вівторок, травня 24, 2011

Подводная лодка «Лембит» была вынута на берег


 Подводная лодка «Лембит» была вынута на берег при помощи специально сконструированного для этой цели в порту Леннусадам 100-метрового сооружения, называемого слипом. Подъем подлодки осуществлялся с использованием понтонов длиной 8 метров, тянул лодку построенный на базе T54 и оборудованный лебедкой бронетранспортер BTS-4.

По словам директора Эстонского морского музея Урмаса Дресена, вся операция продлилась дольше запланированного, но усилия не прошли даром, и историческое наследие было поднято на берег с соблюдением всех правил безопасности. «Мы сделали очень важный шаг в подготовке экспозиции Леннусадама. В следующем месяце мы проведем работы по очистке и покраске «Лембита», после чего жемчужина истории эстонского мореходства займет свое почетное место в ангарах», – заметил Дресен и выразил свою радость по поводу большого количества сторонников. За два дня посмотреть на процесс подъема подводной лодки в Леннусадам пришло почти 2000 человек, за прямой трансляцией портала Delfi следило около 18 000 человек.
Подъем подводной лодки «Лембит» продолжался примерно 20 часов, работы осуществляли Fort Ehitus, Tuukritööde OÜ и MEC Insenerilahendused. «Поскольку до сих пор ни одно судно в Эстонии не поднималось на берег с помощью такой технологии, то этот опыт особенно ценен для нас. В техническом смысле вся операция прошла по плану, силу тяги мы даже рассчитали с запасом. Из своего ресурса силы тяги в 175 тонн мы реально использовали только около 40 тонн. График процесса зависел от установки понтонов, поэтому некоторые задержки были связаны, например, с колебанием уровня воды, с волнением на море, обусловленным утренним движением скоростных судов, и с другими мелочами, сыгравшими свою роль в установке понтонов», – объяснил Хендрик Наар, заведующий отделом развития MEC Insenerilahendused.
Подъем подводной лодки «Лембит» из воды, ее транспортировка и установка в перестраиваемых в морской музей ангарах для гидропланов обойдется в 362 970 евро. Финансирует работы Целевое учреждение развития предпринимательства через Региональный фонд Европейского союза и Европейский социальный фонд.
Подводная лодка «Лембит» является единственным в своем роде сохранившимся подводным минным заградителем, который несмотря ни на что сохранил свою самобытность и не подвергался крупным реконструкциям. Подводных лодок того периода не сохранилось даже на родине «Лембита» – в Англии. В 1930-е годы «Лембит» с его современными и инновационными решениями представлял собой вершину технической мысли. До раннего утра 21 мая «Лембит» оставался старейшим подводным судном в мире, стоящим на воде.
Подводный минный заградитель "Лембит" был заложен в мае 1935 года на стапелях фирмы "Виккерс Армстронг" в Англии по заказу правительства буржуазной Эстонии и в мае 1937 года вступил в строй. В августе 1940 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота.
В годы Великой Отечественной войны "Лембит" под командованием офицеров В. А. Полещука, А. М. Матиясевича с заместителями командира по политической части Н. Н. Собколовым, П. П. Ивановым и М. Ф. Долматовым совершил семь боевых походов и провел в море 109 суток.
"Лембит" за период войны выставил сто двадцать мин. На них подорвалось четырнадцать вражеских транспортов, боевых кораблей и вспомогательных судов, а еще четыре крупных транспортных судна получили тяжелые повреждения.
Не отставали от минеров и торпедисты "Лембита", отправившие на дно Балтики тральщик и пять транспортов.
Двадцать пятую по счету победу "Лембит" одержал несколько необычным способом: в середине декабря 1944 года, возвращаясь в Хельсинки из похода в подводном положении, он столкнулся с фашистской подводной лодкой, караулившей наши суда на выходе из шхер. Получив тяжелый удар крепким стальным форштевнем и шеститонным литым килем советской подводной лодки, вражеская субмарина навсегда погрузилась на дно.
Исключительно суровое испытание пришлось выдержать экипажу "Лембита" в четвертом боевом походе. 14 сентября 1942 года после успешной торпедной атаки конвоя противника и потопления двух транспортов подводная лодка подверглась сильной бомбежке. От близкого взрыва глубинной бомбы противника и сотрясения корпуса последовал взрыв аккумуляторной батареи. В третьем отсеке возник пожар, а внутрь лодки хлынула вода. Почти все находившиеся в отсеке моряки были либо ранены, либо контужены, либо отравлены газом.
Положение было критическим. Стремительно провалившись на глубину, лодка с дифферентом на корму легла на грунт. Взрывной волной разворотило радиорубку и повредило радиоаппаратуру, вывело из строя гирокомпас. Из расколотых аккумуляторных баков в трюм вылился электролит, наполнив отсек удушливым ядовитым газом.
Но балтийцы не дрогнули. Ценой неимоверных усилий аварийная партия, возглавляемая инженер-капитаном 3 ранга С. А. Моисеевым, погасила пожар и остановила поступление воды. Когда прекратилась бомбежка, начались работы по устранению повреждений и подготовке к всплытию. С наступлением темноты лодка всплыла и направилась к родным берегам.
Командование высоко оценило подвиг экипажа: десять человек были награждены орденом Ленина, четырнадцать - орденом Красного Знамени, четырнадцать - орденом Красной Звезды.
За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка "Лембит" Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.

Немає коментарів: