ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

пʼятницю, травня 06, 2011

ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ!



Потери подводных лодок РККФ 1939-1945


КРАСНОЗНАМЕННЫЙ БАЛТИЙСКИЙ ФЛОТ.


  03.01.1940. «С-2» (командир капитан-лейтенант И.А.Соколов) подорвалась на минном заграждении, выставленном в декабре 1939 года финским минным заградителем «Лоухи» в проливе Южный Кваркен в 1 миле восточнее острова Маркет (Аландское море). Погибло 50 человек. Летом 1999 года найдена на дне шведскими дайверами.



  23.06.1941. «М-78» (командир старший лейтенант Д.Л.Шевченко). При переходе из Либавы в Усть-Двинск в паре с «М-77» близ Виндавы торпедирована в районе в точке с координатами 57°28' с.ш.; 21°17' в.д. немецкой ПЛ «U-144» (командир капитан-лейтенант Гердт фон Миттельштадт). Погибло 15 человек (весь экипаж), в том числе командир 4-го Дивизиона ПЛ капитан-лейтенант С.И.Матвеев. В 1999 году найдена совместной латвийско-шведской экспедицией на глубине 60 м.

  23.06.1941. «М-71» (командир капитан-лейтенант Л.Н.Костылев). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из за опасности захвата противником.

  23.06.1941. «М-80» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Мочалов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из за опасности захвата противником.

  23.06.1941. «С-1» (командир капитан-лейтенант И.Т.Морской). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником. Экипаж во главе с командиром ушел из города на ПЛ «С-3».

  23.06.1941. «Ронис» (командир капитан-лейтенант А.И.Мадиссон). Находилась в ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за опасности захвата противником.

  23.06.1941. «Спидола» (командир старший лейтенант В.И.Бойцов). Находилась на ремонте на заводе «Тосмаре» в Либаве. Взорвана экипажем из-за угрозы захвата противником.

  24.06.1941. «С-3» (командир капитан-лейтенант Н.А.Костромичев). Около 23 часов 23 июня не закончив ремонт и не имея возможности погружаться вышла из Либавы. На борт лодки взят экипаж ПЛ «С-1» (38 человек) во главе с командиром и рабочие завода «Тосмаре» (около 20 человек). Около 6 часов утра следующего дня перехвачена топедными катерами «S-35» и «S-60» и после полуторачасового артиллерийского боя потоплена. По данным противника взято трое пленных, (некоторые источники говорят о пленении 20 человек). По данным советской стороны немцы расстреляли людей, плавающих в воде из автоматов. Тело командира лодки капитан-лейтенанта Костромичева прибило к острову Саарема, где было похоронено. В июне-июле 1941 года немцы вели на лодке спасательные работы.

  25.06.1941. «М-83» (командир старший лейтенант П.М.Шалаев). С 22 июня лодка находилась в базовом дозоре у Либавы. 25 июня в результате атаки авиации получила повреждение перископа и вынуждена была вернуться на базу когда в Либаве уже шли уличные бои. Вторично получив повреждения и не имея возможности уйти, приняла артиллерийский бой, а по окончании боезапаса взорвана экипажем на глазах у противника.

  27.06.1941. «М-99» (командир старший лейтенант Б.М.Попов). Торпедирована в районе острова Утё в точке 59°20' с.ш./ 21°12' в.д. германской ПЛ «U-149» (командир капитан-лейтенант Хорст Хёлтринг). Погибло 20 человек (весь экипаж). В некоторых источниках - дата гибели лодки 26 июня 1941 года, а причиной гибели указывается подрыв на мине в районе Ханко.

  29.06.1941. «С-10» (командир капитан 3 ранга Б.К.Бакунин). Пропала без вести. 23 июня вышла на позицию к Пиллау. 25 июня в Данцигской бухте лодка подвеглась атакам сил ПЛО противника. 28 июня сообщила, что не может погружаться и преследуемая катерами идет к Либаве. Утром следующего дня с «С-10» получено сообщение – «Терплю бедствие. Нуждаюсь в немедленной помощи». Больше на связь не выходила. Вероятно, погибла в результате полученных повреждений, нанесенных силами ПЛО противника, или подрыва на мине, так как бой 29 июня по немецким данным не зафиксирован. В некоторых источниках указывается, что лодка погибла 25 июня от огня сил ПЛО противника в Данцигской бухте, или в результате атаки немецких торпедных катеров, что маловероятно. Погиб 41 человек.

  01.07.1941. «М-81» (командир капитан-лейтенант Ф.А.Зубков). При следовании с отрядом кораблей в кильватере плавбазы «Иртыш» из Куйвасте в Палдиски подорвалась на мине в районе банки Лайне в проливе Мухувяйн. Погибло 12 членов экипажа, 3 человека спасено. Поднята в 1965 году. Экипаж похоронен в Риге.

  21.07.1941. «М-94» (командир старший лейтенант Н.В.Дьяков). Торпедирована германской ПЛ «U-140» (командир капитан-лейтенант Ганс Юрген Хейригель) в проливе Соэла Вяйн южнее маяка Ристна. Торпеда попала в корму лодки, а так как глубина в месте гибели не превышала 20 метров, «М-94» затонула кормой с дифферентом 60° так, что нос лодки на 3-4 метра оставался на поверхности и в таком положении оставался около двух часов. Шедшая в паре «М-98» сняла с носовой части трех человек, в том числе и командира, ещё восьмерым удалось покинуть лодку через рубочный люк. Погибло 8 человек. В некоторых источниках атака «М-94» приписывается «U-149».

  02.08.1941. «С-11» (командир капитан-лейтенант А.М.Середа). При возвращении из похода подорвалась на магнитной донной мине в проливе Соэла Вяйн. Погибло 46 членов экипажа. Три человека сумели выйти из лодки через торпедный аппарат. Поднята в 1957 году. Останки части экипажа похоронены в Риге (список погибших). (Фото памятника погибшим подводникам.)

  кон. 08.1941. «С-6» (командир капитан-лейтенант Н.Н.Кулыгин). Пропала без вести. Возможно, погибла на мине в Финском заливе или потоплена авиацией 30 августа 1941 года в бухте Тагалахт (у западного побережья острова Саарема). Возможной причиной гибели подводной лодки могла стать ошибка личного состава (вновь назначенный командиром на «С-6» капитан-лейтенант Кулыгин ранее командовал «малютками»). В некоторых источниках дата гибели лодки - 21 августа 1941 года. Погибло 47 человек. В июле 1999 года обнаружена на грунте.

  28.08.1941. «Щ-301» («Щука») (командир капитан-лейтенант И.В.Грачев). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе мыса Юминда. Затонула после снятия части экипажа. Мины выставлены ПЛ «Весихиси» либо миннными заградителями «Риилахти» и «Руотсинсалми», по данным советской стороны подорвалась на плавающей мине. Общие потери экипажа - 36 человек.

  28.08.1941. «С-5» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Подорвалась на мине при прорыве из Таллина в Кронштадт в районе острова Вайндло при следовании в составе Отряда главных сил. Спасено 9 (по другим данным 5 или 10) человек, в том числе командир 1-й Бригады ПЛ КБФ Н.Г.Египко. На подводной лодкепогибло 35 человек экипажа, и почти весь штаб 1-й бригады ПЛ КБФ.

  25-28.08.1941. «М-103» (командир старший лейтенант Г.А.Жаворонков). Погибла на мине в 8 милях севернее острова Вормси со всем экипажем (20 человек). В 1999 году обнаружена на дне.

  09-10.09.1941. «П-1» («Правда»), (командир капитан-лейтенант И.А.Логинов). Пропала без вести. Вероятно, подорвалась на мине западнее острова Гогланд.Погибло 54 человека.

  кон. 09.1941. «Щ-319» (командир капитан-лейтенант Н.С.Агашин). Пропала без вести. 19 сентября вышла в боевой поход на позицию к Либаве, но о прорыве на Балтику не донесла. Вероятно, погибла на мине в Финском заливе или в районе Либавы в конце сентября 1941 года. Погибло 37 человек.

  23.09.1941. «М-74» (на момент гибели находилась на консервации). Потоплена при налете немецкой авиации у выхода из средней гавани Кронштадта. В 1942 году поднята и сдана на хранение, но 2 декабря 1944 года отправлена на разборку.

  05.10.1941. Плавучие зарядовые станции, бывшие подводные лодки типа «Барс»: «Б-7» «Красноармеец», первоначально «Леопард» и «Б-8» «Товарищ», первоначально «Тур». Затонули в результате огня немецкой полевой артиллерии в Ораниенбауме. В 1944 году подняты и сданы на слом.

  10.1941. «С-8» (командир капитан-лейтенант И.Я.Браун). Погибла на мине заграждения «Вартбург» в 10 милях юго-восточнее маяка Несбю (южная оконечность острова Эланд). Погибло 49 человек. Найдена в июле 1999 года в месте с координатами: 56°10,7' с.ш.; 16°39,8' с.ш. До этого считалось, что «С-8» погибла после 12.10.1941. на мине западнее острова Кери в Финском заливе.

  12.10.1941. «Щ-322» (командир капитан-лейтенант В.А.Ермилов). Погибла на мине западнее острова Гогланд в Финском заливе. Погибло 37 (по другим данным 38) человек.

  30.10.1941-01.11.1941. «Калев» (командир капитан-лейтенант Б.А.Ныров). Пропала без вести. 29 октября вышла в боевой поход с задачей высадки разведгруппу в районе Таллина и постановки минного заграждения. Больше на связь не выходила. Вероятно, подорвалась на мине западнее острова Найссар.Погибло 56 человек.

  09.11.1941. «Л-1» («Ленинец»), (командир капитан 3 ранга С.С.Могилевский). Находилась в ремонте. Стояла на Неве в Ленинграде. Повреждена при артобстреле и затонула от повреждений в прочном корпусе. В 1944 году поднята и сдана на слом.

  06-10.11.1941. «Щ-324» (командир капитан-лейтенант Г.И.Тархнишвили). Пропала без вести. Вероятно, погибла на мине в западной части Финского залива.Погибло 39 человек.

  14.11.1941. «Л-2» («Сталинец») (командир капитан-лейтенант А.П.Чебанов). Следовала на минную постановку в составе четвертого конвоя на Ханко. Подорвалась на мине в районе острова Кери в Финском заливе. Погибло 50 , спасено 3 человека.

  14.11.1941. «М-98» (командир капитан-лейтенант И.И.Беззубиков). Погибла на мине в районе острова Кери в Финском заливе, находясь в охранении четвертого конвоя на Ханко. Погибло 18 человек.

  24.04.1942. «Щ-411» (недостроена). Затонула в Неве в Ленинграде в результате полученных повреждений от артогня противника. Поднята. После окончания войны введена в строй.

  13.06.1942. «Щ-405» (командир капитан 3 ранга И.В.Грачев). Подорвалась на мине в районе острова Сескар при переходе в надводном положении из Кронштадта на Лавенсаари, или погибла в результате аварии. Погибло 36 человек.

  15.06.1942. «М-95» (командир капитан-лейтенант Л.П.Федоров). Подорвалась на мине и погибла в районе острова Суурсари или, получив повреждения от подрыва, и не имея возможности погружаться, была добита финским самолетом. Погибло 14 человек.

  12.07.1942. «Щ-317» (командир капитан-лейтенант Н.К.Мохов). Потоплена глубинными бомбами шведского эсминца «Стокгольм» севернее острова Эланд. Найдена на грунте точке с координатами 57°52' с.ш./16°55' в.д. в 1999 году. До последнего времени считалось, что лодка подорвалась на мине и была добита глубинными бомбами минного заградителя «Руотсинсальми», сторожевого катера «VMV-6» (по другим данным «VMV-16») и финского самолета в районе Калбоденгрунда 15.07.1942. Погибло 42 человека.

  02-11.09.1942. «М-97» (командир капитан-лейтенант Н.В.Дьяков). Подорвалась на мине заграждения «Насхорн» юго-западнее Порккалан-Каллбода. Весь экипаж(20 человек) погиб. В 1997 году обнаружена на грунте в точке с координатами 59°50' с.ш./24°30' в.д. До последнего времени считалось, что лодка потоплена 15.08.1942. сторожевым катером «VMV-5» к северу от Суур-саари или погибла на мине 14-15.08.1942. у острова Лавенсаари.

  03-06.10.1942. «Щ-320» (командир капитан 3 ранга И.М.Вишневский). Пропала без вести. Возможно, подорвалась на мине в Финском заливе, или потоплена германскими корабли ПЛО вечером 3 октября у острова Гогланд. Иногда указывается, что подводная лодка стала жертвой торпеды финской подводной лодки «Ику Турсо» в районе Утё 27 октября 1942 года, что не соответствует действительности. Погибло 40 человек.

  11-13.10.1942. «Щ-302» («Окунь»), (командир капитан-лейтенант В.Д.Нечкин). Подорвалась на мине заграждения «Зееигель» севернее острова Суур Тутрсаари. Предположительно, осталась на плаву и 14.10.1942. была добита финской авиацией. Погибло 37 человек.

  15.10.1942. «Щ-311» («Кумжа»), (командир капитан 3 ранга А.С.Пудяков). Огонь финских сторожевых катеров «VMV-13» и «VMV-15» у Порккала, или ими же 12.10.1942 южнее острова Тайкерсаари. Погибло 39 человек.

  21.10.1942. «С-7» (командир капитан 3 ранга С.П.Лисин) торпедирована ПЛ «Весихииси» (командир капитан-лейтенант О.Айтола) в 10-15 милях севернее маяка Содерарм в Аландском море. Погибло 42, спасено 4 человека, в том числе командир. В 1993 найдена в точке с координатами 59°50,7' с.ш./19°32,2' в.д. и обследована на глубине 30-40 м шведскими водолазами.

  10.1942. «Щ-308» («Семга»), (командир капитан 3 ранга Л.Н.Костылев). Пропала без вести. Возможно, стала жертвой торпед финской субмарины «Ику Турсо» (командир капитан-лейтенант Е.Паккола) на переходе к проливу Серда-Кваркен у острова Утё 27 октября 1942 года, либо была потоплена ударом противолодочного корабля «Шифф-47» 19 октября 1942 года в районе Утё. Могла погибнуть на пути домой от полученных повреждений в результате этого удара. Возможно, уничтожена у острова Тайкесаари от глубинными бомбами и артогнем финского сторожевого катера «VMV-2» 20 октября 1942 года. Не исключен подрыв подлодки на мине заграждения «Насхорн», «Юминда» или «Зееигель». Весь экипаж лодки (40 человек) погиб.

  после 29.10.1942. «Щ-304» («Комсомолец»), (командир капитан 3 ранга Я.П.Афанасьев). Пропала без вести со всем экипажем (42 человека). Вероятно, погибла на мине в Финском заливе.

  05.11.1942. «Щ-305» («Линь»), (командир капитан 3 ранга Д.М.Сазонов). Таранена финской ПЛ «Ветехинен» (командир капитан-лейтенант О.Лейко) северо-восточнее Симпнаса в Аландском море. Погибло 38 человек.

  12-16.11.1942. «Щ-306» («Пикша»), (командир капитан-лейтенант Н.И.Смоляр). Пропала без вести. Предположительно, подорвалась на мине в Финском заливе.Погибло 37 человек (весь экипаж).

  01.05.1943. «Щ-323» (командир капитан 2 ранга А.Г.Андронов). Подорвалась на донной мине в Морском канале Ленинграда. Погибло 39, спасено 5 человек. В 1944 году поднята и сдана на слом.

  23.05.1943. «Щ-408» (командир капитан-лейтенант П.С.Кузьмин). После длительного преследования потоплена группой финских кораблей, включающей в себя минные заградители «Риилахти» и «Руотсинсалми» и авиацией в районе маяка Вайндло. По официальной советской версии вынуждена была всплыть и вступить в артиллерийский бой с пятью немецкими сторожевыми катерами. (Погиб 41 человек).

  01.06.1943. «Щ-406» (командир капитан 3 ранга Е.А.Осипов). Пропала без вести. Возможно, потоплена огнем финского минного заградителя «Риилахти» и немецкого самолета «Арадо-196», или позднее подорвалась на мине. Погибло 39 человек.

  после 01.08.1943. «С-12» (командир капитан 3 ранга А.А.Бащенко). Пропала без вести. Возможно, погибла на минном заграждении «Насхорн» севернее острова Найссар, или подорвалась на мине заграждения «Вальросс». Погибло 46 человек.

  после 12.08.1943. «С-9» (командир капитан 3 ранга А.И.Мыльников). Пропала без вести. Возможно, погибла на минном заграждении «Насхорн» в районе банки Негрунд-Намси 14-15 августа 1943 года, или стала жертвой атаки финского эскортного корабля «Виско» северо-восточнее острова Кери 15 августа 1943 года.Погибло 46 человек.

  07-09.09.1944. «М-96» (командир капитан-лейтенант Н.И.Карташев). Пропала без вести. Вероятно, подорвалась на мине заграждения «Зееигель» в Нарвском заливе. Погибло 22 человека.

  04.01.1945. «С-4» (командир капитан 3 ранга А.А.Клюшкин). Вероятнее всего, погибла со всем экипажем (49 человек) в результате случайного столкновения с миноносцем «Т-3» в точке 51°56' с.ш./19°39' в.д. или таранена немецким миноносцем «Т-33» у маяка Брюстерорт в Данцигской бухте 6 января 





 

Немає коментарів:

Дописати коментар