типа такова, что она поступает в различные отсеки под давлением. Чтобы таковое создать, в цистерну нагнетают воздух. В сжатом виде в котле он создает давление в 45 атмосфер, однако, когда поступает в цистерну с пресной водой, там образуется давление всего в пять атмосфер. Стенки же самой цистерны рассчитаны на 10 атмосфер. Понижение давления происходит благодаря запорному вентилю и неразборному редукционному клапану. Давление в цистерне держится постоянно. Но вот 14 ноября по какой-то причине не выдержал клапан. Ремонту он не подлежит, поэтому о вмешательстве человека в данном случае говорить не приходится. Не исключено, что инцидент, стоивший человеческой жизни, произошел как раз из-за устаревшего изношенного оборудования.

В итоге в цистерне с пресной водой создалось избыточное давление, и стенки бака емкостью 1,5 тонны не выдержали. Взрыв был такой силы, что вся вода превратилась в воздушно-капельную смесь. Первым неладное услышал Дмитрий КОВАЛЬ. В самом аварийном отсеке его не было, он находился чуть ниже. Однако матрос крикнул двум другим срочникам, находившимся вблизи цистерны, чтобы они спасались. Они успели, а вот Дмитрия настигло взрывной волной в нескольких сантиметрах от двери. Осколок цистерны на огромной скорости попал ему в затылок.

Дмитрий оказался на пути вырвавшейся из бака смеси и остатков самого бака. С тяжелой черепно-мозговой травмой парень был доставлен в госпиталь, где скончался...
КАЮТА КОМАНДИРА

В момент взрыва на лодке близи второго отсека разрушило все легкие переборки, в том числе, огораживающие каюту командира. На счастье командир всего за несколько минут до происшествия был вызван в штаб. Взрывом в каюте разметало все предметы и даже оторвало дверцу от холодильника.

По предварительным оценкам, на восстановление легких конструкций лодки и замены трубопровода с цистерной потребуется около месяца. Серьезного ущерба несущим частям АПЛ взрыв не нанес.
ПОХОРОНЫ

Тело КОВАЛЯ было отправлено родным. Хоронили его на кладбище "Бадалык" в родном Красноярске, откуда Дмитрия и призвали на флот. В Красноярске у Дмитрия КОВАЛЯ остались мать, отец и два брата. Одному исполнилось 17, другому - 22. На похоронах военные офицеры, прибывшие с Камчатки, говорили, что Дмитрий КОВАЛЬ спас своих сослуживцев. В медицинском заключении, с которым ознакомили родственников КОВАЛЯ, сообщалось, что смерть наступила в результате черепно-мозговой травмы.

Представитель воинской части № 69122, где служил матрос КОВАЛЬ, капитан второго ранга А. БЕРЕЗИН отказался комментировать инцидент: "Единственное, что я могу сказать: Дмитрий выполнил свой долг до конца и спас экипаж ценой собственной жизни. Служил он честно, нареканий со стороны командования за время его службы не было. Всё. Про обстоятельства смерти разговаривайте с пресс-службой Тихоокеанского флота, она уполномочена".
"БОЕВАЯ ЕДИНИЦА"
"Он никогда не бегал от армии, даже гордился тем, что служит в подводном флоте, говорил - будет, что рассказать детям..." - сообщила журналистам мать погибшего Татьяна Коваль.

Весной 2005 года Дмитрий, матрос-электрик срочной службы, должен был вернуться домой. За время службы за его плечами было несколько боевых выходов, в том числе, во время пусков с борта "Подольска" межконтинентальных баллистических ракет. Лодка может совершать их как в надводном, так и в подводном положении.

Вот как один из пусков с борта АПЛ "Подольск" прокомментировал начальник пресс-службы Главного штаба ВМФ РФ Игорь ДЫГАЛО: "Атомная подводная лодка Тихоокеанского флота "Подольск" произвела учебный пуск баллистической ракеты из акватории Охотского моря на север по полигону Чижа, который находится на мысе Канин между Белым и Баренцевым морями. Пуск происходил согласно плану боевой подготовки. Главнокомандующий Военно-морским флотом адмирал флота Владимир КУРОЕДОВ поблагодарил командира подводной лодки и экипаж с успешно выполненным заданием, за проявленные профессионализм и мастерство. Такое происходит не каждый день и не каждый месяц. Сам по себе пуск баллистической ракеты из подводного положения с борта стратегической атомной подводной лодки требует от экипажа высокого уровня подготовки. Именно эти качества и проявил экипаж подлодки "Подольск".

На следующий день, после того как стало известно о ЧП на подлодке, тот же Игорь ДЫГАЛО дал первый официальный комментарий: "На субмарине, стоявшей у пирса, произошло техническое происшествие - разрушение трубопровода подачи воздуха, - заявил он. - Конечно, никаким взрывом это назвать нельзя. Авария носила локальный характер и не представляла угрозы для вооружения лодки, систем жизнеобеспечения и всего экипажа в целом". Т.е. самого взрыва на АПЛ не было, случившееся - результат технической неполадки. Его слова подтвердила и специальная комиссия Тихоокеанского флота, прибывшая на Камчатку для расследования причин взрыва. Как было на самом деле, должна выяснить военная прокуратура Тихоокеанского флота, которая начала расследование по факту гибели 19-летнего матроса Дмитрия КОВАЛЯ. Уже назначена техническая экспертиза.

Комментируя случившееся информагентству РИА "Новости" военный прокурор гарнизонной прокуратуры Вилючинска Игорь РУФФ сказал так: "Экспертиза будет проводиться на вилючинском заводе подводных лодок, однако, не исключено, что потребуется экспертное заключение специалистов завода-изготовителя". По его словам, "в ходе расследования, проведенного комиссией Тихоокеанского флота и следственной группой прокуратуры, с пострадавшей лодки изъяты вещественные доказательства, в том числе, детали машин и оборудования, неисправность которых могла привести к взрыву". Прокурор напомнил, что по данному факту возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 293 УК РФ (халатность). "Обвинение никому не предъявлялось. Виновные будут устанавливаться по результатам технической экспертизы и предварительного следствия", - заключил РУФФ.

"Выводы комиссии будут доложены главкому ВМФ и министру обороны", - сообщил в субботу высокопоставленный представитель Главного штаба ВМФ. "Инцидент на АПЛ К-223 был расценен комиссией как техническое происшествие. Взрыв на борту подлодки произошел в результате разрыва трубопровода, подающего давление в цистерну с пресной водой", - отметил представитель Главного штаба.

Пресс-служба группировки войск и сил на северо-востоке ограничилась еще меньшим пресс-релизом: "Материальный ущерб от происшедшего незначителен. Пострадавшая лодка будет отремонтирована и введена в строй". В этом же документе лодка была названа дизельной...
СПРАВКА "КВ"

Ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Подольск".

Из справочника А. ПАВЛОВА "Военные корабли СССР и России 1945 - 1995 г.г." Атомная подводная лодка проекта 667 БДР (по натовской классификации - "Дельта-3") имеет следующие тактико-технические данные:

водоизмещение: надводное - 8940 тонн; подводное - 10600 тонн;
длина - 155 метров;
ширина - 11,7 метра;
осадка - 8,7 метра;
глубина погружения: предельная - 550 метров; рабочая - 390 метров;
скорость: надводная - 14 узлов; подводная - 25 узлов;
автономность - 90 суток;
экипаж - 130 человек;
вооружение: 16 пусковых установок для ракет комплекса Д-9Р, шесть торпедных аппаратов.

Экипаж субмарины был сформирован в марте 1976 года. Первым командиром стал капитан 2-го ранга Дмитрий Николаевич НОВИКОВ. 19 февраля 1978 года подводная лодка была заложена на судостроительном заводе в Северодвинске, 28 апреля она была спущена на воду. 27 ноября 1979 года на корабле поднят военно-морской флаг. 10 июля 1980 года атомный подводный крейсер заступил на первое боевое дежурство. Тогда же с 25 августа по 6 сентября в составе тактической группы крейсер первым из своего соединения АПЛ совершил переход с Северного на Тихоокеанский флот Северным морским путем подо льдами центральной Арктики и до начала ноября находился на боевом патрулировании. За этот переход командир крейсера капитан 1-го ранга Д. НОВИКОВ удостоен звания "Герой Советского Союза". 18 июля 1998 года приказом главнокомандующего ВМФ субмарина получила наименование "Подольск".

Семь лет субмарина носит имя одного из подмосковных городов. Заключен договор о шефской помощи с администрацией Подольска, но за эти годы шефы ни разу так и не навестили своих подшефных.

Немає коментарів:

Дописати коментар