ПРОСМОТР БЛОГА ПО СТРАНАМ МИРА

понеділок, червня 20, 2011

Честно говоря, мало кто в нашей стране серьезно воспринимает Конституционный Суд как независимый, беспристрастный и объективный орган. Призванный быть главным конституционный арбитром, при создании он вобрал в себя лучших ученых-конституционалистов Украины. Можно даже вспомнить, как первый его созыв сумел показать красную карточку кучмовскому референдуму по изменению Основного Закона. На этом "золотые времена" КС закончились, а началась повседневная работа по исполнению политических пожеланий.

Семейные узы в Конституционном Суде Украины
Семейные узы в Конституционном Суде

Еще при Кучме доверие к КС подорвали решением о третьем сроке Леонида Даниловича. Позже из КС сделали посмешище при Ющенко и его попытках разогнать парламент, тогда же в Конституционный Суд начали назначать кого попало - прокуроров, бывших работников спецслужб и прочих достаточно "далеких" от конституционного права людей. 


Добил себя КС уже при Януковиче решением о возможности формирования коалиции тушками. Контрольным же выстрелом в голову стал возврат к Конституции 1996 года. Все, что происходит в КС после этого - брожение и гниение того, что некогда гордо можно было именовать Конституционным Судом.

Только такими словами и можно назвать семейно-политические хитросплетения, которыми начало обрастать руководство Суда. 16 апреля 2010 года сын тогда еще заместителя главы Конституционного Суда Анатолия Головина (бывшего прокурорского работника и работника КГБ) Евгений Головин был назначен замом губернатора Киевской области.

12 июля 2010 года Анатолий Головин был избран главой КС, а его сын на выборах в местные органы власти в октябре стал депутатом облсовета от Партии регионов. На тех же выборах сын бывшего главы КС Андрея Стрижака тоже стал депутатом облсовета от Партии регионов, но на Закарпатье. Подумаешь, дети судей тоже люди, имеют право на собственную политическую и бизнес карьеру. Но очередное назначение на высокую должность родственника руководителя Конституционного Суда вышло за допустимые моральные рамки.

Вчера вечером на сайте Президента Украины появился указ о переведении судей. В числе новоназначенных оказалась и судья Донецкого окружного админсуда Екатерина Ильдаровна Головина, которую повысили до уровня судьи Хозяйственного суда города Киева.

В прессе сразу же начали говорить об очередном назначении донецких в киевский Хозсуд, упоминая, что не так давно сюда же перевели дочь крымского премьера Василия Джарты Викторию. Но за стандартной для последних лет донецко-миграционной историей проглядывается сюжет намного интереснее.

На первый взгляд, родственных отношений между Екатериной Головиной и главой КС никаких. Он Анатолий, она Ильдаровна, просто однофамильцы. Тем более, что найти хоть какие-то биографические данные о новоназначенной судье практически невозможно.

Но на помощь нам пришла электронная база данных переписи населения за 2001 год. В то время в Донецке проживала лишь одна Головина Екатерина Ильдаровна. 1975 года рождения, зарегистрированная в доме номер 88-А, квартире 13 по улице Краснофлотской. Эта же база данных свидетельствует, что точно по такому адресу тогда проживал Головин Евгений Анатольевич, родившийся 23 ноября 1980 года. Возможно, это и есть наш сын главы КС Евгений Головин, ныне трудящийся на посту зама губернатора Киевщины. Тем более, что дата рождения совпадает с указанной на сайте КОГА. По данным переписи, в этой же квартире в 2001 году был прописан и сам Анатолий Сергеевич Головин, 1952 года рождения, как и сказано в официальной биографии главы Конституционного Суда.

Источники "Главкома" в парламентской фракции Партии регионов подтвердили наши догадки, что новоназначенная судья Хозяйственного суда Киева является женой Евгения Головина, зама губернатора Киевщины, главы областной организации Союза Молодежи Регионов Украины, молодежного крыла Партии регионов, а также невесткой Анатолия Головина, главы Конституционного суда. Такой вот получается семейный партийно-хозяйственно-судебно-конституционный подряд.

Конечно, на фоне тотального непотизма, кумовства и донецкого землячества при Президенте Януковиче такой конфуз выглядит не таким уж и страшным. Подумаешь, очередной чиновник пристроил своего родственника на хорошую должность в столице, так сказать, воссоединили семью. Таких примеров сейчас пруд пруди, можно чуть ли не целую книгу писать.

Но, когда в подобном должностном протекционизме подозревается глава Конституционного Суда (теоретически, самый авторитетный, моральный и честный человек, представляющий за рубежом украинскую конституционную юстицию), то какой европеец вообще поверит в справедливость украинских судов и жесткую борьбу с коррупцией, о которой без устали повторяет Виктор Янукович?

"Очевидно, что с юридической точки зрения конфликта интересов в этой ситуации нет. В своей деятельности эти суды не связаны, КС не пересматривает дел Хозяйственного суда. Формально, тут ни к чему не придерешься", - считает руководитель центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко.

В то же время, у юриста есть вопросы к моральному аспекту данного назначения. "Но с политической и моральной точки зрения все выглядит неприглядно. Это вкладывается в рамки системы "семейности и кумовства", которая активно поддерживается нашей властью. В западных странах подобные случаи тоже бывают. Но они воспринимаются с пониманием, когда люди делают свои самостоятельные карьеры, много лет работают, являются известными специалистами в своей сфере. Тогда есть понимание, что сыграли свою роль не семейные связи, а личные заслуги. Когда же меняется власть, и неожиданно для всех на руководящих постах появляются родственники, то это выглядит плохо с моральной точки зрения", - резюмирует эксперт.

Согласен с ним и судья КС в отставке Николай Козюбра, один из самых авторитетных ученых-конституционалистов Украины. "С правовой точки зрения для такого назначения нет преград. Никто не запретит родственнику главы суда делать карьеру, - рассказывает он "Главкому", сразу же указывая на моральную сторону вопроса, - но с точки зрения этики проблема здесь есть. На моей памяти в практике работы Конституционного суда таких случаев еще не было".

Немає коментарів:

Дописати коментар