ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

суботу, червня 18, 2011

"Легенда рядом с нами", как порой легко произносить это нам, живущим в 21 веке. Мы часто не задумываемся, что 20 век - это совсем близко, совсем рядом. Это легенды и быль о людях, которые живут в новом веке, помнят историю своей жизни и рассказывают ее нам - своим потомкам.


Служба ставшая историей

Александровска-на-Мурмане (ныне Полярный). От "Дельфина" пошли подводные силы самого мощного и современного нашего флота - Северного. От него повела родословную Четвертая эскадра океанских подводных лодок… 15 июля 1961 года на базе 33-ей Краснознаменной ордена Ушакова 1-ой степени дивизии была создана 4-ая Краснознаменной ордена Ушакова 1-ой степени эскадра ПЛ СФ в составе четырех бригад (161, 96, 69, 211).
Начался новый этап в истории прославленного соединения. Четвертая эскадра развила и приумножила славные традиции бригады времен ВОВ и дивизии послевоенных лет. Уровень боевой подготовки на эскадре был традиционно высок. К боевым наградам прибавились награды мирного времени. Так писали об эскадре контр-адмирал Л.Д. Чернавин и кап.1 ранга И.А. Каутский.
А вот как вспоминает годы службы на эскадре в своей книге "Черная эскадра" Николай Черкашин. Его воспоминаниями я хочу начать свою работу: "Как и все великие армады, она исчезла, моя эскадра. Самая большая в мире из всех существовавших когда-либо подводных эскадр. Зона ее ответственности простиралась от фиордов русской Лапландии до берегов Египта, охватывала весь Атлантический океан от гренландских глетчеров до легендарного мыса Доброй Надежды, от Нордкапа до Кейптауна. Ее подводные лодки, не ведая суеверий, ныряли в глубины клятого Бермудского треугольника и Саргассова моря, уходили к айсбергам Антарктиды и еще дальше - огибая Австралию - в Японское море.
Было время, почти античных героев, когда к причалам Полярного подводные лодки возвращались после годичной боевой службы, ободранные океанскими штормами до красного сурика, с промятыми рубками, с сорванной обшивкой, так что торчали баллоны ВВД (воздуха высокого давления). Сам видел, как одна из таких геройских доходяг входила в гавань с орлом на мостике. Молодой орел, перелетая Средиземное море, обессилел и сел на всплывший вдруг стальной "остров". Так и доплыл до Полярного, невольно став символом Четвертой эскадры.
Из дальних морей подводные лодки возвращались на пределе технических и человеческих возможностей. Первыми их встречали и подводили к пирсам видавшие виды катера-буксиры - так подхватывают под руки изнемогшего странника у родительского порога. А по трапам сходили на берег люди, которых и в самом деле впору было подхватывать, поскольку они едва держались на своих ногах, предательски обмякших после многомесячного заточения в отсеках. Сами, того не ведая, подводники эскадры ставили рекорды человеческой выносливости. Подводные лодки по году, а в отдельных случаях по 18 месяцев, несли боевую службу в отрыве от баз. Младенцы вырастали без отцов, а когда те возвращались, долго дичились и называли их не папами, а дядями.
Это на Четвертой эскадре и это про ее корабли была написана песня "Усталая подлодка": "Тебе известно лишь одной, когда усталая подлодка из глубины идет домой". Было время, когда сей гимн "подводников" гремел во всех ресторанах Ялты и Полярного, Северодвинска и Владивостока, Кронштадта и Севастополя…
Четвертая эскадра выталкивала в Мировой океан подводные лодки с четкостью гранатомета. Конвейер работал бесперебойно много лет: 10 лодок уходят на боевую службу, 10 лодок готовятся на смену, 10 лодок, только что вернувшихся, восстанавливают свою боеготовность. Одна бригада уходила из Средиземного моря, другая немедленно занимала ее позиционные районы. И так год за годом - более четверти Самой яростной, самой опасной схваткой советского и американского флотов за все десятилетия "холодной войны" была та, что разыгралась поздней осенью 1962 года. В подводные лодки. В случае перехвата советских судов они должны были нанести по американским кораблям удар из-под воды. Выбор Главкома пал на Четвертую эскадру. Четыре ее подводные лодки:
 
"рабочие лошади" "холодной 
войны" - противолодочные 
подводные лодки типа 
"фокстрот" (641-й проект). 
Полярный, 1976.
Б-36, Б-59, Б-130 и Б-4, под командованием командира бригады капитана 1 ранга Виталия Агафонова отправились из Полярного в Саргассово море. Это была самая настоящая авантюра, вызванная обстоятельствами, почти что военного времени: направить подводные лодки, приспособленные к условиям Арктики, в жаркие тропические моря.
Вот, что об этой экспедиции вспоминает сам Агафонов Виталий Наумович:
В зону конфликта были отправлены дизельные подводные лодки, подготовленные к этому походу. Было принято решение Главнокомандующего Северным флотом другие подводные лодки не посылать. Почему? Потому, что атомные подводные лодки только вступали в строй. Было много неполадок с техникой, причем в 1961 году единственная атомная, ракетная подводная лодка К-19, потерпела аварию. А другие подводные лодки вступающие в строй, в том числе торпедные ПЛ , тоже имели много неисправностей. 4 подводные лодки 4-ой эскадры начали подготовку, с осени 1961 года
К сожалению, кроме каких- то догадок, мы ничего официального об этом конфликте не знали. Ни где, в печати, телевидении, ни в кино ничего не говорилось об осложнении обстановки вокруг Кубы, и между США и СССР. Более того, даже когда нас посылали в этот поход , нам было сказано, что 4-м подводным лодкам 69 бригады ПЛ СФ Б-4, 36, 59, 130 где командирами были капитан 2 ранга Кетов Рюрик Александрович, капитан 2 ранга Дубивко Алексей Федосеевич, капитан 2 ранга Совицкий Валентин Григорьевич, капитан 2 Шумков Николай Александрович. Предстоит выполнить задание Советского Правительства, скрытно пройти через океан, в одну из дружественных стран для дальнейшего базирования в этой стране. Причем ни пункта базирования, ни маршрута - ничего нам не было известно.
Все документы секретно разрабатывались в Москве в Главном штабе ВМФ, видимо в Генеральном штабе. Нам документы вручили непосредственно перед походом. Мне, как командиру бригады был вручен большой пакет, стопка документов, опечатанная печатью Главного штаба ВМФ в Москве - "командиру 69 бригады" и так для каждой подводной лодки был заготовлен пакет отдельно, тоже с грифом "совершенно секретно". Причем эти пакеты были выданы перед самым выходом в море, за несколько часов до выхода, а главное их разрешалось вскрыть только в море.
Было ли на борту ядерное оружие, каковы были директивы по его применению?
Да. На каждой подводной лодке было погружено по одной торпеде с ядерным боеприпасом. То есть, одна атомная боеголовка была. Особых директив по этому вопросу не давалось. Но, существовали на флоте документы, и нам было ясно, кто может отдать приказ на его применение. Этот приказ отдать могла только Москва, Министр обороны.
У кого-нибудь из командиров был опыт применения ядерного оружия?
Опыта применения непосредственно ядерного оружия был только у одного командира, то есть он имел опыт стрельбы. В 1961 году у острова Новая Земля, на полигоне, проходили испытания ядерного оружия большой мощности, участвовали подводные лодки, надводные корабли, самолеты. Подводная лодка Б-130, командир капитан 2 ранга Шумков Николай Александрович, произвела два выстрела, причем очень удачно, оба, и лодка не пострадала в пламени взрыва, и командир тогда был награжден орденом "Ленина". Остальные подводные лодки опыта применения ядерного оружия не имели. На каждой подводной лодке, согласно курса подготовки, отрабатывались задачи по применению ядерного оружия. Очень хорошую тренировку получали и командиры и весь экипаж ПЛ по изучению ядерного оружия, метода обращения с ним. Так же проводились многочисленные тренировки по погрузке и выгрузке торпед с ядерным боезарядом.
А был ли страх, или колебания по поводу применения ядерного оружия?
Мы как командиры подводных лодок и личный состав воспитывались в том духе, что должны применить то оружие, которое имели, для защиты Родины. Я это понимал так, и думаю что так понимали другие командиры лодок и личный состав. Никакой боязни, или сомнения у нас конечно не было. И сам опыт стрельбы командиром Б-130 двумя торпедами показал, что командиры и личный состав готовы к использованию ядерного оружия. Конечно, в этом походе мы были готовы, если бы нам поступил такой приказ.
После того, как Вы вывели лодку на центр Екатерининской бухты, не было ли теперь страха от осознания того, что на борту находится ядерное оружие?
Нет. Я хочу сказать, что вообще мы были воспитаны на опыте Великой Отечественной войны, общались с героями той войны, и говорить о каком ни будь страхе, нам было стыдно. Мы шли в поход стремительно. Мы спешили достичь цели - прийти на помощь Кубе.
Как вели себя наши северные лодки в тропических водах?
Это вопрос относится к конструктивным особенностям тех подводных лодок, которые тогда были. 641 проект, это была самая современная дизельная подводная лодка того времени. Но она была построена для северных широт и умеренного климата. Для плавания в южных, тропических широтах эта лодка не была предназначена.
По многим причинам: во - первых - температура там даже на глубине 200 метров приближалась к 30 градусам тепла, не говоря уже о поверхностных температурах. На лодках не было системы кондиционирования, вы знаете, что такое кондиционирование сейчас, оно обеспечивает полный комфорт.
Во - вторых - это аккумуляторные подводные лодки. Нужно подзаряжать аккумуляторы. Аккумуляторная батарея не имела искусственной вентиляции батареи, которая позволяла охлаждать электролит до определенной температуры.
А это вело к чему? Кислород выделяется бурно, батарея вскипает. Если вдруг 3 процента накопления в отсеке водорода - это уже взрывоопасно.
На сколько хватало аккумуляторных батарей?
Мне трудно вспомнить. Для каждой батареи существовали определенные циклы. Я не могу сказать точную цифру. Допустим, столько то циклов батарея заряжалась, после чего выходила из строя. Подводная лодка Б-130 вышла с недостаточно свежей батареей. Это тоже командиру доставило дополнительные трудности. Дальше дистилляционных установок как таковых не было. Поэтому нам приходилось ограничивать личный состав подводных лодок пресной водой, но говорить о том, чтобы умыться или побриться, было исключено. Личному составу выдавалось - утренний чай - стакан и вечерний чай - стакан. В обед и ужин выдавалось по стакану компота.
Как соблюдал гигиену личный состав?
Выдавался на протирку спирт для того, чтобы дезинфицировать кожу. Кожа покрывалась потницей. Мы были все время потные, теряли много в весе - до 50 процентов. Происходило обезвоживание организма. Нам на поход выдали одежду - синие рубашки и синие трусы. Мы обливались потом, и пот с нас стекал синий , потому что эта рубаха вся растворялась на нашем теле. Это приводило к гнойной потнице. Личный состав в таком, ужасном состоянии истекал грязью, а дышать, сами понимаете, чем приходилось. При температуре 50 - 60 градусов, особенно в дизельном отсеке, который и так полон паров дизельного топлива и масла добавлялись еще и температурные условия. Личный состав падал по несколько раз, в обморок, особенно в дизельных отсеках. Были люди, которым за весь 90-суточный поход не удалось сделать глоток свежего воздуха. В общем и целом наши лодки были созданы для действий в умеренных и северных широтах.
Какой режим связи был установлен с большой землей. И не мешал ли он скрытности?
Да, не только мешало, а очень и очень мешало - тот режим, который был для нас установлен. Для каждой подводной лодки был назначен суточный график подвсплытия. Кроме того, так называемый, собирательный сеанс связи. Все подводные лодки одновременно должны были всплывать для приема сигналов, в одно и тоже время, в установленный час. Время было назначено - 00.00 московского времени. Это время в западной Атлантике соответствовало 16 часам, то есть самому светлому времени суток. О какой скрытности и как можно было лодке всплыть при таком режиме? Кстати, Командующий Северным флотом Адмирал Касатонов несколько раз обращался в Москву, чтобы этот режим отменить. Режим сохранился до конца похода.
Некоторые подводные лодки вынуждены были всплыть. На каком расстоянии от них находились американцы?
По-разному складывалась обстановка. Как-то я стоял в ночь на мостике лодки Б-4, в это время шла зарядка аккумуляторных батарей, и шли тропические проливные дожди. Нам удалось зарядить батарею полностью.
Где-то на рассвете появился сильный сигнал об американской авиации, от этого сигнала мы уклонились. По нам посыпались взрывные устройства, системы "Джули". Они бросали несколько глубинных, малых бомб. Подводную лодку захватывал в кольцо самолет, бросал серию буев с этой системой . Система была на принципе отражения эха. Но нам удалось выдержать несколько бомбежек, три или четыре. Очень бомбежки чувствительные. Гасли лампочки в отсеках. Взрывы были довольно чувствительные о корпус. Эти взрывы при помощи буев не позволили самолету обнаружить нашу подводную лодку. А вот по сигналу радиолакатора обнаружили, лодку в надводном положении. Но мы быстро ушли и подводная лодка в течении следующих трех суток маневрировала от самолетов. Они прекратили бомбежку. Появилась группа противолодочных кораблей, они давали сигналы своими гидроакустическими станциями. То приближались, то удалялись (два раза в день). Мы маневрировали по глубине и ходом и под слой скачками, то есть всеми доступными для нас способами. Корабли нас не обнаружили. В течении трех суток мы смогли оторваться и от самолета и от поиска группы противолодочных кораблей. Ушли, удрали - короче говоря.
То есть вас вообще не обнаружили?
Нет обнаружить нас обнаружили - радиолокацией с воздуха, а обнаружить подводную лодку на месте так и не смогли. Но у нас был еще случай. От бомбежек, от высокой температуры расплавился сальник ввода в боевой рубке и хлынула вода. Подводной лодке грозило сильное затопление. Всплывать на поверхность нельзя, сверху надводные корабли, могли под таран попасть, и все что хочешь. Подводную лодку нужно было удержать на безопасной глубине от таранного удара, это где -то больше 25 - 30 метров, а боевую рубку поддувать воздухом, чтобы не затопить отсек. В тоже время нужно было устранять прорыв воды. Вода могла затопить отсек и лодка могла утонуть. Нашлись добровольцы. Мичман Костенюк заделал пробоину, то есть перебил сальник и течь была приостановлено. Лодка была спасена от затопления. За это он был представлен к ордену "Красной Звезды", но не знаю был ли он награжден в дальнейшем. Я лично писал представление.
Вот такая была обстановка.
Как пишет Николай Черкашин: на каждую "агафоновскую" подводную лодку приходилось по противолодочному авианосцу (40 самолетов и вертолетов) и свыше 50 кораблей, оснащенных изощренной поисковой электроникой. Тем не менее "великолепная четверка" бросила вызов американскому флоту и вела свою безнадежную игру умело и дерзко. А Б-4 под командованием капитана 2 ранга Рюрика Кетова и вовсе сумела уйти от превосходящих сил, не поднятой на поверхность. Это ли не мировой рекорд неуловимости и подводницкого мастерства?
Еще гросс-адмирал Дениц называл Полярный "осиным гнездом советских подводников". Не лучшего мнения были о нас и натовские адмиралы. В западной прессе нас называли "русскими пиратами", хотя ни одного корабля мы не потопили. Но тоже не стеснялись в выражениях своих чувств к "вероятному противнику". В рубке дежурного по эскадре висел график пролета американских разведывательных спутников. Они вели фотосъемку нашей базы из космоса. Матросы, изучив график, стали выкладывать на причале из свежих досок коротенькое слово из трех букв, на что уходило всего семь досок и один короткий обрезок. Слово это появлялось за несколько минут до подлета очередного спутника-шпиона. То был персональный привет от подводников Четвертой эскадры Пентагону. Оценили ли там стихийный юмор советских подводников - неизвестно, но родное начальство, спотыкаясь о разложенные доски ("Убрать к чертовой матери!"), совершенно не догадывалось о нештатном "канале космической связи".
Другие подводные лодки попали в более сложное положение. Начиная от Азорских островов мы не могли высунуть носа, только поднимешь перескоп сразу самолетный сигнал, и так в течении всего похода и по несколько раз в течении суток. Напряжение спадало в ночное время.
Самые драматические события разыгрались у Багамских островов, когда подводные лодки все таки прорвались через эти пять рубежей, за линией их блокады.
Лодки попали в очень тяжелое положение. Было оказано яростное сопротивление противолодочным силам. Это первое послевоенное соприкосновение, как говорят, нос в нос. Встретились с вероятным противником. Лодка вынуждена была все время маневрировать, аккумулятор разряжался, и в конце концов подводной лодке либо уходить на дно и погибать, либо всплывать. Но официально война не была объявлена. Подводные лодки, ни каких указаний на применение оружия не получали, поэтому вынуждены, были всплывать в окружении кораблей и самолетов противника.
Подводные лодки тут же окружались противолодочными кораблями, до 5 - 7, иногда до 10 единиц, брали, буквально в кольцо подводную лодку, как бы в клетку ее сажали, и командиру надо было маневрировать так, что бы не попасть под таран. Наши подводные лодки обстреливались залпами из пулеметов с самолетов. Ливень пуль буквально пролетал над самой подводной лодкой, то есть они с низкой высоты обстреливали корпус, как бы впереди . В самое тяжелое положение попала Б-59 капитана 2 ранга Савицкого, на этой лодке был и начальник штаба бригады капитан 2 ранга Архипов.
Я должен отметить, что американцы, прежде всего, шли на таран. Шумков, когда у него вышли из строя дизеля, всплыл. Его окружили и шли на таран. Он срочно погрузился и чуть винтами противника не повредил корпус. Они могли его разрезать пополам. Но он был очень хорошо подготовлен, действовал смело и решительно, что позволило избежать таранного удара. А вообще надо сказать, что американцы вели себя нахально, нагло. С самолетов была слышна музыка, они демонстрировали недостойные, неприличные для обозрения места, жгли, издевались над нашим государственным и военно-морским флагом, топтали его и прочее, прочее. Вот все оружие, вся система противолодочного вооружения была развернута, что бы вынудить командиров сдать оружие. Но не было ни одного случая, что бы нервы командиров не выдержали. Техника, я имею ввиду дизеля, короче железо не выдержало, а люди выдержали, они доказали, что крепче железа.
Как возвращались домой?
В отношении Б-36 капитана 2 ранга Дубивки. Он оказался ближе всех, у ворот, так сказать, на Кубу. Он тоже встретился с противолодочными кораблями. Каждую лодку пас авианосец в окружении до 30 кораблей, 50 -60 самолетов и вертолетов. Сами понимаете, что мы оказались за линией их карантинного кордона. Командиру Б-36 было приказано форсировать пролив Кайкос, это ворота в гряду Багамских островов и командир уже шел туда. И буквально на переходе через пролив было приказано, как и остальным ПЛ, возвратиться на исходные позиции к востоку и северо-востоку. Нам было ясно, что нас смещают не на Кубу, а от Кубы. После этого мы находились в этом районе около месяца. Затем нам было указано скрытно вернуться в базу.
И потом, как мы уже узнали, в решение Карибского кризиса вмешались политики. И это к счастью. Мы находились в районе Багамских островов еще около месяца. На Кубе происходила эвакуация ракет и техники. Потом мы в конце ноября получили приказ, так же скрытно, как и пришли вернуться на базу на Север.
Я уже говорил что нам удалось вернуться живыми и невредимыми, несмотря на противодействие противолодочных сил и средств, которые оказывали американцы. Одна лодка оказалась в тяжелом положении, Б-130, ей пришли на помощь корабли Северного флота.
На этой лодке, как и на всех подводных лодках, было проявлено исключительное мужество. И я должен отметить, что после каждой зарядки батарей ( а она происходила на поверхности) лодки находили возможность из под носа врага нырнуть на глубину. В частности, американский известный военно-морской историк и публицист Норман Поуп в журнале "Морской сборник" описывает погоню за Б-36.
Они ее искали более 3-х суток. Лодка вынуждена была всплыть, когда она разрядилась, на поверхность. Оказывается, в это время американцы проводили так называемую "Президентскую охоту" за нашими подводными лодками, это называлось загнать до изнеможения. Президенту США Джону Кеннади докладывалось о действиях противолодочных сил, потому что проводилась операция в мирное время. На всю страну СМИ США трубили об успехах их противолодочных сил и награждали их орденами и медалями. Но ни какого героизма в их действиях не было. Они ждали, что бы лодка погрузилась, а потом за ней наблюдали и ждали,когда у нее полностью разрядится аккумуляторная батарея и она всплывет.
Они действовали, как говорят решительно, потому что были уверенны, что нервы советских подводников не выдержат. Норман Поуп признает, что для них это было рискованно. Особенно беспокоило военное руководство США наличие подводных лодок непосредственно у Багамских островов. Были даны жесткие указания заставить подводные лодки всплыть любым способом. 27 октября 1962 года был критический момент в жизни Президента Кеннади связанный с подводными лодками. Около 10 часов 27 числа МО Макнамара доложил, что к карантинной линии подходят два советских транспорта и между ними находится подводная лодка. Президент стоял перед выбором начинать войну или нет. То есть той спичкой, которая могла зажечь пожар ядерной войны тогда могла стать подводная лодка. Кроме нас там никого не было. К счастью в 10.25 доложили, что транспорты остановились, подводной лодке приказали остановиться, и в отношении подводной лодки дальше не упоминалось.
Никто из нас раньше не был в боевых условиях, здесь нам впервые пришлось встретиться лоб в лоб с вероятным противником. Ведь противолодочные силы США превышали в сотни раз по своим возможностям боевые возможности наших 4-х лодок. Что такое 4-е лодки. Если б в открытом океане они встретили авианосец или любой корабль это страшная сила, да еще имея на борту ядерный боевой заряд. 3 подводные лодки вынуждены были все - таки всплыть под действием противолодочных сил США.
И когда мы прибыли на базу каждую подводную лодку встречала комиссия, прибывшая из Москвы. А встретили, скажем, нас хмуро. Хотя разместили на той же плавбазе "Халкин" в тех же теплых каютах, в тех же койках. откуда матросы уходили в этот поход. Но, и тогда, видимо основная цель была всю вину возложить на командиров подводных лодок, нас и слушать не хотели, с оправданием, что там была такая обстановка. Был составлен разгромный приказ, который имел целью в пух и прах обвинить командиров во всем и вся. Правда, надо отдать должное Главнокомандующему ВМФ Горшкову С.Г. это приказ он не подписал, (что стало известно потом). Главком наложил резолюцию, что командирам подводных лодок было лучше видно как действовать в этих условиях, и командиров подводных лодок не наказывать. Но, увы, этим дело не кончилось.
В конце декабря или в начале января 1963 года я был приглашен как командир бригады, выступить с докладом о действиях подводных лодок. Тогда Военный Совет Северного флота внимательно выслушал мой доклад о походе ПЛ к Богамским островам и всем командирам подводных лодок и отличившимся из личного состава Командующим флотом были подписаны наградные листы.
Я был представлен на звание контр-адмирала. И на этом все кончилось. И совершенно изменилась обстановка когда командиры подводных лодок были вызваны на доклад к Министру обороны Маршалу Советского Союза Гречко Андрею Антоновичу. Толи это было заслушивание, толи разнос, трудно назвать. Понимание действий командиров подводных лодок у первого зам. министра обороны не нашли. Командиры подводных лодок обвинялись во всем. понимал. Гречко считал, что якобы ему Горшков докладывал, что это были не дизельные подводные лодки, а атомные. Поэтому он напирал на командиров. А командиры доказывали, что они командовали дизельными, а не атомными подводными лодками. Тогда были реплики, почему не забросали гранатами? Смешно. Но командиры были обвинены. И когда Гречко полностью понял, что он ведет разговор не с командирами атомных подводных лодок, а с командирами дизельных подводных лодок, которые имели определенные возможности действий в данном районе. Тогда он потерял интерес. Быстро свернул и закончил. Командиры были отпущены. Среди генералитета он прямо заявил, что я бы на их месте все равно не всплывал. Подводные лодки по его мнению должны были утонуть.
Такой случай быстро представился подводной лодке К-129, это 629 проекта Тихоокеанского флота. О гибели которой в течении 25 - 30 лет не было ничего не известно, все держалось в тайне, семьи были без пенсий, без всякой заботы из родителей и т.д. Была дана такая отписка, сообщение. Умер или считать умершим, я сейчас не помню, при исполнении служебных обязанностей.
Видите, мы вернулись на базу здоровые, не привезли не одного трупа, подводные лодки, хотя и были ржавые, их восстановили к концу 63 года.
Где-то в марте состоялась научно-практическая конференция о скрытности подводных лодок. Я выступал докладчиком о походе подводных лодок. А куда подводные лодки ходили. Я один раз произнес. На весь зал Командующий сказал: "Какая там еще Куба, какую под Кубу. Вас не спрашивают, в какую страну вы ходили? Вы отчитываетесь о том походе, которые вы совершили и нарушили скрытность", то есть получается, как бы командир бригады меньше понимал, чем тот, кто там никогда не бывал. Меня обвинили, что единственный командир, который не понимает, что такое скрытность подводных лодок, является командир 69 бригады капитан 2 ранга Агафонов. Все в зале были лучше осведомлены, как нужно было тогда действовать.
К вам же приезжал Фидель Кастро после всех этих событий?
Перед первым мая все четыре подводные лодки были построены на рейде Североморска. Я не помню, были ли надводные корабли. Но одна из подводных лодок проекта 629 (ракетная подводная лодка) была в нашем строю.
Мы приветствовали Фиделя Кастро. Он шел со стороны Мурманска на эсминце. Все кричали "Вива Куба". Он приветствовал моряков. Мы были до предела рады, что нас посетил вождь Кубинской революции, потому что мы пришли ему на помощь. Поприветствовав нас, он сошел на берег у причала в Североморске. Вскоре были подозваны к причалу две подводные лодки Б-36 капитана 2 ранга Дубивко, 641 проекта, которая ходила в поход и была ближе всех у пролива Кайкаса и подводная лодка 629 проекта которая на Кубу не ходила. Лодки поставили таким образом. сначала к причалу поставили лодку 629 проекта, а потом подозвали Б-36. Подводная лодка ракетная, которая по размерам больше, полностью загородила подводную лодку Б-36 и командира ее капитана 2 ранга Дубивко. На подводной лодке 629 проекта постелили ковры, Фидель с удовольствием повалялся на матросских койках. И конечно Кастро остался очень довольным. Для меня до сих пор остается загадкой, почему он не пожал руку командиру лодки К-36?
Первого Мая Фидель Кастро стоял на трибуне рядом с Хрущевым, сверкая звездой Героя Советского Союза.
В некоторых публикациях сообщается, что Командующий флота представил командира, что Фидель Кастро пожал ему руку, но этого не было.
Впрочем, эскадра не только демонстрировала свой флаг в горячих районах планеты. Данные гравиметрической разведки, которую провели подводники эскадры, использовались при осуществлении полета в космос первого человека с планеты Земля. Именно для этой цели в сверхдальний поход еще в 1958 году была отправлена из Арктики в Антарктиду дизельная подводная лодка Б-82 под командованием капитана 2 ранга Геннадия Швецова (второй командир - И. Гуляев). Потом Юрий Гагарин приедет на Север к подводникам и скажет им: "Ваши подводные лодки так похожи на космические корабли…"
С теми же, научными, задачами выходили за экватор к берегам Южной Америки подводные лодки Б-80 (командир - капитан 2 ранга Н. Рензаев) и Б-75 (командир - капитан 2 ранга М. Мальков). А подводная лодка Б-73, переименованная в "Лиру", и вовсе стала кораблем науки. Неоднородность гравитационного и геомагнитного поля Земли существенно сказывалась на точности полета ракет. Надо было создавать абсолютно новые карты нашей планеты - геомагнитные. Считалось, что погруженная подводная лодка - идеальная "платформа" для изучения этой невидимой глазу ипостаси.
Из всех советских подводных лодок первой в Атлантический океан вышла лодка Четвертой эскадры. Это случилось в 1957 году (заметим, спустя ровно сорок лет после того, как в Атлантике побывала русская подводная лодка "Святой Георгий"). Б-77 под командованием капитана 3 ранга Аркадия Михайловского совершила поход в Северную Атлантику на полную автономность. Она же первой в истории отечественного подводного флота пересекла экватор. Именно Б-77 проложила тот великий путь, которым потом пойдут бригады и дивизии подводных лодок Северного флота.
Осваивались тропики, осваивались и льды, точнее подледное пространство. Подводная лодка С-347 под командованием капитан-лейтенанта Владимира Чернавина (будущего главкома ВМФ СССР) ушла под лед на полный радиус подводного хода. Рекорд пребывания подо льдом они установили, поставив на карту свои жизни. Переменившийся ветер вызвал подвижку ледяных полей, которые накрыли расчетную точку всплытия. Ценой невероятных усилий экипаж "эски" сумел выйти на чистую воду и вернуться в родной Полярный.
Подводные лодки Четвертой эскадры первыми испытали силу ядерного подводного удара. Рассказывает контр-адмирал Иван Паргамон: "Моя подлодка С-19 находилась на якорных бочках в надводном положении на расстоянии 1.400 м от эпицентра…
Мне "посчастливилось" увидеть жуткое зрелище, наблюдая в специальные оптические устройства, защищенные от светового излучения разорвавшейся бомбы. На глазах вырастал огненный купол грибовидного облака. В его районе взметнулись вверх раскаленные горящие обломки корабля-смертника…"
Четвертая эскадра и Полярный пережили подобную трагедию, которая разыгралась прямо в Екатерининской гавани: на подводной лодке Б-37 рванул весь боезапас торпед. Чудовищный взрыв потряс подплав и город. Подводная лодка готовилась к боевой службе в Карибском море. Причины взрыва не ясны до сих пор. А страна так и не узнала о мгновенной гибели ста двадцати двух человек.
Любой военный конфликт на Ближнем или Дальнем Востоке отзывался здесь, в Екатерининской гавани, ревунами боевых тревог и грохотом тяжелых ботинок бегущих к подводным лодкам матросов. Они уходили в "горячие" моря и патрулировали там, открыв передние крышки торпедных аппаратов.
Из воспоминаний Николая Черкашина: "Во время арабо-израильской войны 1967 года подводная лодка Б-31 получила приказ следовать в восточную часть Средиземного моря. На переходе в центральном посту вспыхнул объемный пожар неукротимой силы. Заживо сгорели четыре моряка. Впервые после Великой Отечественной войны их хоронили в море... Но подлодка Б-31 все же вышла на боевую позицию в залив Сидра". Лишь былой "вероятный противник" оценил нечеловеческий ратный труд эскадры. Право, вероятный противник уважает российских подводников больше, чем собственное начальство. Когда на 100-летие британской королевы-матери в Портсмут пришли подводные лодки всех великих морских держав, принцесса Анна, покровительница подводного флота Британии, удостоила посещением только подводную лодку "Вологда" из состава четвертой эскадры. Советники принцессы знали, какой корабль достоин монаршей чести".
