четвер, травня 26, 2011

«Северное машиностроительное предприятие»Атомные субмарины Северного флота

  О самых заметных подводных лодках в истории Северного флота.
Советское, а после и российское военное судостроение всегда находилось в авангарде мировой науки в этой отрасли. Некоторые наработки не превзойдены до сегодняшнего времени. Сейчас я хочу поговорить об атомных подводных лодках. Точнее даже об отдельном семействе атомоходах – семействе подлодок, спускаемых на воду ПО «Северное машиностроительное предприятие», или же  просто, Севмаш.

«Северное машиностроительное предприятие»
Севмаш в Северодвинске, Архангельской области, не простая верфь, где наряду с наземными судами строятся и подводные лодки. Это судозавод, поставивший несколько рекордов с субмаринами, сошедшими со своих стапелей. Некоторые из этих рекордов не побиты и до сих пор, и вряд ли будут побиты в ближайшем будущем. Достаточно сказать, что многие субмарины были наделены эпитетами «самые» и «лучшие». Давайте вспомним некоторые из них.
Первая в мире субмарина с баллистическими ракетами. Более полувека тому назад, в 1955 г., согласно разработанному ЦКБ-16 спецпроекту В611 «Волна», специалистами Севмаша была переоборудована первая в мире субмарина, несшая на борту баллистические ракеты, и уже в сентябре того же года в Белом море прошли учения, на которых успешно стартовавшая ракета  Р-11ФМ с борта субмарины Б-67 поразила цель, расположенную на военном полигоне.
Старт баллистической ракеты с подводной лодки Б-67
Старт баллистической ракеты с подводной лодки Б-67
Первые в мире субмарины с ракетами, поставленными в серийное производство. Уже в 1957-58 годах, со стапелей Севмаша сошли 4 подводных лодки, несшие на борту баллистические ракеты. Пятая субмарина была выпущена на приморском «Дальзаводе» во Владивостоке. Суда производились по проекту АВ611. В варианте классификации НАТО они получили название Zulu V. Эти подводные лодки несли по две баллистические ракеты Р-11ФМ, которые были размещены в вертикальных шахтах, внутри корпуса. При пуске ракеты стартовый ствол поднимался на верхний срез шахты. К концу 1957 г. была организована первая бригада подводных лодок стратегического назначения на Северном флоте. Командовал этим военным подразделение капитан 1 ранга С.С. Хомчик.
Ракета Р-11ФМ стартует с подводной лодки проекта АВ611
Ракета Р-11ФМ стартует с подводной лодки проекта АВ611
Первые массовые стратегические. В 60-х годах прошлого века, на Севмаше начали строить ракетные подводные крейсера стратегического назначения (РПКСН) по проекту 667А, разработки ЦКБ-18 (по НАТОвской классификации – Yankee). В Северодвинске было изготовлено 24 атомохода, а с учетом построенных на Амурском судозаводе еще 10 субмарин, ВМФ СССР всего получил на вооружение 34 атомных подводных лодки 667А. Главной особенностью лодок этого типа  были 16 баллистических ракет Д-5. После постановки их на вооружение, Советский Союз достиг ядерного паритета с США. Субмарины такого типа являются самыми массовыми, среди подлодок стратегического типа. На их базе строились модифицированные РПКС других проектов 667: 667Б «Мурена», 667БД «Мурена — М», 667БДР «Кальмар» и 667БДРМ «Дельфин». Причем из 77 единиц РПКСН, построенных в Советском союзе, на Севмаше построено 59.
Проект 667БД Мурена - М
Проект 667БД "Мурена - М"
Самая скоростная и первая в мире титановая подлодка. В 58-м году советские ученые приступили к созданию атомохода по проекту 661 (Papa, по НАТОвской классификации), и уже в декабре 1963 года подводная лодка, получившая рабочее название К-162, была заложена в Северодвинске. Спуск на воду состоялся в 68-м. Столь большое время, прошедшее с момента начала разработки до спуска на воду можно объяснить несколькими обстоятельствами. Первое, то, что эта подлодка была первой в мире изготовлена из титанового сплава, а второе, то, что на ее вооружении стоял противокорабельный ракетный комплекс «Аметист» — первый в мире с подводным стартом. Атомная подводная лодка, разработанная по проекту 661, стала самой быстрой в мире. На испытаниях подводного хода она показала рекордную скорость 44,7 узла. Этот рекорд скорости не побит до сих пор.
АПЛ К-162 проекта 661 – самая скоростная подводная лодка в мире
АПЛ К-162 проекта 661 – самая скоростная подводная лодка в мире
Первые комплексно-автоматизированные атомные подводные истребители. С 59-го года начались работы по разработке малой атомной высокоавтоматизированной скоростной субмарины, противолодочной обороны, которая позже получила название «проект 705» (по классификации НАТО -  Alfa). В рамках этого проекта Советский ВМФ получил 7 лодок такого типа, из которых 3 были построены на Севмаше. Эти истребители подводного мира имели водоизмещение  в 2250 т, корпус из титанового сплава, атомные реакторы с жидкометаллическим теплоносителем, а также развивали максимальную скорость подводного хода в 38 узлов. По скоростным характеристикам эти лодки уступали только лодкам проекта 661, описанным выше. На вооружении у субмарины были 18 торпед и ракетоторпед. За счет систем автоматизации плановая численность экипажа АПЛ должна была составлять всего 18 человек. Однако позже она была увеличена до 32, по настоянию командования ВМФ. До сих пор эта лодка не имеет аналогов в мире.
Подводный истребитель проекта 705К
Подводный истребитель проекта 705К
Самая глубоководная субмарина в мире. В 1983 году в состав Северного флота вошел опытный образец атомохода проекта 685, с рабочим названием К-278 (по классификации НАТО – Mike), сошедшая со стапелей Севмаша. Уникальность этой подлодки из титанового сплава была не только в том, что она могла погружаться на глубину более километра, где не могла быть досягаемой для противолодочного оружия противника, но и тем, что на такой глубине могла выстреливать свои торпеды, что обеспечивалось торпедными аппаратами с силовыми установками пневмогидравлического типа. Самая известная подлодка этого класса, это печально известный атомоход «Комсомолец», который после успешной эксплуатации в течение нескольких лет, затонул, вследствие пожара в Норвежском море.
К-278 – самая глубоководная АПЛ проекта 685
К-278 – самая глубоководная АПЛ проекта 685
Самая большая подводная лодка в мире. В конце 1981 года северный флот СССР получил в свое распоряжение тяжелый ракетный крейсер стратегического назначения с названием ТК-208, построенный Севмашем. Это самая большая подводная лодка в мире, из когда-либо построенных. Длина и ширина ее составляет 172 и 23 метра соответственно. Водоизмещение этого великана – 48 тыс. тонн. Проект этого крейсера под номером 941 и названием «Акула» (по классификации НАТО – Typhoon) разрабатывался  под баллистическую твердотопливную межконтинентальную ракету  РСМ-52. Ракета вмещает в себя 10 боевых блоков мощностью в 100 килотонн каждая. Такая субмарина вооружалась 20-ю такими ракетами. Пусковые шахты находятся между двумя прочными корпусами, расположенными параллельно. Эти подводные лодки относятся к самым малошумным среди советских подлодок, несмотря на свои гигантские размеры. Всего было построено 6 таких атомоходов. В российском ВМФ головная из них под названием «Дмитрий Донской» на данный момент используется для испытаний нового стратегического ракетокомплекса «Булава». В дальнейшем планируется переоснащение оставшихся  «Акул» новыми системами вооружения.
АПЛ проекта 941 «Акула»
АПЛ проекта 941 «Акула»
Первая стратегическая субмарина ІV-го поколения. В апреле 2007 года из цехов ПО «Севмаш» была выведена атомная подводная лодка, получившая название «Юрий Долгорукий», сконструированная по проекту 955 «Борей». На данный момент это первая ракетная субмарина стратегического назначения IV-поколения. Сейчас эта подлодка проходит всесторонние испытания.
АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей»
АПЛ «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей»

Немає коментарів: