ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятниця, травня 27, 2011

Сердюкову грозит уголовное дело

Военный суд обязал министра обороны восстановить на службе незаконно уволенного командира авиационно-технической базы ВМФ и двух его офицеров. Но приговоры игнорируются
В четверг, 26 мая, Московский окружной военный суд принял решение по делу, за которым, без преувеличения, следили едва ли не все офицеры Вооруженных сил. Суд отменил как незаконный приказ министра обороны России Анатолия Сердюкова от 5 августа 2010 года об увольнении со службы бывшего начальника 25-й центральной авиационно-технической базы ВМФ под Коломной, 43-летнего подполковника Виктора Биронта.

Напомним суть этой скандальной истории («Свободная пресса» подробно написала о ней 14 января нынешнего года в статье «Подполковник Биронт: «Служить в такой армии не буду в любом случае»)
. Она вспыхнула в пору сокрушительных подмосковных пожаров, бушевавших прошлым летом. 29 июля огонь подобрался к воинской части, которой командовал Биронт. В тот день температура воздуха, согласно официальной метеосводке, оказалась у рекордной отметки - 39,5 градусов. На поверхности почвы – как в Африке, свыше 50 градусов. Порывы ветра гнали пламя со скоростью до 18 метров/сек. Пожар мчался к базе авиации ВМФ по окружающему со всех сторон вековому лесу в виде верхового огня высотой до 30 метров. Остановить его не удалось. Сгорели 16 хранилищ с имуществом из 41. Было утрачено воинское имущество на миллиарды рублей.

Доклад Министерства обороны о ЧП у военных моряков ушел на такой уровень – выше некуда. Президент страны Дмитрий Медведев перед телекамерами на всю страну строго приказал министру обороны Анатолию Сердюкову быстренько разобраться и наказать виновных. Военная прокуратура тут же возбудила уголовное дело по статье «Халатность». Потому что халатность, бесспорно, была налицо. Но чья? Вот к выяснению этого вопроса и свелись все последующие суды, три из которых уже позади.

Решение министра обороны родилось со скоростью все того же верхового пожара: нечего огород городить, виноват командир базы Биронт! А заодно и трое прочих офицеров, оставшихся в тот период в части после многочисленных сокращений. Сердюков распорядился: всех уволить! Что и было исполнено с редкой для военных кадровиков оперативностью уже через неделю после пожара, 5 августа. Торопились так, что даже представление к увольнению родилось лишь через четыре дня после того, как приказ министра по этому поводу был уже подписан.

Никто даже не заикнулся о том, что силами упомянутых четырех офицеров и подчиненных им 30 матросов бедствие подобных масштабов остановить было невозможно. Людей не потеряли в этой обстановке – и то настоящее чудо. Выводя из огня до последнего сражавшихся со стихией моряков, Биронт получил сильные ожоги и четыре месяца провалялся в госпитале. В окрестностях девять человек в те дни все же сгорели.

Никто не поинтересовался и зачем начальник Генерального штаба ВС РФ своей директивой аккурат за полгода до ЧП сократил на 25-й базе штатную пожарную команду в составе 12 человек и двух спецмашин? Да и еще много чем не поинтересовались в Минобороны.

В общем, подполковника, прослужившего без единого взыскания 26 лет, почти мгновенно с позором выгнали из Вооруженных сил «за невыполнение условий контракта». Остался он с женой-инвалидом и дочерью-студенткой в полуразвалившейся служебной квартире без отопления на территории воинской части. Жилье надо освобождать, а идти некуда. Наверное, это обстоятельство, да еще обида на столь прискорбный конец военной карьеры, заставили Виктора Ивановича вступить в борьбу с всесильным министром обороны. Он подал на Сердюкова в суд Люберецкого гарнизона. При этом заявил, что служить в любом случае не намерен. Восстановит свое доброе имя и тут же подаст рапорт на увольнение со службы по иным основаниям.

Адвокат Биронта Анатолий Пчелинцев оценил сложившуюся ситуацию как постыдную для военного руководства России. И добавил:


Подполковник Виктор Биронт

- Должностные лица Министерства обороны и Главного штаба ВМФ пытаются собственные упущения в обеспечении противопожарной безопасности сгоревшей базы свалить на командира, который вообще ни в чем не виноват. Биронт просто не в состоянии был ничего поделать. И дело даже не в том, что он всего 2 месяца и 25 дней прослужил в этой должности. Чтобы создать 50-метровую противопожарную просеку вдоль всего 8-километрового забора базы надо было вырубить около 100 тысяч многолетних деревьев. На это же нужны колоссальные деньги! Кто бы ему их дал? К тому же, кто бы позволил просто так валить такую прорву леса в ближнем Подмосковье? Нужны были порубочные листы. А их не то что за два месяца – за год не получить. Предыдущий командир базы на свой страх и риск попытался вырубить противопожарную просеку хотя бы со стороны автопарка. На него тут же завели уголовное дело и приговорили к штрафу в 500 тысяч рублей. С учетом этого опыта Биронт попытался действовать исключительно законными методами. И поплатился. Вот увидите: нынешний процесс закончится великим позором для Министерства обороны, лично для министра обороны Сердюкова и дискредитацией самой идеи военной службы в современной России. Понимаете, теперь неизбежен громкий скандал. Мы пригласим в суд журналистов и они всей стране покажут, что в действительности происходит в Вооруженных силах. Как относятся к офицерам, как их вышвыривают на улицу безо всякой причины. Как находят крайних, чтобы выгородить себя.

В январе прогноз адвоката Пчелинцева начал сбываться. Люберецкий военный суд постановил: приказ об увольнении подполковника отменить как незаконный. Биронта восстановить в должности и выплатить ему все положенные за время вынужденного безделья деньги. Но не тут-то было. Минобороны подало кассационную жалобу в Московский окружной военный суд. Дело вернули в Люберцы на новое рассмотрение. Там Минобороны выиграло новый процесс. Пчелинцев рассказал об этом так:

- Было очевидным, что суд и военная прокуратура подвергались сильнейшему административному давлению. Иначе чем объяснить, что во время рассмотрения дела в первой инстанции представитель прокуратуры был полностью на нашей стороне. А в окружном суде внезапно резко изменил свою позицию и потребовал рассмотрение дела прекратить, отправить его на новое рассмотрение. Поскольку, дескать, о времени и месте суда руководство Министерства обороны не было своевременно извещено. Я был просто шокирован. Повестка в экспедицию ведомства была доставлена за пять дней до заседания. Роспись и дата – все есть. Если пяти дней не хватило, чтобы официальную бумагу с первого этажа здания на Арбате поднять на пятый, где находится аппарат министра обороны – ну, вы меня извините... Странно вел себя и судья Габдурахманов. По формальным основаниям пытался доказать, что мы лишены права на защиту, поскольку, якобы, пропустили кассационные сроки. Нам все же удалось доказать обратное. Думаю, на позицию судьи влияло то обстоятельство, что уже тогда было известно, что Люберецкий военный суд прекращает свое существование. На новую должность куда-нибудь за Урал ехать кому охота? В итоге Габдурахманов принял «правильное» решение: признал правоту Сердюкова. И перебрался в такой же суд в соседнее Реутово.

Адвокат, сам в прошлом полковник юстиции, немало прослуживший в Главной военной прокуратуре, признался мне, что уже и не верил в успех, обжаловав приговор в Московском окружном суде. Тем приятней было решение, которое было вынесено в четверг под председательством судьи Попова: министр обороны все же издал незаконный приказ, подполковника Биронта на службе надлежит восстановить. Обозреватель «Свободной прессы» вновь созвонился с Пчелинцевым.

«СП»:-Поздравляю с победой, Анатолий Васильевич! Значит, рано терять веру в справедливость?

- Выходит, рано. Сам этому страшно рад. Неожиданно все получилось. Вы не представляете, как важен сегодняшний приговор для армии. Ведь таких, как Биронт, в Вооруженных силах тысячи. Теперь им понятно, что надо делать, чтобы защитить свою честь. О том, какой интерес вызывает этот процесс у военных, говорит тот факт, что в зале было много военных в штатском. Когда приговор прозвучал, одна женщина-офицер не выдержала, заплакала, обняла Виктора Ивановича.

«СП»:-Выходит, с сегодняшнего дня Биронт снова командир 25-й базы?

- Так решил суд.

«СП»:-Но ведь на этой должности новый командир? Его что же теперь, снимать?

- Это пусть Сердюков выкручивается. Правда, его участь облегчает тот факт, что Виктор Иванович служить не собирается. Дождется приказа о восстановлении на службе и в тот же день напишет рапорт на увольнение.

А что же сам подполковник Биронт? «Свободная пресса» дозвонилась и до него.

«СП»:-Виктор Иванович, с победой вас. Нервы вам, конечно потрепали?

- А как вы думаете. Десять месяцев и в общей сложности пятнадцать судебных заседаний позади.

«СП»:-Ваши ближайшие действия?

- Надо сначала через две недели получить на руки судебное решение. Но не думаю, что все закончилось. Двое моих офицеров, которые были после пожара уволены вместе со мной, судом давно тоже восстановлены на службе. Командир роты майор Ермолов и мой бывший заместитель по хранению майор Руслан Гидаятов. Почти два месяца прошло после решения по ним, а ничего не происходит.

«СП»:- Вообще ничего?

- Абсолютно. Они уже к судебным приставам обратились.

«СП»: Ну и?..

- Снова ничего. Какие-то бумаги в Минобороны приставы шлют. Но ответа не получают. Хотя на выполнение решений суда дается до двух месяцев. Потом для должностного лица наступает уголовная ответственность за игнорирование приговора. Кстати, по делу майора Ермолова два месяца истекают 28 мая.

«СП»:- Дальше против Сердюкова должны возбудить уголовное дело?

- По закону так. Но мы же в России живем. На прелести нашей жизни я за эти десять месяцев такого насмотрелся, что внукам будет что рассказать.

«СП»:- Когда мы с вами разговаривали в январе, вы говорили, что не работаете, всей семьей живете на пенсию жены-инвалида. Как сейчас?

- Так же. Устроиться на работу не могу, так как нет документов для жизни на «гражданке» Документов нет, потому что из списков части не исключен. Исключить не могут, поскольку нет жилья. А когда дадут жилье – никто не знает. Какое-то проклятое я звено. Те, кто стоял в очереди после меня, давно живут в своих квартирах. А мне даже ничего не объясняют.

«СП»:- Но на одну пенсию ведь не прожить.

- Не прожить. То грузчиком подрабатываю. То таксую.

«СП»:- Вы по-прежнему намерены писать рапорт на увольнение сразу после восстановления на службе?

- Конечно. В такой армии служить не буду.

Фото: "(с) Дмитрий Азаров/Коммерсантъ"

Немає коментарів:

Дописати коментар