Вспоминая свою службу в Полярном, контр-адмирал П.Н.Романенко пишет: " В штабе эскадры я встретился с умными, хорошо знающими свою специальность людьми, которые уделяли большое внимание специальной подготовке личного состава. Его выучке и натренированности на боевых постах.
Иногда на ПЛ случались отдельные нарушения. Особенно страшен на лодке пожар - это катастрофа! Так вот на одной из лодок стоящей у ПКЗ, во время обеденного перерыва возник пожар в первом отсеке. Как только об этом доложили командиру бригады кап.1-ранга В.Д. Шакуло, он с ПКЗ спрыгнул на мостик ПЛ, согласовал машинный телеграф, отдал приказание на исполнение сигналов, ходами порвал швартовые концы и полным ходом стал выходить из Екатерининской гавани. Командир бригады в одну минуту оценил обстановку - к чему мог бы привести пожар в первом отсеке. Уж больно тяжелы были бы последствия взрыва боезапаса ПЛ у причала. Он решил увести лодку, как можно дальше от кораблей и города. Вот она - боевая выучка! Сам погибай. А друзей выручай. На кате я догнал ПЛ далеко от базы. Люк первого отсека был отдраен и из него шел густой черный дым. Когда подошли ближе к лодке, В.Д.Шакуло доложил, что в первом отсеке загорелся индивидуальный спасательный аппарат, его выбросили в море, и отсек вентилируется".
Интересный случай произошел во время БС с контр-адмиралом Л.Д.Чернавиным, он вспоминает: " В октябре 1965 г. мы пошли в Средиземное море, экипаж успешно сдал все задачи и готовился вернуться на базу. В последний день пребывания на позиции гидроакустик доложил об обнаружении в кормовом секторе многочисленных шумов НК.
Мне тогда показалось, что на нас движется армада натовских кораблей. Мелькнула мысль, что нас обнаружили и теперь преследуют. Но все обошлось - преследования не было. Позднее, я узнал, что американский бомбардировщик В-52 уронил в море атомную бомбу. Для ее поиска в предполагаемый район и направили все силы американского флота. Я тут же получил указание перейти в другой район.
Мы нынешнее поколение живем на улицах Лунина, Фисановича, Видяева, Гаджиева, названных именами тех, кто не вернулся в Полярный из боевых походов. Мы живем в тех же домах, наши знакомые и родные уходят в моря от тех же причалов. Многих кто служил на эскадре, уже нет живых, но они были! Их делами можно гордиться. Как же сохранить память об этих людях?
О том, как надо увековечивать память наших моряков и кораблей, показало недавно акционерное объединение "Мосэнерго". Сбросились московские энергетики, кто сколько мог и поставили на Кузьминском кладбище уникальный морской памятник первому советскому атомному ракетоносцу К-19. Ставили жертвам ядерной аварии, а получился монумент всему экипажу, точнее всем экипажам, ходившим на той лодке, получившей прозвище "Хиросима", в моря.
В отрезанном от России городе Калининграде сердобольная женская душа - директор Музея Мирового океана Светлана Сивкова по-настоящему увековечила память Четвертой эскадры: добилась того, чтобы к музейной набережной поставили одну из последних субмарин 641-го проекта - натруженную "рабочую лошадь" Великой подводной армады. Подводное судно "Новосибирский комсомолец" серии Б-396, построенное в 1980 году на нижегородском заводе "Красное Сормово", в течение девятнадцати лет являлось боевой единицей Военно-морского флота.
 
Субмарина принимала активное участие в боевых учениях и даже была признана лучшей в четвертой эскадре подводных лодок. Примерно в 1988 году "Новосибирский комсомолец" был списан на утилизацию и его, возможно, постигла бы традиционная участь всех боевых субмарин - переплавка на вторсырье для тяжелой промышленности. Но у этой лодки оказались довольно остроумные "шефы", которые и определили ее дальнейшую участь. Как рассказал "РГ" Александр Искра, генеральный директор московского государственного учреждения культуры "Музей - подводная лодка", правительство Москвы в течение десяти лет шефствует над этой субмариной. Поэтому совершенно логично, что возникла идея создать на базе подводной лодки музей ВМФ России в Москве.
В нашем городе тоже увековечили память о подводниках, на площади победы величественно высится рубка подводной лодки, напоминая о героях воевавших в годы ВОВ, о тех, кто служил и служит в нашем городе, неся гордое звание Защитника Отечества.
Научно-поисковая работа в рамках городского поисково-краеведческого конкурса
Ковальчука Владими

Немає коментарів:

Дописати коментар