понеділок, червня 20, 2011

Русский проект 941 «Акула» тяжелого атомного подводного крейсера был еще советским ответом в 70-х годах прошлого века на американскую аналогичную программу подводных ракетоносцев «Трайдент». Но если американские лодки имели 18 700 тонн водоизмещения, то наши «Акулы» - 49 800 тонн. Для сравнения: это больше, чем у авианосца «Адмирал Горшков». Эти подводные ракетоносцы стали самыми большими в мире и занесены к Книгу рекордов Гиннесса. Специально для их постройки на Северном машиностроительном предприятии был построен самый большой крытый эллинг в мире. Однако именно из-за огромных размеров не было развернуто большое серийное производство «Акул». Всего с 1976 по 1989 год построено 6 таких тяжелых ракетных подводных крейсеров. Их корпуса выполнены по типу катамарана. Ракетный комплекс Р-19 состоит из 20 твердотопливных, трехступенчатых межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями. Весь боекомплект субмарина может выстрелить всего двумя залпами с глубины 55 метров. Длина «Акулы» - 172 метра, ширина - 23 метра, предельная глубина погружения - 500 метров, автономность плавания - 120 суток. Экипаж - 179 человек.


Утилизация подводных ракетоносцев, по данным источников «НГ», ведется на деньги американских и канадских предпринимателей, которые работают вместе с российскими бизнесменами и высокопоставленными военными в этой сфере.
На разделку каждой «Акулы» будет затрачено примерно 2 млн. долларов из российского бюджета. Но этих денег недостаточно для таких гигантов. Поэтому зарубежные компании выплачивают еще свыше 8 млн. долларов.
При этом с каждой атомной субмарины получают сотни тонн меди, свинца, других весьма ценных цветных металлов. Вырученные от их продажи деньги позволяют полностью окупить утилизацию и получить немалую прибыль. Кроме того, по данным Счетной палаты, например, предприятие «Звездочка» нецелевым способом использовало 75 миллионов рублей для утилизации АПЛ. И это нарушение, вероятно, только вершина «айсберга» нарушений. Так что в российских условиях деньги от утилизации самым прямым образом влияют на значительное сокращение жизни ядерного подводного флота.
Эти атомные подводные лодки, оснащенные стратегическими ракетами, непосредственно обеспечивают ядерный паритет между Россией и США. Поэтому, считает адмирал Игорь Касатонов, главком ВМФ в одиночку не может утилизировать стратегический флот, «это дело высших государственных инстанций». Окончательно разрешить сомнения по этому поводу способны лишь президентские структуры. Но они молчат.
Не могут дать вразумительного разъяснения и в главном штабе ВМФ. Ссылаются на проведение каких-то работ на подлодке, а каких именно - никто не знает. Адмирал Игорь Касатонов поясняет: модернизация - дело вполне логичное. Но это не ликвидация целого класса стратегического вооружения. Опальный адмирал Геннадий Сучков - весьма опытный флотоводец. И ложных заявлений даже в обиде на своего главкома делать не станет, не тот человек. Скорее можно допустить, что кризисная ситуация в нашем ВМФ зашла так далеко, что адмирал Сучков не обвиняет главкома ВМФ, а скорее впервые указывает, что именно во время командования российским флотом Владимиром Куроедовым с первых рубежей обороны страны снимается грозное вооружение.
Ликвидация российских подводных крейсеров коренным образом меняет равновесие стратегических сил в пользу США и НАТО. В настоящее время, по словам адмирала Геннадия Сучкова, США располагают 18 стратегическими подводными ядерными ракетоносцами. Восемь из них находится на базах в полной готовности выйти в море по первому сигналу. Непосредственно в море на так называемой боевой службе постоянно находится 4-5 атомных ракетоносцев. К этому числу следует добавить две французские и одну английскую субмарину.
Им противостоит, по данным «НГ», 14 субмарин российского ВМФ. Постоянно на боевом дежурстве находится 1-2 подводных атомных ракетоносца. В 1990 году Советский Союз располагал 62 кораблями подобного класса. Темпы ликвидации российской стратегической мощи на море продолжают нарастать, в скором времени, считают специалисты, говорить о каком-либо соотношении стратегических сил на море вообще не представится возможным.

Немає коментарів: