понеділок, червня 13, 2011

История Дизельной лодки "С-7"


17 октября 1942 года «С-7» вышла в новый поход. Прошла неделя, вторая — с лодки не поступило ни одной радиограммы. Подводники не ответили и на переданную им по радио радостную весть о присвоении П. Лисину звания Героя Советского Союза. Корабль не вернулся на базу..
.
Уже после войны стало известно, что он погиб на боевом посту. В момент гибели находившаяся в рубке группа подводников, в числе которых были и Лисин и Хрусталев, силой взрыва была выброшена за борт. Штурман погиб на глазах командира. Тяжело контуженного командира корабля моряки сумели спасти.
Плен, допросы, издевательства... Моряки держались с достоинством. После войны оставшиеся в живых вернулись на родную Балтику. От Лисина узнал Леонид о гибели своего отца. А потом как-то пришел в дом незнакомый офицер — он служил на «С-7», но в последнем походе не участвовал ввиду болезни — и положил на стол тетрадь. На первой странице ее было написано: «Товарищ! Если я погибну в боях за Родину, выполни мою последнюю просьбу: по окончании войны или когда это будет возможно передай этот дневник моей жене для моего сына по адресу: Ленинград, проспект 25 Октября, дом 11/2, Хрусталевой Софье Григорьевне. Пусть мой сын Леонид знает о моем участии в Отечественной войне и защищает Родину, как защищали ее мы, участники этой войны.
М. Хрусталев».
Остро отточенным штурманским карандашом, которым, вероятно, прокладывались боевые курсы подводной лодки, были сделаны эти записи. С глубоким волнением читали дневник Леонид и его мать. Отец писал о железной стойкости балтийцев, о их безграничной любви и преданности Коммунистической партии и советской Родине, о их страстном стремлении разгромить врага, посягнувшего на честь и независимость Отчизны. «Смерть немецким фашистам! Не жалеем и не пожалеем своей жизни для разгрома и уничтожения ненавистного врага!» — писал отец.
Отец любил жизнь, с нежностью думал о сыне: «Соня пишет, что Леонид уже начал ходить, очень веселый. Взглянуть бы на него хоть разок!» Не удалось герою взглянуть на сына.
Но Родина позаботилась о сыне подводника. Леонид окончил среднюю школу, стал комсомольцем.
— Кем же ты хочешь быть? — спросила его однажды мать.
— Подводником! — не задумываясь, ответил Леонид.
Софья Григорьевна внимательно посмотрела сыну в глаза: она ждала этого ответа.
Случилось так, что после окончания средней школы Леониду не удалось сразу поступить в училище подводного плавания. Тогда он пошел в мореходную школу. Он плавал рулевым на вспомогательном судне, исколесил вдоль и поперек Балтику, стал заправским «соленым» моряком. Затем подготовился и сдал экзамен в училище. До начала теоретической учебы ему пришлось год поплавать. Экипаж одной из лодок Северного флота тепло принял Хрусталева. Бывалые моряки по-отечески делились с ним своими знаниями, опытом, заботились, чтобы сын героя войны стал настоящим подводником. Леонид отвечал ревностной учебой. Даже в дни, когда будущие курсанты увольнялись на берег, он часто оставался на корабле. «Морская косточка», — шутили подводники. Пытливо изучал Леонид устройство корабля, технику и оружие. За короткий срок он стал одним из лучших штурманских электриков. В училище он прибыл закаленным в штормовых походах моряком.
Началась учеба. Высшая математика, общественные науки, физика, кораблевождение... Много нужно знать офицеру-подводнику! Леонид учился ревностно. И вот первая курсантская штурманская практика на Черном море. Хрусталев показывает пример настойчивого овладения штурманским делом. В период практики происходит самое примечательное событие в его жизни — он вступает в ряды Коммунистической партии.
Все это я узнал от Сергея Прокофьевича Лисина, когда мы вышли из кабинета.
— Весь в отца, — сказал Лисин, — такой же настойчивый, так же любит море. Отличный будет подводник!
В училище гордятся и сыновьями отважного балтийского подводника капитан-лейтенанта Николая Константиновича Мохова. В период Великой Отечественной войны он командовал подводной лодкой «Щ-317». Дерзко и умело действуя на Балтике, экипаж этой лодки только за один поход в 1942 году потопил четыре фашистских корабля. Моряк погиб смертью храбрых. Два его сына — Николай и Игорь — решили пойти по стопам отца. Они успешно окончили училище и сейчас служат на подводных лодках Северного флота.
А братья Зайдулины! Их отец ветеран подводного флота Измаил Зайдулин в Великую Отечественную войну погиб смертью героя. После войны в училище по комсомольским путевкам пришли его сыновья — старший Джемал и младший Рустем. Окончив училище, они получили назначение на Тихоокеанский флот, туда, где начинал службу их отец. Сыновья служат ревностно: старший плавает помощником командира на лодке, младший — штурманом.
Примеру Джемала и Рустема последовали их двоюродные братья — Олег и Игорь Чефоновы. Они также успешно кончили училище и служат теперь на Тихоокеанском флоте. На Всеармейском совещании комсомольских работников министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р. Я. Малиновский отметил Игоря Чефонова как одного из лучших секретарей комсомольских организаций подводных лодок.
В стенах училища воспитывались также сыновья известного советского подводника Героя Советского Союза Ф. Т. Вершинина, отважного черноморского подводника, погибшего в боях за Родину, капитана 1 ранга А. В. Крестовского, балтийского подводника Е. Г. Юнакова, североморского подводника В. П. Каланина и многих других героев войны.
В одной из аудиторий мы встретили курсанта, фамилию которого уже называл С. П. Лисин, — Самончука.
— Не родственник ли он того самого старшины эскадренного миноносца «Гром», Федора Евдокимовича Самончука, который в Моонзундском сражении в октябре 1917 года взорвал свой тяжело поврежденный корабль, чтобы его не захватили немцы? — спросил я.
— Сын героя, — ответил Лисин. — Павел Самончук...
Дорога отцов... Трудная, полная опасностей, но почетная дорога. Ее избрали многие из сыновей героев Военно-Морского Флота.
На подводные лодки из стен училища идут потомственные моряки, воплотившие в себе смелость и отвагу отцов, глубокие знания современной техники. Свой сыновний долг они видят в том, чтобы служить любимой Родине, как служили ей их славные отцы.
На подводную лодку прибыли для прохождения учебной практики курсанты. Одна золотая углообразная нашивка на рукаве говорила о том, что это были первокурсники. Будущие офицеры пришли на лодку накануне выхода в море. Расписанные по боевым постам, они вместе с экипажем готовили механизмы к походу.
Плавание было тяжелым. Многобалльный шторм бросал лодку из стороны в сторону. Старослужащие моряки пытливо поглядывали на «новичков». Но те вели себя так, словно всю жизнь провели в штормовом море.
К исходу первого дня случилось неожиданное. В одном из механизмов вышла из строя деталь. Требовалось срочно разобрать сложный узел, заменить деталь и вновь собрать механизм.
— Теперь вы нам не мешайте, — сказал курсантам озабоченный старшина команды мотористов мичман Колесов.
— Сколько времени нужно для исправления повреждения? — спросил его командир боевой части.
— Три часа.
— Разрешите обратиться, товарищ командир, — подошел к офицеру курсант Павлов. — Ввести в строй механизм можно за полтора часа. У нас был такой случай...
Все удивленно переглянулись.
— Где это вы ремонтировали за полтора часа? Не у чертежной ли доски? — не без ехидства спросили моряки курсанта.
Все разъяснилось очень быстро. Курсант Павлов до училища четыре года служил на подводной лодке, был специалистом первого класса. В сложных условиях плавания ему не раз приходилось исправлять и более сложные повреждения. И теперь матросы с восхищением смотрели, как умело и ловко будущий офицер вместе с группой моряков разобрал и собрал механизм.
Через полтора часа корабль продолжал выполнять учебную задачу.
Оказалось, все «новички» уже служили на кораблях, закалились и возмужали в морских походах. Прошло то время, когда в Высшее военно-морское училище зачислялись юноши, «не нюхавшие» моря, которые лишь в первую морскую практику видели настоящие боевые корабли. Сейчас подавляющее большинство курсантов — бывшие матросы, люди с мозолями на руках. Полюбив всей душой море и флотскую службу, закалившись в плаваниях, они пришли в училище по призванию, по зову сердца.
Взять хотя бы мичмана Юрия Невинного. До службы на флоте он работал слесарем на Новочеркасском машиностроительном заводе и учился в вечерней средней школе. На флот комсомолец пришел с хорошей трудовой закалкой. Он попросил направить его в школу подводников. «Почему вы хотите стать подводником?» — спросили его. «Потому что там труднее всего, — ответил комсомолец и, немного краснея, добавил: — И интереснее».
Юрий Невинный много читал о героических подвигах советских подводников в годы Великой Отечественной войны. Как живые стояли перед ним образы Гаджиева, Осипова, Вишневского и многих других героев морских глубин, отдавших свои жизни за счастье народов нашей Родины.

Немає коментарів: