середу, червня 15, 2011

АДМИРАЛ ПАВЕЛ КОТОВ. Родился 3 января 1911 года в деревне Матвейково Новодугинского района Смоленской области, в семье потомственных корабелов. Его дед Василий Андреевич строил крейсер «Аврора». Отец — Григорий Васильевич (1887—1967), трудился на строительстве линейных кораблей для Балтийского флота. Супруга — Матильда Ивановна (1909—1993), работала хирургом. Дочь — Галина Павловна (1931 г. рожд.), инженер-радиоэлектронщик. П.Г. Котов имеет внука и внучку, двух правнучек.

По семейной традиции Павел Котов в 1930 году направился в Ленинград, на Адмиралтейский судостроительный завод. После обучения сборке корабельных корпусов трудился на строительстве подводных лодок типа «Щука» для Тихоокеанского флота. Комплексная бригада слесарей-сборщиков во главе с Павлом Котовым за короткий срок подготовила к отправке во Владивосток несколько подлодок для их достройки на судостроительном заводе
. Причем разобранные на отдельные отсеки лодки перевозились на специальных железнодорожных платформах. Все переправленные таким образом на Дальний Восток субмарины показали высокие мореходные и боевые качества.

Окончив рабфак, в 1933 году Котов поступает на кораблестроительный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского. После завершения учебы с 1938 года работал в военной приемке — проверял качество корабельной брони на Мариупольском металлургическом заводе, участвовал в испытаниях новых кораблей на Балтике, принимал судовые машины и механизмы на Ижорском заводе.

С первых дней Великой Отечественной войны Котов, будучи одним из представителей Главного управления кораблестроения ВМФ в Ленинграде, принимал энергичные меры к подготовке надводных и подводных сил Балтийского флота к отражению наступления врага на море. Корабли, стоявшие на судоремонтных предприятиях, быстро вводились в строй и направлялись на боевые позиции. Талантливый инженер Котов внес немало ценных предложений по ускорению ремонта поврежденных в боях кораблей. В труднейших условиях вражеской блокады города он помог корабелам достроить несколько подводных лодок, которые успешно действовали на вражеских коммуникациях в последний период войны.

Имя Павла Котова навечно вошло в историю Ленинградской битвы как творца «броневого пояса» на сухопутном фронте. В июле 1941 года, обнаружив на заводах и складах несколько десятков тысяч тонн неиспользованной корабельной и танковой брони, он обратился в Чрезвычайную комиссию по обороне города с предложением создать вокруг Ленинграда кольцо из мощных бронесооружений. Комиссия согласилась и рекомендовала инженер-капитан-лейтенанту Котову самому возглавить эту работу. В те дни «броневого капитана» — так называли солдаты Котова — можно было встретить на позициях войск 55-й, 42-й, 23-й армий. Вместе с командирами дивизий и полков он намечал места установки укрытий. За короткий срок на линии фронта было сооружено 7312 артиллерийских и пулеметных дотов, броневых пунктов для стрелков из противотанковых ружей. Это был настоящий броневой рубеж, преградивший фашистским полчищам путь к Ленинграду.

Одновременно с фронтовыми делами Котов продолжает работу по ремонту эсминца «Сторожевой», крейсеров «Киров» и «Петропавловск», линкора «Октябрьская революция» и других кораблей, оказывавших огневую поддержку сухопутным войскам. Вместе с конструкторами он улучшает проект, а затем организует серийную постройку нового типа тральщиков, остро необходимых флоту для борьбы с минной опасностью в Балтийском море, бронекатеров для поддержки десантов, тендеров для перевозки грузов через Ладожское озеро.

В середине 1943 года инженер-капитан 3-го ранга Котов назначается в Москву начальником отдела надводных кораблей Управления кораблестроения ВМФ. На реке Вятке он участвует в испытаниях и организации серийной постройки катеров — малых охотников за подводными лодками, во Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре проверяет качество новых легких крейсеров и сторожевых кораблей. Советы и предложения опытного корабела основательно помогали судостроителям повысить боеспособность новых военных судов.

Еще шла Великая Отечественная, когда Котова пригласили к участию в разработке плана строительства флота и восстановления судостроительных заводов. На основе анализа опыта использования сил флота в войне с фашистской Германией он определил оперативно-технические требования для всех классов боевых кораблей и вспомогательных судов в послевоенный период. Его предложения получили высокую оценку.

В феврале 1947 года его назначают заместителем начальника Главного управления надводных кораблей (ГУК) ВМФ и присваивают звание инженер-капитана 1-го ранга. С июня 1950 года он — начальник этого управления (в 1951 году ему присваивают ему звание инженер-контр-адмирала). А с мая 1952 года по январь 1953 он — заместитель начальника ГУК. Вскоре его перевели на работу в Кремль — заместителем секретаря Комиссии обороны Президиума ЦК КПСС. Позже он работал адмиралом для особых поручений, а затем помощником министра обороны СССР. На этих постах он многое сделал для «оморячивания» министра (в то время эту должность занимал Н. Булганин): организовывал его поездки на Северный, Черноморский и Тихоокеанский флоты. Выходы на кораблях в море, посещение министром военно-морских баз способствовали решению наиболее острых проблем боеготовности флотов.

Котов стремился непосредственно участвовать в строительстве новых кораблей, он рвался на флот... После многократных и настойчивых просьб, подачи трех рапортов, в конце марта 1957 года он назначается заместителем начальника кораблестроения и вооружения ВМФ по новой технике, ему присваивается звание инженер-вице-адмирал.
В те годы шло строительство первой атомной подводной лодки, обладающей неограниченной дальностью плавания и высокой скоростью. Этому важнейшему для безопасности государства делу Котов, с присущей ему увлеченностью и энергией посвятил почти три десятка последующих лет своей флотской службы. Это было время, когда Запад переносил основную мощь стратегических ракетно-ядерных сил с континента на просторы Мирового океана. В борьбе за первенство в создании атомных субмарин наша страна не уступала Западу. И это было достигнуто благодаря самоотверженному труду таких людей, как Павел Котов. Месяцами он работал в конструкторском бюро, научно-исследовательских институтах, на верфях Северодвинска, Комсомольска-на-Амуре, неделями находился под водой, испытывал атомные лодки на прочность, живучесть, маневренность. Он выходил в море на испытания баллистических и крылатых ракет, новых мощных торпед.

Судьба связала Котова с замечательными людьми, много сделавшими для повышения боевой мощи флота: научным руководителем создания атомной подлодки академиком А.П. Александровым, создателем ядерной энергоустановки для субмарин академиком Н.А. Доллежалем, выдающимся ученым и конструктором В.П. Макеевым, создавшим целое семейство ракет морского базирования, главным конструктором лодок В.Н. Перегудовым, академиком Челомеем. Вместе с ними он решал сложнейшие инженерные проблемы создания подводных атомоходов стратегического назначения.

В 1965 году Котов назначается заместителем Главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и вооружению — начальником кораблестроения и вооружения ВМФ. Он настойчиво осуществляет техническую политику и реализацию требований флота к проектам новых кораблей, выполнению плана строительства мощного океанского ракетно-ядерного флота страны.

Павел Григорьевич Котов лично причастен ко многим достижениям отечественного атомного судостроения. Он участвовал в разработке проекта корабля XXI века — тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», крупнейшей в мире ядерной подводной лодки стратегического назначения «Тайфун». Есть его доля труда и в том, что была достигнута небывалая скорость подводного движения — 44,7 узла (80,4 км/час), рекордная тысячеметровая глубина погружения, что осуществлялись походы к Северному Полюсу, кругосветные плавания под водой... Немало он сделал и для того, чтобы ракеты, выпущенные из-под воды, пролетев тысячи километров, поражали цель со снайперской точностью. Котов отдавал все свои силы и способности, чтобы надежно защитить интересы России в Мировом океане.

Напряженный труд Котова был неоднократно отмечен. В 1967 году ему присвоили звание адмирала. За вклад в строительство атомного флота в 1974 году ему присудили Ленинскую премию. В 1980 году он удостоен высокого звания Героя Социалистического Труда.

П.Г. Котов — почетный гражданин города Северодвинска, где было построено большинство подводных атомоходов, почетный строитель Комсомольска-на-Амуре и судостроительного центра на Дальнем Востоке.

За заслуги перед Родиной он награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды и многими другими наградами. В связи с 90-летием со дня рождения отмечен орденом Почета.

В 1986 году, прослужив на флоте более полувека, П.Г. Котов вышел в отставку. Находясь на отдыхе, он продолжает творческую работу. В 1994 году издана его книга «Главное дело жизни» — о деятельности трижды Героя Социалистического Труда академика А.П. Александрова в Военно-Морском Флоте. В 2000 году в журнале «Военно-исторический архив» опубликован его исторический очерк о развитии отечественного атомного флота.

Немає коментарів: